Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Доклад " Работа с одарёнными детьми"
Доклад на тему

« Работа с одаренными детьми»

Низмулина Г.Н.
В последние годы особенно активно развиваются и укрепляются международные связи , в том числе и общение учащихся с их сверстниками из разных стран .Таким образом , приобретение навыков и умений практического владения иностранным языком в рамках программных требований играет существенную роль в жизни каждого подростка , а в особенности оно является важным для детей , проявляющим творческий подход в изучении предмета.
Одна из важнейших проблем технологии обучения – это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы в классе , так и самостоятельной работы во внеурочное время .Коммуникативное обучение предполагает прежде всего личностную индивидуализацию .В современной языковой политике , в том числе в области иностранных языков , в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению .Одними из основных положений данного подхода являются направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования , саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.
Каждый из нас сталкивался с таким явлением : какое-то событие волнует одного человека , толкает его на речевые поступки , побуждает высказывать свое мнение , но оставляет равнодушным другого ; или один человек всю жизнь читает только научную фантастику и смотрит только комедийные фильмы , другой склонен к чтению документальной литературы или не читает ничего кроме газет .Это происходит потому , что любой человек есть индивидуальность со всеми присущими ей особенностями.
В контексте личностно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам в зарубежной теории и практике преподавания выделяется концепция автономии учащегося и автономного самоуправляемого обучения .Основная идея этой концепции заключается в том , что достижение автономии означает желание и способность учащегося взять на себя управление своей учебной деятельностью по овладению изучаемым языком .Иными словами , в процессе обучения иностранному языку и посредством данного предмета ставятся задачи развития личности учащегося , формирования у него умений учебной деятельности по овладению иностранным языком , способности самостоятельно управлять данной деятельностью как в конкретной учебной ситуации , так и в контексте дальнейшего непрерывного изучения языка.
На мой взгляд , для того чтобы научить учащегося чему-либо , в первую очередь нужно принять во внимание его личностную индивидуализацию , такие внутренние резервы личности как мировоззрение , жизненный опыт , пусть даже самый минимальный , контекст деятельности , интересы и склонности , эмоции и чувства , статус личности в коллективе. Для меня лично , индивидуализация заключается в том , чтобы приемы обучения соотносились с индивидуальными качествами учащегося и я стараюсь учитывать это при выполнении упражнений и заданий .Под личностно- ориентированным общением я понимаю общение ,основанное на интересе человека к человеку , на доброжелательном , тактичном , уважительном отношении собеседников , на знании и учете индивидуально-психологических особенностей их характера .
В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает особую значимость , ибо безликой речи не бывает , она всегда индивидуальна Она тесно связана с сознанием и психическими сферами человека. Отношение к окружающей человека среде выражается в его речи. Именно поэтому нельзя эффективно обучать речевой деятельности , не обращаясь к личности ученика .Для достижения наибольшей эффективности в обучении очень важно ,чтобы условия обучения были адекватны условиям будущей деятельности . В случае обучения иностранному языку -это общение с носителями языка или постоянное общение на языке с учителем .
К сожалению , это нелегко выполнить в условиях нашего общества, так как количество часов , отводимых на изучение второго иностранного языка в обычной школе всего 2 часа . Возникает вопрос : как же научить понимать иноязычную речь и говорить на ней детей , которые действительно этого хотят?
Маленькие дети начинают говорить на родном языке очень рано , и зачастую их речь не содержит грамматических или лексических ошибок , хотя они не имеют понятия ни о падежах , ни о склонении , ни о частях речи . Ребенок усваивает правильную речь в процессе повседневного общения. Учащийся , изучающий иностранный язык в обычной школе , имеет возможность общения на языке в лучшем случае два раза в неделю. Конечно , за это время можно научить ученика говорить какие-то заученные фразы,сло-ва , рассказывать стихи , петь песни, но это будет неосознанная речь.Именно поэтому я считаю ,что говорение должно идти через понимание , то есть для учащегося крайне важно овладение грамматическими структурами языка .
О роли грамматики в обучении иностранным языкам можно сказать следующим образом: « Начинающий изучать язык экономит время , когда он учит язык без грамматики .Ученик , уже владеющий немного языком , теряет время , если игнорирует грамматику».Только в случае овладения грамматическими навыками , речь идет на осознанном уровне , она правильно оформлена , и , что очень важно , это предоставляет ученику возможность говорения не простыми односложными фразами , а использованием в речи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений , наличием способности варьировать и комбинировать изученный языковой материал при решении конкретных коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Для достижения наибольшей эффективности при обучении грамматическим структурам мной разработан и используется целый комплекс разнообразных упражнений по определенной грамматической теме с учетом индивидуальных особенностей детей , с которыми я работаю. Ведь ни для кого не является секретом , что тема ,которая одним ребенком усваивается очень легко , для другого представляет сложность. Причем это не всегда связано с уровнем обученности и обучаемости детей . Существует целый ряд причин , вызывающих неприятие или непонимание определенных тем и моя задача состоит в том , чтобы понять ребенка и выбрать оптимальный подход в обучении .С этой целью я разработала лексико- грамматические таблицы с учетом дифференцированного подхода и использую их практически на каждом уроке. Один и тот же грамматический материал дается на каждой таблице по - разному и ученики имеют возможность выбора того или иного вида работ , они сами решают какой вид работы им удастся сделать самостоятельно уже сегодня , а с каким придется еще повременить или попросить дополнительных объяснений. Каждая таблица оснащена подбором упражнений различного вида и уровня для закрепления пройденного материала .
Конечно для выработки сложных творческих умений , а именно этого мы добиваемся при работе с одаренными детьми , необходимо, чтобы в речи учащегося лексическая и грамматическая стороны говорения выступали всегда в сложном синтезе .Под взаимосвязанным обучением лексической и грамматической сторонам говорения на иностранном языке я понимаю такое обучение , которое направлено на одновременное формирование лексических и грамматических механизмов говорения но основе специального комплекса приемов , учитывающих все существующие лексико-грамматические связи на разных уровнях обучения. Лексико- грамматическая взаимосвязь должна проявляться в том , что лексика усваивается не изолированно , а вписывается в определенный грамматический контекст , в определенные грамматических структуры разного уровня организации ( на уровне словосочетания , предложения , текста).
Требования , предъявляемые к учащимся , способным работать на творческом уровне и обладающим более высокой степенью обучаемости с каждым годом усложняются .Если раньше ученику , участвовавшему в олимпиаде по иностранному языку достаточно было иметь хорошие навыки чтения , монологической речи , обладать определенным запасом лексических единиц , то в современных условиях такие учащиеся должны обязательно читать и понимать неадаптированную литературу на языке , владеть диалогической речью , владеть навыками аудирования , уметь писать изложения и сочинения на языке. Если раньше обучение письменной речи было лишь одной из задач , то теперь это цель , так как 5 заданий из семи ,предлагаемых на олимпиаде , письменные.
Известно , что письменная речь , в отличие от устной , лишена непосредственного слушателя и таких вспомогательных средств речи , как жест , мимика , интонация. Это вызывает необходимость большей последовательности , плановости , развернутости и законченности изложения. То , что при устном высказывании может быть дано неполными фразами , отдельными словами , интонацией или жестами , при письменном общении находит свое полное выражение. Чтобы хорошо выполнить свою функцию , письменная речь должна быть максимально ясной и развернутой.Полнота и развернутость изложения достигаются , главным образом , за счет большого количества придаточных определительных и дополнительных предложений .Точность и определенность высказываемому суждению сообщают придаточные предложения времени , а логическую последовательность – придаточные предложения причины и условия .Употребляемые в письменном высказывании типы предложений соответствуют коммуникативной задаче только в том случае ,если они оформлены в соответствии с нормами данного языка Для решения коммуникативной задачи письменного высказывания важно не только наличие всех компонентов синтаксической модели , но и их логическая связь между собой.
С целью автоматизации письменных навыков я предлагаю своим учащимся следующие виды упражнений :
1.Ответы на вопросы
2.Дополнение предложений
3.Упражнения на группировку
4.Составление предложений
5.Упражнения на подстановку
6.Упражнения с пропусками
7.Упражнения на исправление ошибок
8.Упражнения на трансформацию языкового материала
9.Объединение предложений
10.Сокращение предложений
11.Обратный перевод
12.Составление плана к прочитанному или прослушанному
13.Расширение или сужение текста
14.Придумывание начала или конца рассказа
15.Пересказ с модификациями ( рассказ от другого лица)
16.Сочинение по аналогии
17.Составление писем
Письменное связное высказывание по своему характеру очень близко к устной монологической речи , то есть для развития письменной речи необходимо сначала развивать монологическую речь. С целью развития монологической речи я использую дополнительный раздаточный материал с перечнем разнообразных тем .У каждого сильного ученика есть портфолио с дополнительным материалом , с которым он может работать во внеурочное время для расширения своего словарного запаса и развития навыков монологической речи. По каждой пройденной теме ученики составляют диалоги , что активизирует навыки диалогической речи и письма. Для меня очень важным является то , что учащиеся занимаются с предоставляемыми им материалами самостоятельно и сознательно .
При работе с одаренными детьми я опираюсь на органическую связь урочной и внеурочной работы .Внеклассная работа опирается на работу в классе , она основывается на владении умениями и навыками , созданными на уроках .Во внеурочное время учащиеся совершенствуют и развивают свои умения и навыки, что положительно воздействует на учебную деятельность учащихся на иностранном языке. Материал , используемый на внеклассных занятиях , должен быть интересным и познавательным , а также учитывать склонности и уровень подготовки учащихся. , что служит в свою очередь важным средством мотивации. На занятиях мы используем дополнительные материалы из периодических изданий : газет и журналов , современных учебников и специальной дополнительной литературы, материалы из Интернета .
С целью контроля усвоения совокупности полученных учащимися знаний и с учетом требований , предъявляемых современным подходом в изучении иностранных языков и правилами поступления в высшие учебные заведения , я использую разноуровневые тесты . Тесты позволяют выявить недочеты , допущенные при обучении и ликвидировать их .
Категория: Английский язык | Добавил: gulnaranizmulina (2016-04-08) | Автор: Гульнара E
Просмотров: 1114 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru