Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
Горниковская Ирина Фёдоровна учитель английского языка, высшей категории, гимназия «Самопознание» ННПООЦ « Бобек» г.Алматы Развитие критического мышления на уроках английского языка «Научить человека мыслить является главной задачей системы образования». (Джон Дьюи) Слова одного из основоположников критического мышления Джона Дьюи я выбрала своеобразным эпиграфом к своим размышлениям: «Научить человека мыслить является главной задачей системы образования». Научить мыслить… «Так просто» - скажут одни и «Как сложно» - скажут другие. В наших школах сегодня процесс обучения строится таким образом, что ученик является пассивным слушателем и «накопителем» знаний, которые учитель, активно объясняя, пытается донести без лишних вопросов и размышлений - для чего эти знания и как ими пользоваться. Учитель объясняет, ученик воспроизводит (пересказывает). Как учиться мыслить и учить детей мыслить в таком «накопительном» процессе обучения? Мне бы хотелось ответить словами Джона Дьюи: «Именно критическая мысль создаёт возможность избежать чисто импульсивной или чисто рутинной деятельности. В рамках критического мышления происходит формулировка цели, ради которой осуществляется деятельность. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает». Что же такое «критическое мышление»? Термин «критическое мышление» известен из работ таких известных людей, как Ж. Пиаже, Д.Халперн, ДЖ. Бруннер, Л.С. Выготский, Дж.Браус, Д.Вуд, Д. Клустэр. Имеется и много определений этого «ведущего современного педагогического понятия» как «мышление о мышлении». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать». По их мнению, «Критическое мышление - это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений». Сущность критического мышления отражена в пяти признаках, сформулированных Дэвидом Клустером: «Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими». Практически это алгоритм для учителя, который направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения, создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, даёт учащимся самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. Дайяна Халперн определяет критическое мышление «как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата». Таким образом, можно сделать заключение, что критическое мышление – это «открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт». Что было важно развивать у учащихся, чтобы они критически мыслили? Опираясь на высказывания Дайяны Халперн это: - «Готовность к планированию - умение упорядочить мысли и выстроить последовательность их изложения. Это придаёт уверенности. - Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией. - Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении. - Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения. - Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. - Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний». Вот и руководство к действию для учителя! Без этих составляющих невозможно обойтись учителю, который открыт всему новому и готов работать по-новому, по-другому. Я согласна с авторами многих пособий в том, что и сами учителя «должны мыслить критически, развивать теоретико-методологическую базу, необходимую для процесса преподавания и обучения; соответствующие методы и технологии для формирования аргументированных выводов и заключений». Учитель перестаёт быть главным источником информации, а используя стратегии и приёмы КМ, превращает обучение в совместный поиск. Ученик – активный участник процесса преподавания и обучения согласно конструктивистской теории. Предполагаются равные партнёрские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Урок иностранного языка может и должен способствовать развитию КМ. Он развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Как это может быть реализовано на практике? На стадии вызова актуализируются имеющиеся знания у учащихся, учитель пробуждает интерес к получению новой информации, даёт возможность самим поставить цели урока, мотивируя к дальнейшей работе при помощи формулировки вопросов высокого/низкого порядка и проблемного вопроса (учитываются возрастные особенности учащихся). Работа ведётся как индивидуально, так и в группах и парах. Это даёт возможность ученикам вспомнить, что им известно по изучаемому вопросу, систематизировать информацию до изучения нового материала, задавать вопросы, самостоятельно формулировать собственные цели и задачи. На стадии вызова учитель работает в зоне актуального развития учащихся, вовлекая каждого в процесс обучения. На стадии вызова важно дать возможность высказать свою точку зрения всем и свободно, без страха ошибиться, фиксировать все высказывания. Важно не критиковать ответы, т.к. любое мнение ценно. Эта стадия очень важна с точки зрения продуктивного начала. Дети учатся с уважением выслушивать различные мнения, формулировать свои суждения, взаимодействовать друг с другом, учатся самостоятельно переносить имеющиеся знания на новый контекст их использования. Создаётся ситуация использования иностранного языка естественным, свободным способом, внимание акцентируется не на языковую форму высказывания, а на содержание. Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что мы, учителя, строим обучение исходя из целей, которые ставим сами, подразумевая, что они будут приняты учащимися как собственные. Но уже доказано не раз, что необходимо дать возможность самим учащимся ставить цели обучения. (Вспомним, что мы усваиваем лучше всего. Обычно это информация по теме, о которой мы уже что-то знаем.) На стадии осмысления обычно предоставляется новая информация, корректируются поставленные учащимися цели, активные приёмы направлены на сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенно, логично двигаемся к новому. На этой стадии при работе с текстом я использую методы активного чтения: чтения с пометками «инсерт», чтение с остановкой; заполнения таблицы «Знаю. Хочу знать. Узнал» - KWL Chart «KnowWantLearnt» Работа ведётся в группах, парах и индивидуально. При работе в группе обращать внимание на то, как дети взаимодействуют, распределяют обязанности при поиске информации, обмениваются мнениями, следуют правилам работы в группе. Интересно наблюдать как ведётся взаимообучение в группах и в парах. Такая форма работы удачна, т.к. у учащихся в ходе диалога в группе или паре усваивается и материал урока, и опыт другого ученика, партнёра. При этом нет страха неправильного ответа, более способные помогают слабым. Командный дух, атмосфера сотрудничества помогают справиться с заданиями. Дети на моих уроках составляли кластеры, «карты памяти» для диалога и монолога (от известного к новому, от простого к сложному), находили общее и различия при составлении «постера – маршрута» по теме грамматики. На этой стадии я стараюсь поддерживать активность учащихся, их интерес к теме, к постановке новых вопросов и поиску ответов. Учащиеся в ходе работы на уроках сопоставляют новую информацию с уже имеющейся, самостоятельно ищут ответы на возникшие вопросы и затруднения. (Учитель направляет учащихся). При работе с новой информацией обращается внимание на то, что их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему. Такие «модели взаимодействия, как исследовательский разговор, аргументация и диалог, способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. Дети обучаются эффективнее и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Учителям необходимо пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессом формирования знаний и исследований». Роль диалога в обучении критическому мышлению огромна. А на уроках английского тем более. Ученики в группе и в паре более раскованны, открываются друг другу, помогают, учатся друг у друга, уважают и ценят мнения и идеи других, достигают взаимопонимания и при этом говорят на иностранном языке (это одно из условий). Дети в ходе диалога учатся задавать различного вида вопросы, опираясь на клише, а в последующем и без опоры. На одном из уроков было предложено небольшим группам (3 человека) составить и инсценировать мини диалоги по теме урока «собеседование о приёме на работу», всему классу нужно было решить, примут ли оппонентов на работу на основании их ответов. Результат работы удивил и моих учеников и меня. Артистично задавались очень каверзные вопросы, и необходимо было так «расписать» и обыграть свои достоинства, чтобы быть принятым на работу, дети серьёзно отнеслись к заданию и искренне переживали друг за друга. Вот и выход в жизнь, и применение знаний на практике, и взаимооценка! Стадия рефлексии важна и для ученика, и для учителя. И этому следует уделять время, т.к. осуществляется анализ, переработка, интерпретация изученной информации, построение дальнейшего маршрута обучения. Знать что получилось, что не удалось, найти причины неудач, проанализировать. На этой стадии дети оценивают своё продвижение, соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Очень важно признавать свои ошибки, исправлять, корректировать свою работу и идти дальше. На стадии рефлексии используются различные формы. Например, мини анкета: «мне понравилось…/ не понравилось…/ было трудно…./легко…/ я узнал(а) …/было интересно…/ хочется …»; выбрать из предложенных вариантов на английском языке; используя «смайлики», выразить своё настроение. Учащимся также предлагается написать «синквейн» (на двух, а в дальнейшем на трёх языках: английский, русский, казахский) в парах и индивидуально в виде творческого задания. Возможна работа и в парах, и индивидуально, и в группах. В идеале критическое мышление даёт ученику: • повышение эффективности восприятия информации и интереса к процессу обучения; • умение работать в сотрудничестве с другими; • быть более ответственным к своему собственному обучению; «Критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив» Учителю критическое мышление даёт: • умение создать атмосферу открытости и сотрудничества; • возможность использования системы эффективных методик, способствующих развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; • стать практиками, способными анализировать свою деятельность и стать источником профессиональной информации для других учителей. Использованная литература 1. Клустер.Д., статья «Что такое критическое мышление?» 2. «Руководство для учителя», Глава «Модуль критическое мышление». 3. Статьи о критическом мышлении, материалы сайтов http://tc-h.ru/index.,http://aneks.spb.ru,http://do.gendocs.ru/docs/, http://www.rusnauka.com, http://summercamp.ru, http://rus.1september.ru/article, http://referat.yabotanik.ru/yazykovedenie | |
Просмотров: 2731 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|