Мусаева Гулзада Абдижамикызы– учитель английского языка высшей категории СШ №39 г.Актобе Специфика работы учителя английского языка с одаренными детьми. Дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребенка. Неталантливых детей нет. Есть учителя, не умеющие раскрывать возможности учащихся. Самое главное - одаренных детей надо уметь выявить. Как это сделать? Прежде всего, не упустить время. Мне это делать нетрудно, несмотря на то, что работаю в общеобразовательной школе. Наша школа работает в режиме эксперимента раннего обучения английскому с 2004 года. Как правило, ребята, имеющие способности к языкам, легко усваивают сразу несколько языков. В нашем случае - родной – казахский, английский, русский. Во втором классе уже после первого полугодия, давая разноуровневые задания, можно выявлять способных. А уже в конце 4-го класса в глаза бросается явная разница между понятием «способный» и «одаренный». Редким исключением могут быть дети, у которых одаренность проявляется гораздо позже. Их очень мало. Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Только высокопрофессиональный педагог может, имеет право работать с одаренными детьми. Поэтому, важным аспектом в работе с одаренными детьми является самообразование и саморазвитие педагога. Помимо чтения методических журналов, использования всех возможностей интерактивной доски, методик, стараюсь не пропускать различные семинары, тренинги. Так, например, я принимала участие в Республиканском семинаре в Астане в декабре 2009 года. На этом семинаре я выступила с докладом «Эффективность раннего обучения английскому языку». А теперь о самом трудном – организации обучения одаренных. Определив таких ребят, учитель должен научить их думать, предпринимать все возможное для развития их одаренности. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. На уроках такого ребенка можно «заваливать» заданиями повышенной сложности. Но большая часть работы идет через систему индивидуальных занятий, занятий в группах, где учитываются индивидуальные творческие способности. Я стараюсь развить и проследить творческую траекторию одаренного ребенка. Очень эффективной формой работы с одаренными детьми является драматизация, постановка отдельных сюжетов. До участия в городской олимпиаде, в отборочных турах конкурса по линии международной программы «AKCEЛС» (все эти возможности представляются детям только в 9 классе) таких учащихся необходимо научить логически мыслить, обогатить их словарный запас, причем не вызубренных слов, а слов, лексическое значение которых он может легко объяснить. Также таких детей необходимо привлекать к участию в интеллектуальных играх BRITISH BULLDOG, Кенгуру лингвист и т.п. Может поэтому можно говорить об успехах своих учащихся, которые ныне обучаются по программе «Болашак» в Нью-Йорке, Канаде, Чикаго. Конечно, победы на таких интеллектуальных марафонах являются для детей большим стимулом. Это и есть создание для учащихся ситуаций успеха и уверенности, но не самоуверенности. Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения, но и воспитания. Развитие одаренности имеет собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Мне не безразлично, какими они становятся, формируются как личности, приобретая качественные знания, различные умения и навыки. А потому, необходима совместная практическая деятельность одаренных детей и родителей. Увы, пока такая деятельность родителей ограничивается предоставлением детям дополнительных учебников, пособий и т.д. Безусловно, должна существовать преемственность между начальным и средним образованием. Поэтому в нашей школе практикуется обязательный выпуск учащихся с начального звена и до окончания школы. Творческая работа с одаренными детьми дорогого стоит: радостно смотреть на то, как ученики получают наслаждение, доставленное им знанием в совершенстве иностранного языка. Эти дети составляют гордость нашей школы и цвет будущей нации.
|