Гурова Л.Ф. учитель английского языка СОШ №12 г.Абая Карагандинской области, Казахстан
Обучение грамматике
с использованием элементов модульного обучения.
Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости-радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
В.А. Сухомлинский
Изучение английского языка, так же как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более что подавляющее большинство учеников не имеют возможности общаться с носителями языка.
Наиболее сложным для учеников является изучение английской грамматики. Система времён в английском языке и другие грамматические явления отличаются от того, что учащиеся встречают в своём родном языке. Многие школьники считают изучение грамматики скучным делом. Но понимают, что, не зная грамматики, не смогут решить тестовые задания на ВОУД, на ЕНТ, не смогут сдать экзамены в школе. Чтобы обучение грамматике сделать более занимательным и эффективным, я использую элементы модульного обучения.
Я расскажу, как изучается учебный материал по английскому языку в 6 классе по теме «Степени сравнения прилагательных» и в 9классе – по теме «Условные предложения» с использованием элементов модульного обучения.
Одним из элементов модульного обучения является неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» - от простого к сложному, что даёт возможность каждому ученику усвоить учебный материал от уровня элементарных знаний до уровня «оценки знаний».
В начале урока 10минут я отвожу на знакомство учеников 6 класса с содержанием учебного материала по теме «Степени сравнения прилагательных» с использованием таблицы в учебнике (Приложение 1). Затем класс делится на группы A,B,C,D. Каждая группа получает задание – изучение какой- либо части учебного материала. Ученики рассаживаются за свои рабочиестолы и знакомятся с заданиями. Предлагается наличие двух заданий на каждый стол, первое задание - изучение грамматического материала.Группа А изучает образование сравнительной и превосходной степени односложных прилагательных, группа В - образование сравнительной и превосходной степени односложных прилагательных оканчивающихся на - у -, группаС - образование сравнительной и превосходной степени многосложных прилагательных, группа D- образование сравнительной и превосходной степени прилагательных – исключения. Второе задание - применение полученных знаний на практике(Приложение 2). После подготовки ученики пересаживаются таким образом: за одним столом собираются ученики с жетонами A1,B1,C1,D1, за вторым-A2,B2,C2,D2 и т.д. Я меняю указатели столов: вместо A,B,C,D ставлю 1,2,3,4. В новой группе каждый представитель рассказывает о своей теме(по порядку букв, т.е сначала А, потом В, следующий С и т.д.). Их рассказы фиксируются в виде схемы, плана, тезисов. Одновременно у доски работают ученики, которые записывают схему-конспект проработанного материала. Учащиеся возвращаются на свои первоначальные места, я снова меняю указатели столов (вместо1,2,3,4 ставлюA,B,C,D). Ученики, которые работали у доски, один за другим защищают свою схему-конспект. Я и учащиеся наблюдаем за правильностью усвоения учебного материала, умение кратко, конкретно, грамотно излагать суть вопроса. По окончании работы я выставляю оценки лучшим выступающим. В завершение урока я даю разноуровневое домашнее задание с использованием учебника, отмечая, что необходимо выучить, как образуются степени сравнения прилагательных.На следующем уроке после ряда выполненных заданий по учебнику, провожу тестирование в течение 10минут по теме «Степени сравнения прилагательных» (Приложение 3).
Аналогично проводится работа в 9 классе. Знакомство с «Условными предложениями» мои ученики обычно начинают с просмотра видеоурока, где подробно объясняется, как образуются новые структуры, их значение, формы и употребления.
В модульном обучении организация познавательной деятельности учеников строится преимущественно через диалогическое общение. Поэтому класс делится на микрогруппы и каждая микрогруппаполучает задание.Ученики рассаживаются за свои столы, на которых стоят компьютеры. Первое задание - изучение грамматического материала, с использованием видеоурока. Группа А изучает образование условных предложений 0 типа, группа В - образование условных предложений первого типа, группа С - образование условных предложений 2 типа. Второе задание - применение полученных знаний на практике (Приложение 4).
По окончании работы я также предлагаю разноуровневое домашнее задание с использованием учебника, отмечая, что необходимо выучить, как образуются условные предложения. В заключенииследующего урока провожу тестирование в течение 10минут. Чтобы вызвать живой интерес в решении теста, в заданиях использую страноведческий материал (английские приметы)(Приложение 5).
Одно из главных преимуществ использования элементов модульного обучения-почти все ученики работают самостоятельно (некоторые — с определенной «порцией» помощи учителя), достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности — закрепляют знания по определенной теме.
Если говорить о недостатках модульного обучения, то косновным следует отнести - составление модулей — довольно трудоемкий процесс и занимает много времени.
Использование элементов модульного обучения открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, а также позволяет модернизировать традиционные методы (групповые, игровые, парные, и т.д.) при обучении грамматике, лексике и т.д.
Приложение 1
Положительная степень сравнения (Positivedegree) Сравнительная степень сравнения (Comparativedegree) Превосходная степень сравнения (Superlativedegree)
Односложные прилагательные dark darker (the) darkest
big bigger (the) biggest
white whiter (the) whitest
dry drier (the) dries
Двусложные прилагательные, оканчивающиеся на –у busy busier (the) busiest
grey greyer (the) greyest
Многосложные прилагательные useful moreuseful (the) mostuseful
Прилагательные исключения good better (the)best
bad worse (the)worst
many (much) more (the) most
little less (the) least
Приложение2.
GroupA.
1. Изучите, как образуются сравнительная и превосходная степени у односложных прилагательных.
Односложные прилагательные образуют сравнительную степень при помощи суффикса -ег,который произносится [ə], а перед словами, начинающимися с гласного звука - [ər].Превосходную степень при помощи суффикса -est, который произносится [Ist]. Суффиксы прибавляются к прилагательному в положительной степени:
darkтемный - darker -(the) darkest
simpleпростой - simpler -(the) simplest
В односложных прилагательных, оканчивающихся на одну согласную, стоящую после краткой гласной, для сохранения краткости чтения этой гласной согласная перед суффиксами -ег, -est удваивается:
bigбольшой - bigger - (the) biggest
hotгорячий - hotter - (the) hottest
Конечная гласная e (немое e) перед суффиксами -er, -est опускается:
white [waIt] белый - whiter [waItq] - (the) whitest ['waItIst]
Конечная буква –y заменяется на –i, при условии, что перед –y стоит согласная:
Dry — drier – (the)dries
2.Образуйте сравнительную и превосходную степени односложных прилагательных:
Warm, dry, nice,tall,hot.
GroupВ.
1. Изучите, как образуются сравнительная и превосходная степени у двусложных прилагательных, оканчивающиеся на –у.
Двусложные прилагательные, оканчивающиеся на -у, образуют сравнительную степень при помощи суффикса -ег, а превосходную степень при помощи суффикса -est, которые прибавляются к прилагательному в положительной степени.
В прилагательных, оканчивающихся на -у, стоящую после согласной, перед суффиксами -er, -est -у меняется на i:
busyзанятый - busier - (the) busiest
happyсчастливый -happier -(the) happiest.
Примечание: Но если перед y стоит гласная, то y остается без изменения:
grey серый - greyer - (the) greyest
2.Образуйте сравнительную и превосходную степени двусложных прилагательных, оканчивающиеся на –у:
Sunny ,happy, hungry ,grey,dirty.
Group С.
1.Изучите, как образуются сравнительная и превосходная степени у многосложных прилагательных.
Все многосложные прилагательные, образуют степени сравнения при помощи служебных слов more более- для сравнительной степени и (the) most наиболее, самый- для превосходной степени:
usefulполезный -more useful - (the) most useful;
difficultтрудный - more difficult - (the) most difficult
2.Образуйте сравнительную и превосходную степени многосложных прилагательных:
Beautiful, comfortable,expensive,important,interesting.
GroupD.
1.Изучите, как образуются сравнительная и превосходная степени у прилагательных-исключения.
good - better –(the best) - хороший - лучше - лучший;
bad - worse –(the worst) - плохой - хуже - худший;
many (much) - more–(the)most - много - больше - большевсего;
little - less–(the)least - мало - меньше - меньшевсего;
2.Поставьте прилагательные в скобках в нужной форме:
The red colour is (good/better/the best) for your car than blue.- Длятвоеймашинылучшекрасныйцвет, чемсиний.
Your suggestion was (bad/worse/the worst) today.- Твоепредложениебылосамымплохимсегодня.
I need(many/more/the most)books - Мненужнобольшекниг.
Our sofa is (little /less/the least) comfortable than that one - Нашдиванменееудобный, чемтот.
Приложение 3.
Test.
1. This book is …. than that one .
a) interesting b) more interesting c) the most interesting
2. The elephant is……animal on the land.
a) bigger b) the biggest c) more bigger
3. Nick is……than Rick.
a) stronger b) the strongest c) more stronger
4.This flat is … than that house.
a) goodb) better c) the best
5.This monkey is … than that monkey.
a) funnyer b) more funny c) funnier
6.Ann is … girl in their class.
a) thelazyest b) the laziest c) lazier
7.This film is …
a) bad b) worse c) the worst
8.This shirt is nice, but that shirt is ….
a) nicer b) niceer c) the nice
9.This ball is …
a) theexpensiveest b) the expensivest c) the most expensive
10.This cat is … than that cat.
a) greyer b) greier c) the greyest
Приложение 4.
GroupА.
1.Изучите, как образуются условные предложения 0 типа (просмотр видеоурока).
2.Choose the correct answer- A,B,C.
1.If you … flowers,they...
А)don't water / die В) doesn't water / die С) won't water / die
2.If temperature … zero, water...
А) is /freeze В) are / freezes С) is / freezes
3.If you … water, it …
А) heat / boil В) heat / boils С) will heat / boils
4.A person … meat if he/she … a vegetarian.
А)doesn't eat /is В)doesn't eat / will be С) don't eat / is
5.Everything … wet if it ...
А) is /will rain В) is / rain С) is / rains
GroupВ.
1. Изучите, как образуются условные предложения 1 типа (просмотр видеоурока).
2.Choose the correct answer- A,B,C.
1.Ifyou … newshoesonChristmasDay, it … you bad luck.
А)wear/will bring В)will wear/ will bring С)will wear/ bring
2.If a black cat … your path, you … good luck.
А) cross /will have В)crosses/ will have С) will cross / will have
3.If you … a small spider, you … a lot of money.
А) see / will have В)will see / will have С) will see / have
4.If you … of the devil, he ….
А) will talk / will appearВ) talk / will appear С) will talk / appear
5.If a girl … the bride’s bouquet after a wedding, she … next to mеrry.
А) catch / will be В) will catch / isС) catches / will be
GroupC.
1. Изучите, как образуются условные предложения2 типа (просмотр видеоурока).
2. Choose the correct answer- A,B,C.
1. If I … my parents, I … my children do homework.
А)were /would make В)were / made С) were / make
2.If I… a car in a lottery, I… to drive it.
А) would win / learnt В) would win / would learn С)won / would learn
3. If I…to drivea car,I …to school by car.
А)learn / would go В)learnt / would go С) would learn / went
4.If Kate … to London, she … the Tower.
А) went/ would visit В)would go/ visited С) went/visited
5.If they … enough money, they … a new flat.
А) had / wouldbuy В)wouldhave / boughtС) had / buy
Приложение 5.
Test.
1.If you … your left hand, you … money away.
А) will scratch / give В)willscratch / will give С) scratch / will give
2.If you … under a ladder, you … bad luck.
А) walk /will have В) will walk / will have С) will walk / have
3.If a girl … the bride’s bouquet after a wedding, she … next to mеrry.
А)catch / will be В) catches / will be С) will catch / is
4.If you … your hair on New Year’s Day, you … away good luck.
А)wash / willwash В)will wash / will wash С) will wash / wash
5.If I … to the cinema, I … an interesting film.
А)would go/ watchedВ)went / would watch С) went / watch
6.If it …, Nina … an umbrella with her.
А)rain /would take В)would rain / took С) rained / would take
7.If he… my friend, I … him to my birthday party.
А) were / would invited В) were / would invite С) was/ invite
8.If we …, we … the bus.
А) would hurry / catched В) hurryed / would catch С) hurried / would catch
9.If you … ice, it ...
А) will heat /melts В) heat / melt С) heat / melts
10.If I … water to 0 degrees Celsius, it ...
А) will cool / freezes В) cool / freezes С) cool / freeze
|