Литвинова Тамара Николаевна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка, ГУ «Кушмурунская СШ-121 отдела образования Аулиекольского района» Костанайской области. Молодой гражданин Казахстана должен быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не забывающим о своих корнях, традициях. Н.А.Назарбаев В системе образования Казахстана происходят большие реформы. Надежду на успех вселяет то, что вопросы качественного образования решаются на государственном уровне. Политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в Казахстане, существенно влияют на расширение функций английского языка как учебного предмета. Из предмета второстепенного он становится в один ряд с наиболее востребованными дисциплинами. Президент нашей республики Н.А.Назарбаев в своем обращении 2010 г. к народу Казахстана отметил, что система образования в нашем государстве должна соответствовать мировым стандартам. Особенно обратил внимание на необходимость владения иностранными языками наряду с государственным. И поэтому все больше и больше требуется людей, владеющих английским языком как средством общения. А это, в свою очередь, влияет на изменение и уточнение целей обучения английскому языку в школах. Основной целью является «развитие способностей школьников использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира». Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках - это, безусловно, значительный шаг вперед в направлении реализации Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, одной из базовых компетенций которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность. В основных положениях Концепции говорится о необходимости качественным владением иностранным языком выпускника современной школы, - это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют свободного владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков. Эти положения уже успешно реализовываются в школах, где обучение ведется на казахском, русском и английском языках. Это способствует выработке коммуникативных навыков учащихся. Кроме того, обучение на трёх языках, и, как следствие, владение ими практически в совершенстве, будет способствовать приобщению учащихся к культуре и традициям разных народов. А это есть ни что иное, как формирование поликультурной личности. «Диалог культур» понимается учителями казахского, английского и русского языков нашей школы не только как знакомство с культурой англоговорящих стран, но и как ознакомление с особенностями жизни и быта казахстанцев, духовным наследием Казахстана и ее вкладом в мировую культуру. Ученые методисты справедливо считают, что обучение на современном этапе – это не процесс передачи и накопления знаний, а процесс развития учащихся. Английский язык вносит свой неоценимый вклад в решение этой проблемы. Через коммуникативную цель достигаются воспитательная, образовательная и развивающая цели, а это и есть всестороннее развитие личности. Таким образом, английскому языку принадлежит важная роль в решении основной задачи школы – развитие и формирование школьников. И решение этих целей мы начинаем осуществлять с обучения английскому языку в начальных классах. На первом году обучения начинается коммуникативное развитие учащихся. Они начинают овладевать устной формой общения, т. е. учатся понимать английскую речь на слух и соответственно на нее реагировать. В пользу начала обучения английскому языку в начальных классах можно привести ряд доводов. Дети в этом возрасте легко воспринимают услышанное. Они без труда усваивают устно не только отдельные слова, но и целые речевые цепи, в их возрасте легко воспринимается артикуляция и воспроизводство звуков. Обучение проходит в игровой форме, что дает возможность без особых усилий создать условия для общения. Скучные упражнения превращаются в увлекательную игру, во время которой легко усваивается необходимый материал. Поэтому в нашей школе начиная со 2 класса введено раннее изучение английского языка. Ребенок в возрасте 1-го - 4 -го классов еще не обладает сформированным аналитическим мышлением и разбираться ему в теоретических основах языка сложно и неинтересно. Зато у него очень развиты практически-действенное и наглядно-образное мышление, механизмы подражания. Такие элементы, как образность, ритм и мелодия способны на непосредственном, эмоциональном уровне перенести ребенка в мир нового языка. В течение первых трех лет работа ведется только в устных формах - дети слушают, говорят, исполняют песни, играют. Понимание при этом приходит как бы само собой. Учитель меньше занимается исправлением произношения, не стремится слишком сосредоточиться на допущенных ребенком ошибках. С самого начала детям предлагается не “отфильтрованный” язык, а язык богатый, художественный, полный яркой образности. За первые три года обучения ребенок осваивает большую часть звуков иностранного языка и поэтому чувствует все большую уверенность в отношении иноязычных интонаций. Он становится способным понимать устные рассказы, соответствующие его возрасту, а также играть роли в небольших спектаклях. Он может участвовать в небольших беседах о погоде, семье, школе, животных и т.д. У него накапливается значительный запас детских стихотворений, песен и игр всех видов, т.е. ускоренно проходится путь аналогичный освоению ребенком родного языка от момента рождения. Через устный языковой материал я знакомлю детей с другой культурой, вследствие чего расширяется их горизонт, развивается гибкость речевого аппарата, слух, слуховая память. Принципы обучения в этом периоде формируются следующим образом: - переживание и подражание; - упражнение и обучение. С помощью мимики, жестов (а при необходимости и через перевод) ребенок поначалу схватывает общий смысл тех материалов, которые звучат на уроке, и только постепенно выделяет с моей помощью отдельные слова и фразы. Затем он учится использовать их в других ситуациях. Стихи, песни, диалоги дети вначале говорят хором. Как только ребенок уверенно овладевает учебным материалом, он начинает самостоятельно отвечать на вопросы, читать стихи и исполнять роли в играх и спектаклях. На первом этапе обучения главная моя задача - познакомить ребенка с иностранным языком, пробудить в нем желание учить его и при этом сохранить естественность в общении на иностранном языке. Грамматические структуры, бесспорно, образуют основу всей речи. Некоторые из них активно отрабатываются в течение уже первых трех лет, но дети используют их как бы интуитивно, не подозревая о существовании такой науки, как грамматика. Здесь опять прослеживается параллель со способом усвоения родного языка. Грамматику и письмо дети начнут изучать только в 4-м классе, но к этому моменту у них уже должен быть накоплен определенный лексический запас, развит фонематический слух, а главное, абсолютно отсутствует страх говорения на изучаемом языке. Как известно, всем людям для того, чтобы их деятельность была эффективна, необходима определенная стабильность внешних условий, даже некоторый консерватизм. У детей младшего школьного возраста особенно велика потребность в этой стабильности. Постоянная классная комната, привычное место в классе, одна учительница, а я много лет работала учителем начальных классов и вела английский язык в своем классе, - все это позволяет чувствовать ребенку себя уверенно в школе. Поэтому я очень тщательно слежу за постоянством структуры уроков английского языка, чтобы события урока были детьми предсказуемы. Так одно и то же начало урока в течение длительного времени, декламирование одного и того же стихотворения легко и быстро приводят учеников в рабочее состояние, мобилизует их силы и волю. Большое значение имеют и истории на иностранном языке, которые рассказываю детям в последние 5-10 минут урока. Выбор этих историй определяется возрастом детей. Истории слушаются, воспринимаются, рассказываются хором и каждым в отдельности, а потом инсценируются. Куда исчезает застенчивость и неуверенность! Все раскрепощены и в действии, и в речи, т.е. каждый ребенок имеет возможность испытать радость успеха. Все это не может не сказаться на положительной мотивации изучения языка. Каждый урок завершаю демонстрацией достижений учащихся - что они научились делать. Всегда стараюсь заинтриговать детей, в самом общем виде рассказываю им о том, что произойдет на следующем уроке, какие интересные дела ждут их впереди. Важнейшим методическим обеспечением урока являются средства наглядности. Стремлюсь к тому (и это очень важно для успешности обучения), чтобы игрушки, картинки, фотографии были у каждого ученика. На первом этапе обучения английскому языку оценки детям не выставляю. Используя систему содержательных оценок, разработанную Ш.А. Амонашвили, которая признана эффективной во многих отношениях, стимулирую интерес к изучению английского языка. Содержательная оценка предполагает четыре момента: - во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как личности; - положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи; - конкретный анализ трудностей, стоящих перед учеником, и допущенных им ошибок; - конкретное указание на то, как можно улучшить достигнутый результат. Общий педагогический смысл высказывания примерно такой: «Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя не все получилось. В следующий раз ты сделаешь лучше!» Уровень сформированности речевых навыков и умений устанавливаю с помощью специальных контрольных заданий и регистрирую на специальных бланках. Характер контрольных заданий определяю методикой и программой обучения младших школьников, а также учитываю возрастные психологические особенности детей. Следует отметить, что и в традиционной педагогике, и в различных инновационных педагогических концепциях важность -принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся не отрицается, однако в практике обучения этот принцип зачастую игнорируется. Таким образом, мой многолетний опыт показывает, что раннее изучение языков может быть весьма эффективным при следующих условиях: - отказ от балльной оценки успехов детей на первом этапе; - тщательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; -использование методических приемов, приближающих изучение языка к способам овладения родным языком. Я глубоко убеждена, что раннее изучение иностранного языка оправдано. Главным стимулом должна быть заинтересованность ребенка в желании и готовности говорить на чужом языке. Важным моментом в процессе обучения английскому языку младших школьников является наличие хороших, интересных, красочных учебников, в которых были бы разнообразные игровые приемы, цветные картинки. Только при этом условии у детей появляется интерес к предмету с первого года обучения. В настоящее время наши ребята обучаются по учебникам нового поколения «Way Ahead», «Smart», «Prospects» издательства MACMILLAN. Использование учебников нового поколения, зрительная и звуковая наглядность к ним обеспечивает силу и яркость впечатлений, глубину и прочность знаний уч-ся. К тому же достаточная оснащенность кабинета иностранных языков современными техническими средствами обучения, внедрение в практику работы учителей новейших образовательных технологий, выход в Интернет, использование интерактивного оборудования на уроках позволяют организовать учебный процесс на высоко современном уровне. Ориентируясь на документы, определяющие перспективу перехода школ на 12- летнее обучение, мы уже сейчас думаем о перспективах развития школы, в каком направлении она будет развиваться. Одно из них – общественно – гуманитарное, раннее и углубленное изучение иностранных языков. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения учащихся в соответствии с намерениями в отношении продолжения образования. Участие в разнообразных государственных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные способности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение, что называется, «подать себя». Углубленное изучение иностранного языка в нашей школе ведется с 1991 года. Начиналось оно с раннего обучения детей немецкому и английскому языкам во 2 классе. На сегодняшний день восемь выпускников нашей школы, которые обучались в классах с углубленным изучением иностранных языка, работают учителями английского и немецкого языков в различных городах и поселках нашей страны. Многие учащиеся этих классов были победителями районных олимпиад разных лет, участниками областных олимпиад и ныне продолжают обучение, при этом английский язык играет важную роль в их будущей профессии. Сегодня в школе раннее обучение английскому языку осуществляется в 4 классе, а также в 6,7,8 классах ведется углубленное изучение английского языка. Опыт показывает, что раннее и углубленное изучение иностранного языка в школе, особенно в свете перехода школы на 12 – летнее образование, где речь идет о предпрофильной и профильной подготовке, целесообразно. Важное место при этом отводится элективным курсам, соответствующим запросам учащихся, которые их выбирают. В настоящее время в нашей школе ведутся элективные курсы «Любимый английский», «Страноведение», «Деловой английский». Цель курсов – формирование у школьников навыков официального общения, ознакомление учащихся с коммуникативно-поведенческим стандартом во время зарубежных поездок, знакомство с культурой англоговорящих стран. Программы предусматривают проведение практических занятий, ролевое проигрывание ситуаций общения по различной тематике. Для старшеклассников важно, чтобы они смогли продолжать свое дальнейшее образование не только в ВУЗах Казахстана, но и ВУЗах ближнего и дальнего зарубежья. Изменения, происходящие в нашей жизни, отразились в социокультурном контексте изучения языков международного общения в Казахстане. Это нашло отражение в появлении такого понятия, как «межкультурная коммуникация», которая проявляется в соизучении языков и культур народов разных стран. Я уверена, что разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность выпускникам нашей школы быть коммуникативно- адаптированными в любой среде. Литература. 1. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу /2010г./ 2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. 3. Закон РК «О языках». 4. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!» Москва, 1986г. 5. Тайшибаева Р.Ж. «Детская одаренность и формы организации учебной деятельности». ж. «Иностранный язык в школе», № 2, 2005г. 6. Ахметова И.Ф., Кравченко Л.А. «Раннее обучение иностранным языкам». ж. «12-летнее образование» Министерства Образования и Науки РК, № 4, 2008 г. 6. Материалы сайта http:// www.bilim. Kz / education /. Сведения об авторе. Литвинова Тамара Николаевна заместитель директора по УВР, учитель английского языка, ГУ «Кушмурунская СШ-121 отдела образования Аулиекольского района» Костанайской области. Учитель высшей категории, стаж работы- 28 лет. Адрес проживания: Костанайская область, Аулиекольский район, п. Кушмурун, ул. Спортивная, д. 2, кв. 2, тел. 95-5-71
|