Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Бадалова З.И. преподаватель специальных дисциплин Педагогического колледжа иностранных языков Критическое мышление (англ. criticalthinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Существует и более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия» По моему мнению критическое мышление применяет логику, а также опирается на широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления. Чаще всего под критическим мышлением мы подразумеваем процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением. Обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать. В рамках проведенного нами исследования, мы стремились обобщить критерии реализации развития критического мышления в процессе обучения студентов иностранному языку. Объект исследования: процесс развития критического мышления студентов. Предмет исследования: совокупность педагогических условий, способствующих развитию критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку. Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку и обосновать педагогические условия его осуществления. Научная новизна исследования заключается в следующем: - выявление сущности и особенности развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку; - обоснование и методы развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку на принципах коммуникативности, текстоцентричности, дополнительности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к жизненной ситуации, рефлексии; - конструирование модели развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку на основе системного, когнитивно-коммуникативного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, состоящая из мотивационного, познавательного, деятельностного и рефлексивного компонентов; - определение критерии, показателей и уровни развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку; Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ модели раскрывающей методологические положения, педагогические пути и способы развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку, разработанная технология развития критического мышления могут быть реализованы педагогами в учебно-воспитательном процессе средних и высших образовательных учреждениях. Внедрение технологии развития критического мышления можно начать с приёма синквейн. По моему мнению, этот приём помогает сделать процесс воспроизводимым не только по форме, но и по содержанию, строит обучение на личном интересе, помогает формировать коммуникативные умения. Синквейн – это пятистишие, которое помогает составить высказывание. Как правило, предлагаются следующие пункты: 1 одно слово – тема (существительное); 2 два прилагательных, описывающие эту тему; 3 три глагола, описывающие действия; 4 четыре слова (выражения), которые должны соотнести тему с образом; 5 пять слов (выражений), показывающие отношение к теме. Можно этот приём использовать не только для контроля, как это предлагают, но и в речевой зарядке для вовлечения студентов в англоязычную атмосферу и повторения какой-нибудь темы, которая будет использована в новой ситуации. Эффективно применять синквейн при итоговой рефлексии. На первых порах целесообразней начать работу всей группой, сильный студент делает сообщение по опорам. Затем в парах, группах, индивидуально и т.д. Самое замечательное то, что вовлекаются все студенты, даже слабые, которые на примерах сильных составляют свои рассказы. С помощью синквейна можно описать времена года, каникулы, город, квартиру и т.п. У студентов может получиться, например, такой синквейн, если следовать правилам, для высказывания о прошедших каникулах. 1. Summer holidays 2. Great, funny 3. Swam, sunbathed, went hiking 4. Had much free time, hot, got up late, in the open air 5. Had a good time, enjoyed summer holidays, there is nothing like, like, there is no season like summer Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа. Предложенные студентами синквейны помогают проанализировать лексическое богатство или бедность и сделать выводы и преподавателю, и студенту. Очень привлекает и активизирует студентов приём «Преимущества и недостатки». Этот приём вовлекает каждого студента в активный познавательный и информационно-коммуникативный процесс. Он позволяют создавать условия для применения каждым обучающимся приобретённых знаний, а также помогают студентам осознать, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания могут быть применены. . Advantages (преимущества) Disadvantages (недостатки) by plane the fastest (самый быстрый) expensive (дорогой) (самолётом) convenient (удобный) dangerous (опасный) no dust and dirt (нет пыли и грязи) air crashes (авиакатастрофы) сomfortable (комфортный) air-sick (воздушная болезнь) Другие приёмы технологии развития критического мышления, как кластеры, составление схем, интересны в качестве средств творческого самовыражения в изучении тем страноведческого характера. Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графического оформление в определённом порядке в виде грозди. Можно нарисовать любую модель: Солнечную систему, цветок и т.п. В центре – тема. Вокруг неё смысловые единицы, которые соединяются с темой. Система кластеров охватывает большое количество информации. Кластеры могут применены, когда систематизируется материал до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовком, а также при обобщении материала. Всё в нашей жизни зависит от установки и восприятии, поэтому важным в этой технологии является следование трём фазам: вызов, осмысление, рефлексия (о их функциях можно узнать в разных источниках по этой теме) и соблюдение определённых условий: активность участников в работе, умение высказывать разнообразные идеи и т.д. К сожалению, возникают и трудности: не все способны работать с большим объёмом информации, техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно и творчески могут работать. Таким образом, цель технологии кластера – развитие интеллектуальных способностей студентов, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно, в группе, коллективе и др.) Хотелось бы ещё подчеркнуть, что даёт эта технология и преподавателю, и студенту. Студенту она даёт оценивать, анализировать информацию, что повышает эффективность её восприятия; повышает интерес к изучаемому материалу и к предмету: умение мыслить, размышлять; работать в сотрудничестве (в группах, парах); повышает качество образования; развивается способность к индивидуальной самостоятельной деятельности, и самое главное для языка – помогает формировать коммуникативные навыки. Преподавателю эта технология даёт возможность создать комфортную психологическую атмосферу открытости и сотрудничества; активизировать участников; удобно совмещать с другими технологиями; стать практиком, который умеет анализировать свою деятельность: делиться опытом. И самое важное: удовлетворение получает и преподаватель, и студент. | |
Просмотров: 669 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|