Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Современные подходы в обучении иностранному языку.
Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют все более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и самообразованию, к его психическому развитию. В этих условиях становится особенно актуальным формирование у всех людей активной жизненной позиции в труде и в учении. Основы такого воспитания закладываются уже в школе - прежде всего благодаря повседневной учебно-воспитательной работе педагогов с учащимися.
Основным принципом обучения иностранным языкам является личностно-ориентированная направленность обучения, то есть направленность на языковую личность обучаемого. Языковая личность это многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовность к осуществлению речевых поступков разной степени сложностей, поступков включающих выявление и характеристику мотивов и целей движущих развитием личности.
Реализация данного положения возможна лишь в том случае, если система обучения предмету будет максимально ориентирована на личность обучаемого, его реальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития. Поэтому построение учебного процесса должно осуществляться с точки зрения логики развития личности обучаемого, его субъективного внутреннего состояния, его индивидуальной программы усвоения изучаемого языка. Чтобы реализовать это положение, необходимо внедрять в практику дидактико-методические технологии, целью которых является постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации личности каждого обучаемого. Поскольку и лингвистика, и психолингвистика рассматривают язык, как один из аспектов человеческой деятельности - социальный (речевая деятельность есть умственная и творческая деятельность), то обучение иностранному языку, нацеленное на формирование у обучаемых языковой личности, представляет собой сознательный, то есть когнитивный и творческий процесс, а не «запрограммированное поведение».
Обучать языку на современном этапе - значит обучать культуре, имея ввиду взаимосвязанное коммуникативное и социально-культурное развитие обучаемого. Поскольку речевая деятельность является, в сущности, речевым мышлением и язык обучаемого есть средство выражения собственных намерений, то такое использование языка является творческим и обучение языку должно быть связанно с развитием творческого мышления обучаемого.
Личностно-ориентированное обучение английскому языку предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ «включить» ученика в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, не выходя из класса смоделировать реальный процесс вхождения в культуру.
Использование современных информационных технологий дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.
Объективно существующая информационная среда включает в себя следующие области:
 Книги (художественные, учебные, справочники и научно-популярная литература);
 Периодическая печать;
 Радио- и телевещание;
 Мультимедийные аппаратные и программные средства, в том числе и обучающие;
 Глобальные и локальные сети образовательного назначения.
Использование Интернета в учебных целях - реалия сегодняшнего дня.
Участие в различных телекоммуникационных проектах, конференциях, возможность подключения к библиотекам мира - все это расширяет мир ученика, привносит в жизнь большое количество информации, причем большей частью на английском.
В школе практикуется такие технологии как коммуникативно - ролевая, ситуативная, лингвистически ориентированная деятельность, а так же проектная методика, которые дают учителю возможность включить учащихся в реально общение, насыщенное иноязычными контактами, опирающиеся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты своего труда.
Говоря о современных подходах в обучении можно упомянуть об уроках с использованием исследовательского метода обучения. Под исследовательским методом обучения понимается обучение в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходам к решению проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованной учителем. В рамках такого подхода актуальны проблемы связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами. Можно выделить три уровня реализации исследовательского обучения:
 Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её
 решения. А решение предстоит найти учащимся самостоятельно;
 Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет
 самостоятельно (допускается коллективный поиск);
 На третьем уровне постановка проблемы, поиск её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.
Таким образом, стратегия модернизации содержания образования главным результатом образования рассматривает готовность и способность молодых людей закончивших школу нести личную ответственность как за собственное благополучие общества.
Важными целями образования на современном этапе должны стать:
 Развитие у учащихся самостоятельности к самоорганизации;
 Формирование высокого уровня культуры;
 Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
 Толерантность, умение вести диалог.
В этой связи основным результатом деятельности общеобразовательной школы является не просто система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций.
Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, приобретенных благодаря обучению. Компетенция связана, с общей способностью человека ^ мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт, возможность установления связи между знаниями и ситуацией для решения проблемы.
Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которыми школы должны вооружить молодежь:
1) Социальные и политические компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии решении, регулировать конфликты не носильным путем.
2) Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе:
Понимание различий;
Уважение друг к другу;
Способность жить рядом с людьми других культур и религий.
3) Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением. Тем, кто не обладает ими, грозит изоляция от общества. К этой группе относятся владение несколькими языками, приобретающее все большее значение.
4) Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения.
5) Компетенции, реализующие способность и желание учится всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни.
Результаты образования, выраженные языком компетентностей - это социальная компетентность и составляющие её культурно-историческая, социально-правовая, экологическая, информационно-методологическая и компетентность в языковой подготовке личности. Критериями обученности учащегося и выпускника являются следующие показатели:
 Освоение учебных программ;
 Освоение программ повышенного уровня;
 Степень сформированности общеучебных умений и навыков;
 Освоение исследовательских умений и навыков;
 Успехи в городских, областных, республиканских олимпиадах и конкурсах;
 Поступление в вузы и колледжи для получения
профессионального образования.

Литература:
1) Лакоценина Т.П. «Современный урок» часть 5
2) Лакоценина Т.П. «Современный урок» часть 4
3) Копылова В.В. «Методика проектной работы на уроках английского
языка»
4) Штарина А.Г. «Английский язык: компетентностный подход в
преподавании»
5) Жерцева Л.Г. «Критическое мышление и некоторые приемы его
развития».

Категория: Английский язык | Добавил: Лариса (2010-02-20) | Автор: Лариса E
Просмотров: 8718 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru