Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения» Выполнила: Кульшукова Ж.М. 2014 год Оглавление Введение……………………………………………………………..3 1 Основные особенности креативного мышления на уроках английского языка………………………………………………………………………………..5 2 Методы и приемы для формирования креативного мышления 6 2.1 Проектная деятельность, формирующая активное самостоятельное мышление ребенка……………………………………………………………….6 2.2 Ролевые игры как метод обучения и развитие речевых навыков…8 2.3 Опыт использования элементов технологии “Моя копилка” на уроках английского языка……………………………………………………….9 2.4 Интерактивные методы обучения – эффективный метод на начальной ступени обучения грамматическим аспектам английского языка 12 Заключение…………………………………………………………………14 Библиография………………………………………………………………15 Введение На сегодняшний день в нашей стране, креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности. Иностранный язык как общеобразовательный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой кругозор, развивать свое креативное мышление, память, чувства, эмоции. Прежде всего, английский язык как учебный предмет-это дополнительное «окно» в мир. Это средство для пополнения знаний, то есть на занятиях учащиеся пополняют и расширяют знания и представления, полученные ими по другим предметам: литературе, музыке, истории, географии и др. Определяя возможное развитие креативности у младших школьников (общих творческих способностей), необходимо опираться на сформированную в научной литературе точку зрения о том, что сензитивный период приходится на 8-9 лет. Именно в этом возрасте формируются и начинают развиваться такие качества личности как новизна, критичность, направленность на творчество, способность преобразовывать. Развитие креативности должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей младших школьников и особенностей содержания предмета в школе. В ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Н.А. Назарбаев уделяет много внимания образованию, в котором он отмечает: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Для достижения поставленной цели Главы государства в нашей стране одним из немаловажных направлений является развитие трехязычия, согласно государственной программе развития и функционирования языков на 2011-2012 годы от 29 июня 2011 года, в которой он отметил: «Английский язык - это язык, по которому реализуются инновации, новые технологии, которые необходимы для глобального мира, он необходим всем». Одним из ключевых компонентов лексического капитала казахстанцев является знание английского языка как средство делового и международного общения. В рамках данной задачи предусмотрено сохранение широкого образовательного пространства процесса обучения иностранным языкам. Актуальность данного проекта состоит в том, что инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у младших школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод мини-проекта, элементы технологии “Моя копилка”, ИКТ, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении. Исходя из вышесказанного, можно выделить проблемы наиболее актуальные и значимые в сегодняшнем, быстро меняющимся мире: 1. преобладание все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по иностранному языку, слабая материальная база школ с одной стороны и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение иностранному языку, как наиболее значимых социальному заказу общества и современным целям образования с другой; 2. возрастание роли английского языка в современном мире, серьезная увлеченность компьютерными технологиями обучающимися с одной стороны и снижение мотивации к учебной деятельности и познавательного интереса школьников с другой; 3. возрастающая практическая значимость школьного курса иностранного языка и дефицит учебного времени. Объектом проекта является - процесс формирования креативности младших школьников. Предметом - использование ИКТ на уроках английского языка для повышения результативности обучения Методами является: наблюдение, синтез и анализ, диагностика Цель проекта: формирование устойчивого познавательного интереса обучающихся, креативного подхода к изучению английского языка средствами инновационных коммуникационных технологий В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: – изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме. – применение инновационных технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности; – рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, элементов технологии МК, использование ИКТ, приемов технологии критического мышления. Гипотеза: если целенаправленно, эффективно использовать ИКТ на уроках английского языка, креативное мышление, то это будет «живительным источником» активизации познавательного интереса и повышения результативности обучающихся.. Инновационная деятельность – это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у младших школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Именно для начальной школы, в которой обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития, особенно актуально использование метода проекта, ролевых игр и др. Методы и приемы, формирующие креативное мышление Проектная технология. В начальной школе возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проекты могут быть индивидуальными ( например, коллаж или буклет “Разрешите представиться – это я”, “Мое фамильное дерево”) и групповыми (“Мы о себе”, “Моя школа”). На уроках во вторых–четвертых классах возможно использование следующих проектных заданий: 1. “Я-журналист”. Детям были предложены различные варианты анкетного опроса: а) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьет) за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету” (на экран проецируется таблица): Имя Еда Напитки б) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто и как проводит свободное время. Заполни следующую анкету” (на экране таблица): Имя День недели Вид занятий 2. “Мы оформляем коллаж”. Каждый ребенок дома работает самостоятельно, используя фотографии, рисунки, создание ‘слайд – презентаций’; предлагаю детям темы и примерный план: а) “I am happy” (имя, имена моих родителей, сестер, братьев; адрес; мой возраст; день рождения; моя внешность; мои интересы); б) “My favorite clothes” 3. “Fruit salad/ Vegetable salad” (проводится в рамках темы “Food”) Заранее распределяется, кто и что приносит в класс (посуду, овощи, фрукты). На уроке организуется тренировка детей в употреблении лексики, необходимых для общения и клише (с опорой на принесенные предметы и совместно созданные слайд – презентации), с помощью гиперссылки дети проверяют правильность своих высказываний. Затем класс разбивается на группы, каждая получает свое задание (на английском языке) – натереть морковь (grate the carrots), нарезать свеклу кубиками (cut into cubes beets) натереть на терке яблоко (grate the apples), почистить апельсин (clean orange), украсить салат (decorate salad), накрыть на стол (set the table) и т.д. Группа выполняет на столе все указания шеф-повара (chief-cooker) с соответствующей вывеской: “Фруктовый салад”, “Овощной салат”. Учитель – “консультант” задает вопросы на английском языке: “Что ты делаешь?”, “Что это?”, “Какого цвета?”, дает советы: “Режь аккуратно”, комментирует действия детей: “Молодец, ты делаешь все правильно” и т.д. Ролевые игры Продуманная игра в английском языке − это одновременно и обучение, и развитие речевых навыков, и тренировка памяти, и коррекция произношения, и повторение всего того, что уже знакомо. Важно и то, что игры универсальны в том смысле, что они могут быть использованы и как обучение, и как проверка или аудит знаний. Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка, ученики представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Социальные (врач, продавец), межличностные (друзья, одноклассники), психологические (нейтральные, позитивные, негативные персонажи) роли, которые исполняют ученики, способствуют тому, что они учатся общаться и обсуждать вопросы, понимать и оценивать чувства других людей, решать проблемы. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков. 1. Игра: «Близнецы» Цель: активизация навыков и умений порождения монологических высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в диалог. Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу. 2. Игра-спектакль. Эффективной и продуктивной формой обучения является игра-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. Например инсценировка сказки «Колобок» (tale about Kolobok) 3. Ролевая игра “Послы”. Класс делится на подгруппы, не менее 5 человек. Каждая группа загадывает, например, профессию или животного, или знаменитость и т.д. Приняв на себя данную роль, один представитель идет в другую группу и отвечает там на вопросы от имени этого персонажа. Если догадываются, кто он, его берут в “плен”, а группа выбирает другого посла. Выигрывает та группа, которая смогла взять в плен большое количество пленников. Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она - способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке; - усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся; - даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях. Поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения. Опыт использования элементов технологии “Моя копилка” на уроках английского языка. Демонстрация учащимися своих достижений. Этому способствует работа детей с разделом – “Моя копилка” и их участие в выставках, конкурсах. Это раздел, с которым дети работают постоянно. “Копилка” – это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, альбом с подписями на английском языке, грамматические таблицы, схемы, фотографии детей, аппликации, поделки. Работе с “Копилкой” посвящаю целый урок один раз в четверть. Ученики получают задание работать в парах, демонстрируя свои “Копилки” друг другу, сами выбирают материалы, которые считают наиболее интересными и ценными. Например, изучая тему “Животные”, дети готовят рисунки, фотографии,коллажи своих домашних любимчиков. Они рассказывают друг другу про своих питомцев, затем объединяются в небольшие группы и каждая группа готовит обзор своих “Копилок” для презентации всему классу. Дети младшего школьного возраста воспринимают мир целостно. Их любимые занятия – рисование, раскрашивание, конструирование (в том числе грамматических символов), пение. Предлагаю им рисовать и комментировать нарисованное на английском языке. Используя геометрические фигурки, которые есть в их “копилках”, конструируем грамматические структуры (повествовательные и вопросительные предложения), поем песенки, пропевая речевые образцы, жестами и движениями передаем содержание. Это помогает выработке правильной интонации и артикуляции звуков. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка. Используются на уроках следующие приемы: “Верные и неверные утверждения”, “Перепутанные логические цепочки”, “Ключевые термины”. В УМК автора М.З. Биболетовой “Enjoy English” для 2–4-х классов достаточно аналогичных заданий, поэтому стараюсь использовать что– то новое: задания даются в стихотворной форме. Например: соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары. - Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму: 1. Red, white, blue – 2. Yellow, grey, green – 3. Purple, orange, black – a) Where have you been? b) To London down and back. c) How do you do? (По теме “Цвета”) - Учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме “Времена года”), которое они слушают: 1. Yellow leaves, orange leaves, Red and green and brown. Rainy time, windy time, Autumn comes to town. 2.The snow is falling, The wind is blowing. The ground is white All day and all night. - Тема “Мой домашний любимчик”. Учащиеся воссоздают текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала: 1. I’ve got a dog, 5. I take him out 12. He loves me, too! 4. His nose is black. 8. We run and play. 11. I love my dog! 9. Such clever tricks 7. Such fun we have! 2. His name is Jack. 6. Every day, 3. His head is white, 10. My dog can do. - Тема « Праздник алфавита». Учащимся представляются логические загадки, прослушав которые по рифме назвать подходящую букву. 1.Очень рады караси, приплыла к ним буква… (С) 2.Чтобы стать силачом, каждый день поднимай на штангу похожую буковку…(O) 3.Как дела? Да всё ОК, уверяет буква…(K) 4.Воды в аквариум налью и поселю в нём букву… (Q) 5.На ручку дверную, дружок, погляди: она так похожа на буковку…(D) 6. «Ты лучше мотыльков лови»,- сказала Вике буква… (E) 7. Расчешет волосы твои сестра расчёски буква…® 8. Я пять голов забить сумел, взяв вместо клюшки букву…(L) 9. Лиса, на камушек присев, гладит шёрстку, буквой…(F) 10. На страницах английских газет я всегда нахожу букву…(Z) Интерактивные методы обучения особенно эффективны на начальной ступени обучения грамматическим аспектам английского языка. Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления знаний. А задача современного учителя - не преподносить знания школьникам, а более практичная, приземлённая - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. В процессе обучения английскому языку наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. В основе такого взаимодействия лежит механизм интеракции, что означает обучение, построенное на взаимодействии, воздействии. Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Cледует признать, что интерактивное обучение-это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет ввиду вполне конкретные, и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, а самое главное учащийся благодаря системному применению интерактивных методов повысит свою результативность, значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках. Снижается утомляемость, учащийся не имеет возможности отсидеться, работают все, появляется интерес к изучаемому материалу, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств. - Урок-мюзикл. Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение, и восстанавливает работоспособность учащихся. - просмотр познавательных мультфильмов на развитие аудирования “What’s your name?” , “Where are you from?” - Проведение разминок, фонетических зарядок на английском языке. Разнообразные мультимедийные игры, песни, стихотворения, мультфильмы, аудио способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы как “Euro Tallk”, “Learn to Speak English”. Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. Внеклассная работа Положительное влияние на развитие креативных способностей учащихся, повышение уровня знаний по предмету оказывает внеклассная работа. Недели иностранного языка, фестивали культур стали традиционными, фестиваль языков народов Казахстана. Инновационные формы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат на уроках английского языка. Планируя уроки, учитель должен думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремился создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе. Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование креативной личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей. Библиография - Использование ИКТ на уроках английского языка. Статья фестиваля педагогически идей «Открытый урок»; - Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Интернет-ресурсы - Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» №5, 2006год; №8, 2007год; - Научно – методический журнал «Иностранные языки в школе», 2004 год, № 6 - Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе …[Электронный ресурс].- Режим доступа http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelja/rmo/metod/ang/it_dokald.htm - Электронные технологии в системе образования…[Электронный ресурс].- http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10007856#_Toc26155139 - Яковлев А.И.: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. …[Электронный ресурс].- Режим доступа http://cor.edu.27.ru/ - Методический журнал «English at school», 2010, №4 - Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. - Хуторской А.В., докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии - Технология проектирования ключевых и предметных компетенций | |
Просмотров: 2489 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|