Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
Иванченко Лилия Абдулбаровна, учитель английского языка КГУ «СОШ № 11» г.Семей Статья «Актуальность проблемы формирования основ функциональной грамотности учащихся в школах Казахстана» Великий педагог XIX века К.Д.Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника, считает глава нашего государства Н.А.Назарбаев. В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Президент постановил ввести 5-летний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Именно это позволит приблизить уровень современной общеобразовательной школы к уровню НИШ. В условиях этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Н.А.Назарбаев выделяет следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Функциональная грамотность (англ. functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем. Функциональную грамотность составляют: • элементы логической грамотности; • умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им; • соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности; • требования технологических процессов, в которые он вовлечен; • информационная и компьютерная грамотность. Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: • воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; • личностно-профессиональную подготовленность; • профессионально-техническую подготовленность. Противоположностью функциональной грамотности выступает функциональная неграмотность, не позволяющая человеку разбираться в технических инструкциях, программах политических партий, в сложных тестах и т.п. Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников, призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан. Задачи Национального плана: • изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников; • определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников; • обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ; • разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса; • развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников; • укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования. Выделяют следующие ключевые компетенции выпускника средней школы, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования: • управленческие (способность к разрешению проблем); • информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни); • коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском языках); • социальные (способность к социальному взаимодействию); • личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, толерантности); • гражданские (способность нести ответственность за свою Родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности); • технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя). На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: • содержание образования (национальные стандарты, учебные программы); формы и методы обучения; • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; • программы внешкольного, дополнительного образования; • модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); • наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; • активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. Формирование потребности в постоянном повышении профессиональной компетентности, стимулирование применения современных методик и технологий образовательного процесса, раскрытие творческого потенциала учителя, создание благоприятного творческого климата в ученическом коллективе - основной фактор функциональной грамотности учителей. Задача совершенствования профессионального мастерства учителей МО английского языка нашей школы решается через овладение инновационными образовательными технологиями, внедряемыми в современный урок, которые в свою очередь обеспечивают формирование функциональной грамотности средствами предмета. Учителями МО начато внедрение в практику проведение современного урока по 7 модулям, что должно способствовать повышению профессионализма самих преподавателей и формированию функциональной грамотности учащихся. Использование активных форм и методов обучения является основой развития ФГ школьника. Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся – одно из самых важных условий успешного обучения. С этой целью учителями МО английского языка школы разрабатываются алгоритмы проверки ЗУН: отбираются разноуровневые вопросы и задания, привлекаются дополнительные источники литературы, используются необходимые средства обучения, заблаговременно планируются, определяются методы и формы проверки. Какой вид учебной деятельности на уроке самый распространенный? Работа с вопросами. Ответить на вопросы упражнения, составить вопросы к тексту, задать их друг другу по теме урока - вот традиционные задания ученикам. Анализ формулируемых вопросов позволяет сделать вывод: чаще всего ответы на вопросы предполагают воспроизведение содержания, т.е. в системе этого вида работы не всегда продуман разноуровневый подход в усвоении содержания. Одним из путей решения этой проблемы может стать применение системы вопросов по таксономии Блума, которая предполагает как знание и понимание материала, так и его анализ, синтез, оценку (вопросы высокого порядка), следовательно, будет также способствовать развитию функциональной грамотности. Требованием сегодняшнего дня является практическое применение компетентностно-ориентированных заданий, которые обеспечивают полноценное развитие информационной и коммуникативной компетенций и формирование функциональной грамотности. При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащиеся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников. Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности: • готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования; • способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей; • готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности; • способность к коммуникативной деятельности. Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления содержания образования, внедрения новых подходов в обучении и воспитании школьников, обеспечения педагогов и школ необходимыми учебно-методическими ресурсами. | |
Просмотров: 1417 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|