Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Статья "Актуальность проблемы формирования основ функциональной грамотности учащихся в школах Казахстана"
Иванченко Лилия Абдулбаровна, учитель английского языка КГУ «СОШ № 11» г.Семей
Статья «Актуальность проблемы формирования основ функциональной грамотности
учащихся в школах Казахстана»
Великий педагог XIX века К.Д.Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника, считает глава нашего государства Н.А.Назарбаев.
В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Президент постановил ввести 5-летний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Именно это позволит приблизить уровень современной общеобразовательной школы к уровню НИШ.
В условиях этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Н.А.Назарбаев выделяет следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Функциональная грамотность (англ. functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Функциональную грамотность составляют:
• элементы логической грамотности;
• умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;
• соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;
• требования технологических процессов, в которые он вовлечен;
• информационная и компьютерная грамотность.
Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий:
• воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения;
• личностно-профессиональную подготовленность;
• профессионально-техническую подготовленность.
Противоположностью функциональной грамотности выступает функциональная неграмотность, не позволяющая человеку разбираться в технических инструкциях, программах политических партий, в сложных тестах и т.п.
Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников, призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.
Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
Задачи Национального плана:
• изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников;
• определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников;
• обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ;
• разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
• развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников;
• укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Выделяют следующие ключевые компетенции выпускника средней школы, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования:
• управленческие (способность к разрешению проблем);
• информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни);
• коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском языках);
• социальные (способность к социальному взаимодействию);
• личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, толерантности);
• гражданские (способность нести ответственность за свою Родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности);
• технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
• содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
формы и методы обучения;
• система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
• программы внешкольного, дополнительного образования;
• модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень
автономии школ в регулировании учебного плана);
• наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства
со всеми заинтересованными сторонами;
• активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Формирование потребности в постоянном повышении профессиональной компетентности, стимулирование применения современных методик и технологий образовательного процесса, раскрытие творческого потенциала учителя, создание благоприятного творческого климата в ученическом коллективе - основной фактор функциональной грамотности учителей. Задача совершенствования профессионального мастерства учителей МО английского языка нашей школы решается через овладение инновационными образовательными технологиями, внедряемыми в современный урок, которые в свою очередь обеспечивают формирование функциональной грамотности средствами предмета.
Учителями МО начато внедрение в практику проведение современного урока по 7 модулям, что должно способствовать повышению профессионализма самих преподавателей и формированию функциональной грамотности учащихся.
Использование активных форм и методов обучения является основой развития ФГ школьника. Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся – одно из самых важных условий успешного обучения. С этой целью учителями МО английского языка школы разрабатываются алгоритмы проверки ЗУН: отбираются разноуровневые вопросы и задания, привлекаются дополнительные источники литературы, используются необходимые средства обучения, заблаговременно планируются, определяются методы и формы проверки.
Какой вид учебной деятельности на уроке самый распространенный? Работа с вопросами. Ответить на вопросы упражнения, составить вопросы к тексту, задать их друг другу по теме урока - вот традиционные задания ученикам. Анализ формулируемых вопросов позволяет сделать вывод: чаще всего ответы на вопросы предполагают воспроизведение содержания, т.е. в системе этого вида работы не всегда продуман разноуровневый подход в усвоении содержания.
Одним из путей решения этой проблемы может стать применение системы вопросов по таксономии Блума, которая предполагает как знание и понимание материала, так и его анализ, синтез, оценку (вопросы высокого порядка), следовательно, будет также способствовать развитию функциональной грамотности.
Требованием сегодняшнего дня является практическое применение компетентностно-ориентированных заданий, которые обеспечивают полноценное развитие информационной и коммуникативной компетенций и формирование функциональной грамотности.
При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащиеся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников.
Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:
• готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования;
• способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей;
• готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности;
• способность к коммуникативной деятельности.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления содержания образования, внедрения новых подходов в обучении и воспитании школьников, обеспечения педагогов и школ необходимыми учебно-методическими ресурсами.
Категория: Английский язык | Добавил: liyaivanchenko1972 (2016-03-14)
Просмотров: 1417 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru