Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
В педагогике, в методике в термин «принцип» вкладывается понятие руководящего начала, некоего исходного положения, на основе которого осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. И если определенный принцип объективно отражает и обусловливает структуру, сущность и отличительные признаки той или иной стороны учебно-воспитательного процесса, то его значение для реализации успешного обучения трудно переоценить. Ретроспективный взгляд на историю педагогики показывает, что организованное обучение всегда осуществлялось с учетом сложившихся идеологических и дидактических предпосылок вне зависимости от того, были они или не были обоснованы и соответствующим образом сформулированы. Это можно объяснить тем, что обучение подрастающего поколения всегда объективно опирается на методологическую основу, отражающую идеологию господствующих классов. Между тем, обучение иностранным языкам — процесс весьма специфичный. При целевой установке добиться практического овладения иностранным языком — главное (в отличие от большинства предметов школьного общеобразовательного цикла) заключается как раз не в усвоении суммы знаний об изучаемом языке, а в формировании и дальнейшем развитии умений и навыков пользоваться иностранным языком как средством общения в пределах тематики, ограниченной школьной программой. Поэтому, придавая большое значение осуществлению дидактических принципов в преподавании иностранного языка, необходимо, однако, в дополнение к ним разрабатывать некоторые новые положения, поправки, отражающие специфику Данного учебного предмета. Так, например, долгое время реализация принципа сознательности в обучении иностранному языку понималась только как глубокое осознание системы изучаемого языка на основе сравнения с соответствующими явлениями в родном языке. При таком подходе к изучению иностранного языка перевод на родной был основным, даже единственным средством обучения, а грамматические правила — базой для «конструирования» высказываний. Система обучения английскому языку строится в соответствии с общедидактическими принципами воспитывающего обучения, научности, сознательности, активности, прочности, систематичности, доступности и посильности, учета индивидуальных особенностей учащихся, а также наглядности, которые в приложении к обучению иностранным языкам приобретают некоторые черты, обусловленные спецификой данного учебного предмета. Так, принцип сознательности при обучении иностранному языку имеет свою специфику. Характерной особенностью языкового общения является то, что в процессе общения при передаче и восприятии определенного содержания говорящие и слушающие не осознают языковую форму. Сознательность в применении к обучению общению на иностранном языке проявляется в полном осознании и правильном понимании содержания речи и правильном ее употреблении в соответствующей ситуации. Принцип сознательности требует, чтобы содержание любого языкового явления, вводимого и осваиваемого в учебном процессе, было с самого начала осознано, чтобы учащиеся никогда не оперировали языковыми формами, значения которых они не знают или не понимают. Такой подход к принципу сознательности не отрицает необходимости в учебном процессе инструкций, правил, обобщений и сведений о языке. Они необходимы для того, чтобы выступить в роли ориентировочных опор учебных действий или привести в систему усвоенный языковой материал. Этим определяется роль родного языка в учебном процессе, который используется для объяснения учащимся учебных действий и языковых явлений и для контроля понимания ими усваиваемого материала наряду с другими средствами. Показателем сознательного практического владения иностранным языком является правильная речевая реакция в жизненных ситуациях, приводящая к реальному общению и обмену информацией. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся требует обеспечить такую организацию учебного процесса в классе, когда при коллективном характере обучения каждый ученик был бы максимально вовлечен в учебный процесс и работал в режиме, соответствующем его индивидуальным способностям. Индивидуализация обучения обеспечивается гибким управлением учебным процессом, учитывающим его ход в данном классе и уровень языковой подготовки всех учащихся и отдельных учеников. С этой целью используются дифференцированный подход для разных групп учащихся, а также индивидуальные задания, раздаточный материал и технические средства обучения. Принцип наглядности играет особую роль в обучении иностранному языку. При освоении иностранного языка возникает задача – создать систему отражения объективного мира в формах второго языка. В школьных условиях обучения при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется с помощью наглядности. Используя различные средства наглядности: предметы, макеты, картины, жесты, движения, кинофильмы, и т.п., учитель в учебных целях моделирует фрагменты объективной действительности, которые ассоциируются учащимися с соответствующими иноязычными формами в процессе осуществления учебной коммуникации. В результате этого формы иностранного языка становятся для учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, обмен которой осуществляется при общении в той или иной ситуации. При обучении иностранному языку наглядность является не только важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации. Таким образом, наглядность в обучении иностранному языку в практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативной наглядности. Кроме того, средства наглядности могут быть использованы в качестве ориентировочных опор и при обобщении языковых явлений, где они проявляют себя так же, как при обучении другим учебным предметам. Отношения между дидактическими принципами в применении к иностранному языку и методическими принципами, заложенными в конкретной системе обучения иностранному языку, характеризуются, с одной стороны, непротиворечивостью друг другу, а с другой стороны – их дополняемостью. Каждый из них обусловливает ту или иную особенность обучения иностранному языку, а в совокупности, дополняя друг друга, они определяют всю систему обучения, а в данном случае систему обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. Литература: 1. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. —М.: Высш. школа, 373 с., 1982 2. А.П. Старков. Книга для учителя. (Часть 1) К учебнику английского языка для пятого класса средней школы. – СПб: «Специальная Литература», 1998. – 320 с. | |
Просмотров: 2203 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|