Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ. Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке — одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Подтверждением сказанному служит целый ряд исследований, статей, пособий, появившихся за последнее время. И, тем не менее, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения, поскольку современные требования к диалогической речи - научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке — не всегда и в полной мере выполняются. Создавшееся положение требует новых поисков более рациональной методики обучения диалогической речи, при которой желаемые практические результаты достигались бы кратчайшим путем, с минимальной затратой времени и усилий, а сам процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для обучающихся. Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи. Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения. На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8 – 10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка. В методической литературе отражены три разных подхода к определению роли и места диалога в обучении иностранному языку. Диалог рассматривается как средство усвоения иностранного языка (языкового материала); как форма организации всего учебного процесса по иностранному языку; как один из видов речевой деятельности, которым надо овладеть в процессе обучения. В настоящей работе отражен третий подход к обучению диалогу. Единицами обучения диалогической речи могут быть реплики-стимулы и реплики-реакции или короткий диалог образец, состоящий из нескольких (2-3) диалогических единств. Например Hallo, Mike Hallo, Kate It’s fine day today, isn’t it? Certainly it is Then let’s go to for a walk in the park. With great pleasure. Обучение диалоговой речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от типа диалогических единств, а учащиеся овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакций зависит от класса (1,2,3) от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся. Например, на реплику стимул What’s his name? (показывается фотография) могут быть различные реакции. P1 – Denis Nikolaevich P2 – His name is Denis Nikolaevich P3 – I don’t know P4 – I don’t remember P5 – I don’t know what his name is. Или на реплику стимул учителя It’s a fine day today могут последовать такие реакции: P1 – Yes, it is P2 – I agree with you P3 – Oh, yes P4 – I can’t say so. It’s windy. Дальше стимулирующие реплики дают сами дети, а их одноклассники реагируют на них. После того, как учащиеся научаться без труда, в быстром темпе реагировать на стимул с помощью 1 реплики, учитель показывает им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание. Например: P1 – What season do you like, Galina Evgenievna? T – I like spring. It’s warm. The sun shines brightly. And I can work in the garden/ And what about you, Alla? Для того чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативный характер, учитель может использовать разнообразные игры. Например, очень важно научить учащихся быстро реагировать на стимулирующие вопросы. Для этого можно использовать игру «пинг-понг» Do you like to play badminton? Yes, I do Can you play it well? Yes, I can Did you play it in the camp? Yes, I did Is it difficult to play it? No, it isn’t Will you teach me to play it? Yes I’ll do it with great pleasure Эта игра проводится в темпе, формирует у учащихся правильную реакцию на разнообразные стимулирующие вопросы. Учитель начинает игру, затем передает свою функцию детям. Повторяя подобную работу в ходе обучения реагированию, (а оно должно проходить на протяжении всего начального этапа, потому что составляет суть диалога), учитель добивается формирования этого важного умения. Эта работа позволяет предупредить и исключить типичные ошибки типа: T: - Do you like to skate? P: - Yes it is. Или игра «Угадай», например, где был Петя в воскресенье: T – Where was Pete in Sunday? P1 – I think, that he was at the Zoo P2 – I believe in the park P3 – I think he went to the library P4 – At the cinema P5 – At his Granny’s P6 – He was at home. Etc. Петя слушает, а тот, кто угадывает, становится «ведущим» и предлагает свой вопрос, например: Where was Sasha last Saturday. – и игра продолжается. В процессе обучения реагированию начинается обучение стимулированию. Этой же цели служит и ряд упражнений, например, побуждение учащихся к началу диалога через косвенный вопрос. T – Igor, ask Pete what he did yesterday. Igor – Pete, what did you do yesterday? Pete – I walked with my dog. Этой же цели служит игра «Угадай». Ученик выходит из класса, а класс задумывает какой-либо предмет, его местонахождение или действие над ним. Вопрос для отгадывающего может быть очень простым, однотипным: Is it a…? Или отгадывающий задает ряд вопросов, например: What color is it? Where is it? Is it large or small? What can we do wite it? В такой игре учатся стимулированию речи с помощью вопросов. Однако стимулом для начала беседы может быть и утверждение. И это надо показать учащимся. Например учитель дает реагирующую реплику и просит детей подобрать разные высказывания стимулы которые вызвали бы данную реакцию. Например: T – With whom did you do there? Возможны стимулы: • I went to the cinema • I went to the theatre yesterday • I went to the country last week • I went to the museum last Sunday • I went to the Zoo last Saturday. Etc. Если единицей обучения является краткий диалог образец, то работа с ним происходит в три ступени. 1.Восприятие и понимание 2. Воспроизведение (простое и с модификацией) 3.Использование его в новых ситуациях. Дети слушают диалог либо в звукозаписи, либо в исполнении учителя. Учитель обеспечивает и проверяет понимание диалога. Затем дети слушают его еще раз с опорой на печатный текст и отрабатывают чтение, то есть воспроизводят диалог. Дома ( а иногда и в классе) учащиеся заучивают далог и воспроизводят его уже по памяти. Далее учитель предлагает учащимся слова для подстановки или учащиеся делают это сами. Таким образом происходит воспроизведение диалога с модификацией. Например: • Jack isn’t at school today. • What’s the matter with him? • He is ill. Можно заменить He is ill. на He is unwell/I don’t know/He went to the doctor’s. Etc. Таким образом, учащиеся запоминают структуру английского диалога и сами диалогические единицы, что позволяет им использовать те из них, которые подходят для данной ситуации общения. Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, прослушанным или прочитанным текстом, просмотренным диафильмом или слайдом или заданной вербальной ситуацией. Так, например, при обучении диалогической речи можно использовать кодоскоп. Учитель заготавливает транспарант, на котором представлены слова отца, обращенные к сыну (или стимулирующие реплики) В задачу учащихся входит подбор реагирующих реплик, подходящих по смыслу, с тем, чтобы получился диалог. Father: I say, Sonny, what shall we buy for mother on Women’s day? Sonny: (1) Father: That’s good idea! And what will you say to Mum? Sonny: (2) Реагирующими репликами могут быть (1)Let’s buy her some flowers a large box of sweets the book about Moscow. Etc (2) I’ll say: “Dear Mum. I love you so much” “Best nishes for Mother’s Day” Etc Проецируя на экран слова отца, учитель предлагает включиться в беседу. Эту работу следует проводить в парах. Во время работы учащихся, учитель наблюдает за ними, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается, а на контроль вызывает 1-2 пары. В слабых классах можно перед работой в паре дать образец выполнения задания или в звукозаписи или в исполнении учителя с сильным учеником. Хорошим и очень полезным упражнением для формирования диалоговой речи, является задание типа Listen, read and act, что, к сожалению, не всегда выполняется на уроках. Диалогическая речь может стимулироваться печатным текстом, который легко драматизировать. Например, “William and Mr Romford” После прочтения текста дети разыгрывают следующий диалог между мистером Рамфордом и Вильямом. • Hallo, Mr R! • Hallo, William. Are you going home now? • Yes • Give this to your sister, please. Tell her its a present from me for her birthday. But don’t open the basket. There is the nice little cat in it • All right. • You mast give it to Ethel, but you mustn’t open it in the street. Диалогическая речь может развиваться на основе прослушанного текста. Например:” It doesn’t mother” Перед прослушиванием текста учащиеся получают задание:”Dramatise the text”В результате может получиться следующий диалог между Бесси и Мэри • What’re you doing, Bassy? • I’m writing a letter to my friend Kitty • But how can you? You can’t write! • Well, it doesn’t mother, because Kitty can’t read Стимулирующей для развития диалогической речи может быть и вербально заданная ситуация. Например, You meet a friend. He(she) says he(she) has a new art flat (house). Have a talk with him(her) about his(her) new flat(house).В сильном классе такого задания достаточно. В слабом классе можно дать опоры в виде вопросов или только вопросительных слов: When…, where…, How many rooms…,Is it far from …? Etc Диалогическую речь можно стимулировать просмотром диафильмов и организацией беседы t – d, р1 р2: о ком (чем) они узнали из диафильма, понравился ли диафильм, что понравилось. Безусловно, каждый творчески работающий учитель, исходя из конкретных условий своей группы, может использовать и другие приемы. Самое главное, как мне кажется при организации диалогического общения – создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми деятельности. Формальное выполнение заданий, способствующих развитию навыков диалогической речи, сводят на нет практический результат. Заканчивая рассмотрение формирования диалоговой речи, хочу напомнить, что учителю следует при контроле сформированности диалогических умений руководствоваться требованиями программы в отношении количества реплик, участвующих в беседе и их характера. От каждого ожидается не менее 3 – 4 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче. Развитию навыков диалогической речи также способствуют различные игры. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них прежде всего – игра это увлекательное занятие. Этим то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка, благотворно сказываются на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности « оказывается я могу говорить наравне со всеми» Игры, с методической литературой способствуют выполнению трех важных задач: • созданию психологической готовности детей к речевому общению • обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала. • Тренировка учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Игра «хвастун» This boy is a boaster. This is what he said. 1) Yesterday I cleaned my teeth in the morning, in the afternoon and in the evening. 2) Yesterday I washed my hands and face ten times. 3) Yesterday I helped my friends to do their homework. 4) Yesterday I played chess with a champion. 5) Yesterday I watched TV at night. 6) Yesterday I skated at the stadium. Задания: 1) Express your doubt. 2) Disagree with him, Такая игра одновременно способствует более легкому заучиванию грамматики. Учитель делает вид, что он перепутал имена своих учеников. T: Katya, who is absent? M: I’m not Katya, I’m Masha T: Are you? Sorry. How are you Lena? I: I’m not Lena, I’m Iane T: Oh, sorry. But does it mean much. All people are alike Katya: No, not at all T: No? How can you tell one man from another? K: By the face V: By the colour of the hair A: One is short, another is tall T: And how else? B: By the voice T: OK. Now let’s see how you can tell one man from another by the voice, Misha, come here. Миша выходит к доске и становится спиной к классу. Учитель жестом указывает на Катю и она говорит: • Good morning, Misha • Good morning, Katya Если он угадывает, Катя сменяет Мишу. Задача усложняется, дети должны составить микродиалог. • Hello, Misha, How are you? • Fine, thanks, and you Ann? • It’s cold today, isn’t it, Misha? • Yes it is Ann • Your hair needs cutting, doesn’t it, M? • No, it doesn’t Ann • Which Do You Want? По условиям игры выбирается двое водящих, которые задумывают число, например 30. Затем они по очереди начинают диалог с играющими Katya: What is the number? Iane: 22 Andrey: More Misha: 32 Katya: Less Oleg: 29 Andrey: More Lena:30 Katya: That’s right Andrey: What do you want, Lena Lena: I want a dress Катя и Андрей договариваются, что у Кати будет длинное красное, а у Андрее – короткое коричневое платье. Katya: Which do you want, Lena: a long red dress or a blue short one? Lena: I want a long red dress. Лена занимает место Кати и водит вместе с Андреем. Отгадавший число имеет право назвать предмет. Выбор предмета зависит от изучаемой темы. Основной целью обучения иностранному языку становится в настоящее время развитие личности ребенка, его мышления, воображения, слуха (интонация, различие звуков), создание условий для адаптации учащихся к употреблению иностранной лексики в речи. Изучение литературы, посвященной проблематике обучения диалогической речи на начальном этапе обучения показало, что ученые сходятся во мнении, что начальный этап обучения важнее потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Учащиеся с первых шагов знакомятся с изучаемым языком как средством общения. Они учатся понимать иностранную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать и понимать иностранный текст, писать, т.е. пользоваться графикой и орфографией иностранного языка. От того, как идет обучение на начальном этапе обучения иностранному языку, зависит успех овладения этим предметом в дальнейшем. Английский методист Г. Пальмер придавал очень большое значение начальному периоду изучения иностранного языка: “Take care of the first two stages and the rest call take of itself “. Диалогическая речь - одна из основных форм речевого общения. Несмотря на то, что она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых речевых образцов. Тем не менее, предпочтение в обучении устной речи на начальном этапе обучения иностранным языкам все же отдается диалогической речи. Список литературы 1. Борзова Е. В. Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку в 5-6 классах// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 2. – С. 43-40. 2. Будниченко Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 3. – С. 58-60. 3. Букичева О. А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе// Иностранные языки в школе. – 2006. - № 5. – С. 50-53. 4. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. , Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. 5. Калимулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 2003. - № 3. – С. 17-2027. 6. Логинова Л. И. Как помочь ребенку заговорить по английски. – М.: ВЛАДОС, 2003. 7. Пальмер Р. Методы обучения английской устной речи Л. 1983 8. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 1971. 9. Перкас С. В. Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1997. - № 3. – С. 21-24. 10. Погорелова Е.В. Проблемы раннего обучения английскому языку в школе// Иностранные языки в школах Казахстана. – 2004. - № 3. – С. 3-10. 11. Рогова Т. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. 12. Скляренко Н. К., Олейник Т. И. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в 6 классе// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 1. – С. 28-33. 13. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе/ Под ред. А. Д. Клименко. – М.: Педагогика, 1981. | |
Просмотров: 2754 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|