Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Дидактические принципы обучения иностранному языку.
В педагогике, в методике в термин «принцип» вкладывается понятие руководящего начала, некоего исходного положения, на основе которого осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. И если определенный принцип объективно отражает и обусловливает структуру, сущность и отличительные признаки той или иной стороны учебно-воспитательного процесса, то его значение для реализации успешного обучения трудно переоценить.
Ретроспективный взгляд на историю педагогики показывает, что организованное обучение всегда осуществлялось с учетом сложившихся идеологических и дидактических предпосылок вне зависимости от того, были они или не были обоснованы и соответствующим образом сформулированы. Это можно объяснить тем, что обучение подрастающего поколения всегда объективно опирается на методологическую основу, отражающую идеологию господствующих классов.
Между тем, обучение иностранным языкам — процесс весьма специфичный. При целевой установке добиться практического овладения иностранным языком — главное (в отличие от большинства предметов школьного общеобразовательного цикла) заключается как раз не в усвоении суммы знаний об изучаемом языке, а в формировании и дальнейшем развитии умений и навыков пользоваться иностранным языком как средством общения в пределах тематики, ограниченной школьной программой. Поэтому, придавая большое значение осуществлению дидактических принципов в преподавании иностранного языка, необходимо, однако, в дополнение к ним разрабатывать некоторые новые положения, поправки, отражающие специфику Данного учебного предмета. Так, например, долгое время реализация принципа сознательности в обучении иностранному языку понималась только как глубокое осознание системы изучаемого языка на основе сравнения с соответствующими явлениями в родном языке. При таком подходе к изучению иностранного языка перевод на родной был основным, даже единственным средством обучения, а грамматические правила — базой для «конструирования» высказываний.
Система обучения английскому языку строится в соответствии с общедидактическими принципами воспитывающего обучения, научности, сознательности, активности, прочности, систематичности, доступности и посильности, учета индивидуальных особенностей учащихся, а также наглядности, которые в приложении к обучению иностранным языкам приобретают некоторые черты, обусловленные спецификой данного учебного предмета.
Так, принцип сознательности при обучении иностранному языку имеет свою специфику. Характерной особенностью языкового общения является то, что в процессе общения при передаче и восприятии определенного содержания говорящие и слушающие не осознают языковую форму. Сознательность в применении к обучению общению на иностранном языке проявляется в полном осознании и правильном понимании содержания речи и правильном ее употреблении в соответствующей ситуации. Принцип сознательности требует, чтобы содержание любого языкового явления, вводимого и осваиваемого в учебном процессе, было с самого начала осознано, чтобы учащиеся никогда не оперировали языковыми формами, значения которых они не знают или не понимают. Такой подход к принципу сознательности не отрицает необходимости в учебном процессе инструкций, правил, обобщений и сведений о языке. Они необходимы для того, чтобы выступить в роли ориентировочных опор учебных действий или привести в систему усвоенный языковой материал. Этим определяется роль родного языка в учебном процессе, который используется для объяснения учащимся учебных действий и языковых явлений и для контроля понимания ими усваиваемого материала наряду с другими средствами.
Показателем сознательного практического владения иностранным языком является правильная речевая реакция в жизненных ситуациях, приводящая к реальному общению и обмену информацией.
Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся требует обеспечить такую организацию учебного процесса в классе, когда при коллективном характере обучения каждый ученик был бы максимально вовлечен в учебный процесс и работал в режиме, соответствующем его индивидуальным способностям. Индивидуализация обучения обеспечивается гибким управлением учебным процессом, учитывающим его ход в данном классе и уровень языковой подготовки всех учащихся и отдельных учеников. С этой целью используются дифференцированный подход для разных групп учащихся, а также индивидуальные задания, раздаточный материал и технические средства обучения.
Принцип наглядности играет особую роль в обучении иностранному языку. При освоении иностранного языка возникает задача – создать систему отражения объективного мира в формах второго языка. В школьных условиях обучения при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется с помощью наглядности. Используя различные средства наглядности: предметы, макеты, картины, жесты, движения, кинофильмы, и т.п., учитель в учебных целях моделирует фрагменты объективной действительности, которые ассоциируются учащимися с соответствующими иноязычными формами в процессе осуществления учебной коммуникации. В результате этого формы иностранного языка становятся для учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, обмен которой осуществляется при общении в той или иной ситуации.
При обучении иностранному языку наглядность является не только важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.
Таким образом, наглядность в обучении иностранному языку в практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативной наглядности.
Кроме того, средства наглядности могут быть использованы в качестве ориентировочных опор и при обобщении языковых явлений, где они проявляют себя так же, как при обучении другим учебным предметам.
Отношения между дидактическими принципами в применении к иностранному языку и методическими принципами, заложенными в конкретной системе обучения иностранному языку, характеризуются, с одной стороны, непротиворечивостью друг другу, а с другой стороны – их дополняемостью. Каждый из них обусловливает ту или иную особенность обучения иностранному языку, а в совокупности, дополняя друг друга, они определяют всю систему обучения, а в данном случае систему обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.

Литература:
1. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. —М.: Высш. школа, 373 с., 1982
2. А.П. Старков. Книга для учителя. (Часть 1) К учебнику английского языка для пятого класса средней школы. – СПб: «Специальная Литература», 1998. – 320 с.
Категория: Английский язык | Добавил: 080878 (2014-05-12) | Автор: Шмидт Евгения E
Просмотров: 2203 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 7:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru