Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бадалова З.И. преподаватель специальных дисциплин
Педагогического колледжа иностранных языков

Критическое мышление (англ. criticalthinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Существует и более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия»
По моему мнению критическое мышление применяет логику, а также опирается на широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.
Чаще всего под критическим мышлением мы подразумеваем процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.
Обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать.
В рамках проведенного нами исследования, мы стремились обобщить критерии реализации развития критического мышления в процессе обучения студентов иностранному языку.
Объект исследования: процесс развития критического мышления студентов.
Предмет исследования: совокупность педагогических условий, способствующих развитию критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку и обосновать педагогические условия его осуществления.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявление сущности и особенности развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку;
- обоснование и методы развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку на принципах коммуникативности, текстоцентричности, дополнительности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к жизненной ситуации, рефлексии;
- конструирование модели развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку на основе системного, когнитивно-коммуникативного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, состоящая из мотивационного, познавательного, деятельностного и рефлексивного компонентов;
- определение критерии, показателей и уровни развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку;
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ модели раскрывающей методологические положения, педагогические пути и способы развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку, разработанная технология развития критического мышления могут быть реализованы педагогами в учебно-воспитательном процессе средних и высших образовательных учреждениях.
Внедрение технологии развития критического мышления можно начать с приёма синквейн. По моему мнению, этот приём помогает сделать процесс воспроизводимым не только по форме, но и по содержанию, строит обучение на личном интересе, помогает формировать коммуникативные умения.
Синквейн – это пятистишие, которое помогает составить высказывание. Как правило, предлагаются следующие пункты:
1 одно слово – тема (существительное);

2 два прилагательных, описывающие эту тему;

3 три глагола, описывающие действия;

4 четыре слова (выражения), которые должны соотнести тему с образом;

5 пять слов (выражений), показывающие отношение к теме.

Можно этот приём использовать не только для контроля, как это предлагают, но и в речевой зарядке для вовлечения студентов в англоязычную атмосферу и повторения какой-нибудь темы, которая будет использована в новой ситуации. Эффективно применять синквейн при итоговой рефлексии. На первых порах целесообразней начать работу всей группой, сильный студент делает сообщение по опорам. Затем в парах, группах, индивидуально и т.д. Самое замечательное то, что вовлекаются все студенты, даже слабые, которые на примерах сильных составляют свои рассказы. С помощью синквейна можно описать времена года, каникулы, город, квартиру и т.п. У студентов может получиться, например, такой синквейн, если следовать правилам, для высказывания о прошедших каникулах.
1. Summer holidays
2. Great, funny
3. Swam, sunbathed, went hiking
4. Had much free time, hot, got up late, in the open air
5. Had a good time, enjoyed summer holidays, there is nothing like, like, there is no season like summer
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа. Предложенные студентами синквейны помогают проанализировать лексическое богатство или бедность и сделать выводы и преподавателю, и студенту.
Очень привлекает и активизирует студентов приём «Преимущества и недостатки». Этот приём вовлекает каждого студента в активный познавательный и информационно-коммуникативный процесс. Он позволяют создавать условия для применения каждым обучающимся приобретённых знаний, а также помогают студентам осознать, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания могут быть применены.
. Advantages (преимущества) Disadvantages (недостатки)

by plane the fastest (самый быстрый) expensive (дорогой)
(самолётом) convenient (удобный) dangerous (опасный)
no dust and dirt (нет пыли и грязи) air crashes (авиакатастрофы)
сomfortable (комфортный) air-sick (воздушная болезнь)

Другие приёмы технологии развития критического мышления, как кластеры, составление схем, интересны в качестве средств творческого самовыражения в изучении тем страноведческого характера. Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графического оформление в определённом порядке в виде грозди. Можно нарисовать любую модель: Солнечную систему, цветок и т.п. В центре – тема. Вокруг неё смысловые единицы, которые соединяются с темой. Система кластеров охватывает большое количество информации. Кластеры могут применены, когда систематизируется материал до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовком, а также при обобщении материала.


Всё в нашей жизни зависит от установки и восприятии, поэтому важным в этой технологии является следование трём фазам: вызов, осмысление, рефлексия (о их функциях можно узнать в разных источниках по этой теме) и соблюдение определённых условий: активность участников в работе, умение высказывать разнообразные идеи и т.д. К сожалению, возникают и трудности: не все способны работать с большим объёмом информации, техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно и творчески могут работать.
Таким образом, цель технологии кластера – развитие интеллектуальных способностей студентов, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно, в группе, коллективе и др.)
Хотелось бы ещё подчеркнуть, что даёт эта технология и преподавателю, и студенту. Студенту она даёт оценивать, анализировать информацию, что повышает эффективность её восприятия; повышает интерес к изучаемому материалу и к предмету: умение мыслить, размышлять; работать в сотрудничестве (в группах, парах); повышает качество образования; развивается способность к индивидуальной самостоятельной деятельности, и самое главное для языка – помогает формировать коммуникативные навыки. Преподавателю эта технология даёт возможность создать комфортную психологическую атмосферу открытости и сотрудничества; активизировать участников; удобно совмещать с другими технологиями; стать практиком, который умеет анализировать свою деятельность: делиться опытом. И самое важное: удовлетворение получает и преподаватель, и студент.
Категория: Английский язык | Добавил: zoira (2015-01-09) | Автор: Бадалова Зойра Ибраимовна E
Просмотров: 669 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 5:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru