Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
О работе школы по качественной подготовке учащихся к внешнему и международному контролю (ЕНТ, ВОУД, PISA). Проблемы, перспективы в работе Образование является стратегически важным направлением развития государства. В Послании народу Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев выделил следующее: «Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. В государственной Программе развития образования на 2011 – 2020 годы определено: образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием. Значимость образования и знаний в современном социуме повышает требования к их уровню, а также актуализирует необходимость адекватной оценки их качества и соответствия социальному запросу, в связи с чем в РК введен независимый внешний контроль в форме ЕНТ и ВОУД. Уже накоплен определенный опыт работы в этом направлении. Созданы и реализуются программы повышения учебных достижений, программы подготовки к ЕНТ, ВОУД, программы мониторинга качества знаний выпускников, планы мероприятий по подготовке к ЕНТ. В системе проводятся семинары, конференции, круглые столы, совещания, на которых обсуждаются актуальные проблемы, происходит обмен опытом между школами и педагогами, обучение, консультирование, вырабатываются рекомендации и новые стратегии. В Школе - Лицее, как и в других школах Зыряновского района, сложилась определенная система работы по подготовке к ЕНТ. Наряду с определенными успехами имеются также и проблемы. Первая проблема связана с тем, что учитель оказывается перед выбором: заниматься развитием творческого мышления, формированием ключевых компетенций, анализировать исторические события или отводить значительную часть урока «натаскиванию» школьников на тест. В последнее время наблюдается тенденция по натаскиванию учащихся на тестирование, что не всегда является эффективным методом. Между тем отдельные учителя забывают о стандарте образования и не все владеют тестовой базой ЕНТ. Как показывает опыт работы, те педагоги, которые в системе направляют усилия на выполнение стандарта образования в полном объеме, способствуют развитию логического мышления, работают над повышением мотивации и самостоятельности учащихся, получают высокие результаты на ЕНТ. Вторая проблема связана с тем, что подготовка к ЕНТ и ВОУД считается основной задачей учителей выпускных классов. В то время как данную задачу необходимо решать всем участникам педагогического процесса и начинать ее надо еще в начальном звене, формируя ключевые компетенции школьников. Следующая проблема - обеспеченность школ высокопрофессиональными кадрами. Чтобы быть компетентным во всех сферах образования, учитель должен стремиться к успеху не только через курсы повышения квалификации, но и самообразовательную работу. При этом нельзя забывать о том, что учитель-профессионал – это менеджер, управленец, учитывающий современные условия. По сравнению с внешней оценкой учебных достижений учащихся, международные исследования, в которых принимают участие школы РК, проводятся не так давно. В целях выявления уровня знаний обучающихся, для повышения стандартов в сфере образования, учащиеся Казахстана приняли участие в PISA в 2009, 2012 и 2015 годах. Результаты PISA выявили низкий уровень наших учащихся, не соответствующий основным международным требованиям. Они успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Наиболее слабо сформированы умения критически оценивать информацию. Данная проблема характерна и для школ Зыряновского района. Она является следствием слабого индивидуального подхода к обучению каждого ученика, применения, в основном, технологий обучения, которые направлены на усвоение готовых знаний, а не на развитие школьника. Такой вывод сделан на основе анализа посещенных уроков учителей школ Зыряновского района в результате инспекторского контроля. В связи с этим хочу привести вам цитату Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». В связи с выявленной проблемой необходимо проводить работу по развитию функциональной грамотности учащихся, так как эта задача обозначена Главой государства приоритетной. Анализируя наши неуспехи в заданиях PISA, можно выделить длинный список навыков, которых школьникам не хватает для успешного решения задач. Например, наши подростки не привыкли к тому, что ответом на математическую задачу может служить не цифра, а сугубо гуманитарное умозаключение. Другой пробел наших школьников — неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков и определение формата задания. Допустим, школьник видит в задаче физические термины и формулы. Хотя реальное содержание может относиться и к биологии, и к химии, и вообще к гуманитарным наукам. Бывают и такие ситуации, когда научные методы вообще не нужны — надо задействовать интуицию. Следующая проблема — школьники не умеют привлекать данные, которых нет в условиях задания. Когда для решения физической задачи нужно задействовать знания по биологии или истории, тут проблема. В казахстанском образовании между разными дисциплинами построена прочная бетонная стена. А ведь мир за окном — единый. Выход из этой ситуации – интеграция. В связи с новыми требованиями к современной школе, к качеству образования, возникает необходимость в переосмыслении своей деятельности, внедрении инноваций, создании новых образовательных программ, в том числе авторских, использовании компетентностного подхода. Все это – шаги к успешной школе. В подтверждение своих слов хочу вам привести пример из опыта работы учителей математики КГУ «Школа-Лицей», которые на протяжении многих лет работают по авторским программам и получают стабильно высокие результаты. Учителями английского и казахского языков созданы авторские программы углубленного изучения данных дисциплин. В программе по английскому языку, основанной на учебных пособиях британского издательства Макмиллан, как раз сделан акцент на развитие функциональной грамотности учащихся. Причина низкого уровня читательской грамотности наших детей в невысоком уровне культуры чтения в семье. Так, в анкетном опросе, наши школьники ответили, что дома имеют не более 150 книг. Тогда как лидеры проекта - Китай, Сингапур, Япония, отмечают, что в личной библиотеке имеют более 250 книг. Мы считаем, что навыки функциональной грамотности можно развивать только при условии, когда учащиеся будут читать много и читать часто. В самом ближайшем будущем наши старшеклассники должны будут понимать объяснение предметов на английском языке. И готовиться к этому нужно уже сейчас. Мы надеемся, что наши дети, владея тремя языками, будут компетентными и вполне конкурентоспособными. В завершение своего выступления хочу привести слова Л.Н.Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученику учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику». Уважаемые коллеги! В наших руках – наше будущее. Поскольку именно мы закладываем в каждом тот прочный фундамент знаний, который в дальнейшем помогает жить, строить и развиваться. | |
Просмотров: 753 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|