Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

МЕТАФОРА И ЕЁ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ АГРАРНЫХ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ)
Бабенко Елена Викторовна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры
романо-германских языков и перевода
Лехновская А.С., студентка 4 курса,
НУБиП Украины
МЕТАФОРА И ЕЁ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ АГРАРНЫХ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ)

В современной науке о языке феномен метафоры стремительно выходит за пределы ее традиционного изучения. В последние годы центр тяжести в изучении метафоры переместился с филологии, в которой преобладали анализ и оценка поэтической метафоры, в область изучения практического языка и в те сферы, которые обращены к мышлению и познанию [6, c.21] .
Сегодня метафора – важный компонент научно-технических и научно-популярных текстов, в полной мере отражает всю динамику живого функционирования языка в научно-технической области общения [7, c.93].
Актуальность темы исследования заключается в том, что стремительное развитие науки, непрерывное возникновение новых метафорических единиц вызывают необходимость в изучении этого важного языкового явления системно и комплексно на стыке междисциплинарных дисциплин.
Традиции исследования метафоры насчитывают более двух тысяч лет. Она привлекала величайших мыслителей всех времен от Аристотеля и Платона до Руссо, Гегеля, Эрнста Кассирера и многих других. Расцвет метафоры приходится на времена античности, где она изучается в рамках риторики и поэтики. Впервые о метафоре заговорил Аристотель, которого и считают основоположником этого слова: «Метафора – это перенос слова с изменением значения из рода в вид, или из вида в род, или по аналогии» [2, c.23].
Цель статьи – рассмотреть метафору как стилистическое явление на примере аграрных научно-популярных текстов.
На протяжении истории риторики метафора рассматривалась как нечто вроде удачного приема, основанного на гибкости слов, уместных только в определенных случаях и требующих большого мастерства и осторожности [5, c.52].
До настоящего времени между учеными существуют различия относительно трактовки метафоры в лингвистическом смысле.
Рассмотрим несколько определений ученых, которые занимались этим вопросом в разные времена.
Метафора (греч. "перенос") – троп или фигура речи, основанная на употреблении слова, обозначающего собой определенный класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков) для обозначения другого, подобного класса объектов или отдельного объекта [1, c.71].
Метафора – это утверждение о свойствах объекта на основе определенного сходства с уже обозначенным в переосмысленном смысле словом. Поэтому метафора так широко эксплуатируется в оценочной деятельности сознания. Техника метафоры – основное средство косвенной номинации. Это создает условия для предикации объектам новых, несвойственных для них признаков, а тем самым для стремительного развития нового содержания [3, c.45].
А.Н. Мороховский в «Стилистике английского языка» дает свое определение метафоры: «Метафора представляет собой вторичную номинацию, основанную на сходстве, общности (реальной или воображаемой) объекта номинации с тем объектом, название которого переносится на объект номинации [4, c.72].
Метафоризация может возникать в каждом из этих разрядов слов, а также при переходе одного разряда слов в другой, в результате чего можно выделить четыре типа метафоры, стилистический эффект которых во многом разнообразен [4, c. 54].
1. Метафоризация лексики, которая идентифицирует, дает новые имена классу предметов. Это явление – чисто технический прием извлечения нового имени из старого лексического запаса.
Например, tooth –зуб, острый выступ на инструменте, орудии или части машины. knee – угольник, деталь любого устройства в сельскохозяйственной машине или орудии [9].
2. Метафоризация в предикативной лексике заключается в присвоении объектами «чужих» признаков, т.е. признаков, свойств и состояний, принадлежащих другому классу объектов или иному аспекту этого класса:
Например, dry cow – недойная корова. (A cow in the two months before she gives birth, when she takes a rest from milking.) [9] ; live weight –живой вес (the weight of an animal while living) [11].
3. Наиболее стилистически значимой является образная метафора, которая возникает в результате метафоризации идентифицирующего имени в позиции предиката отнесенного к другому, уже поименованному предмету или классу предметов. В этом случае метафора – ресурс, к которому обращаются в поисках образа индивидуализации или оценки предмета, смысловых нюансов, а не в погоне за названием. Например, Organic matter was once extolled as the essential soil ingredient, the bright particular star in the firmament of the plant grower [10]. – Было время, когда гумус превозносили как неотъемлемую составляющую почвы, яркую исключительную звезду на небосводе фермера.
4. Метафоризация предикатной лексики с ее переходом в разряд идентифицирующей лексики неблагоприятна для метафоры. Если и здесь говорить вообще о метафоре, то она обычно носит искусственный характер. Так, разного рода артефактам, предназначенным для продажи, часто дают «товарные», рекламные наименования, построенные по определенном признаку:
Например, Starlight Dairy – молочные продукты «Звездный мир».
Например, Carolina Pride – «Гордость Каролины» (продукты из свинины).
Итак, можно подытожить, что метафора – сложное стилистическое явление, которое всё больше и больше проникает в сферу научно- технических и научно-популярных текстов. Различные типы метафоризации указывают на разные техники извлечения нового имени с целью дать наименование объектам окружающей действительности, в частности, в области аграрной терминосистемы, что указывает на перспективы дальнейших исследований, а также их диалектический характер.

Литература:

1. Антонюк М.О. Метафора та її роль у мовній картині світу/ М.О. Антонюк// Мовні і концептуальні картини світу: Зб. наук. пр. – К.: Київський університет імені Т. Шевченка, 2002. – № 7. – С. 15-19.
2. Дератани Н.Ф. Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. для высших учебных заведений. Греческая литература. Том 1. / Н.Ф. Дератани, Н.А., Тимофеева А.М. – М.: "Просвещение", 1965. – 679 с.
3. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира. Роль человеческого фактора в языке/ Е.С. Кубрякова. – М.: Наука, 1988. – С. 141–172.
4. Мороховский А.Н., Воробьева О.П., Лихошерст Н.И., Тимошенко З.В. Стилистика английского языка /А. Н. Мороховский, О.П.Воробьева, Н. И.Лихошерст, З.В. Тимошенко.– К.: Вища школа, 1991. – 273 с.
5. Ричардс А. Философия риторики Теория метафоры /А.Ричардс. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44-67.
6. Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990. — 512 с.
7. Чумакова Н.В. Особливості перекладу метафори та метафоричних виразів в англійській та українській мовах (на матеріалі науково–технічних текстів) / Н.В. Чумакова // Наукові праці історичного факультету Запорізького державного університету. – Запоріжжя: Просвіта, 2007.– Вип. XXI. – С.536-537.
8. ABBYY Lingvo-Online [Електронний ресурс] – access mode: http://www.lingvo.ua/uk/Translate/en-uk/tooth: 26.02.16
9. Dairy farming terms - definitions: [Електронний ресурс] – access mode: http://www.fairvuefarms.com/terms.htm: 25.02.16
10. Definition of Liveweight by Merriam-Webster [Електронний ресурс] – access mode: http://www.merriam-webster.com/dictionary/liveweight: 23.02.16
11. Gelb E., Measuring the benefit of a computer in the milking parlor, 2005 [Електронний ресурс] – access mode: http://departments.agri.huji.ac.il/economics/gelb-measuring-7.pdf: 10.02.16
Категория: Английский язык | Добавил: elena14babenko (2016-12-21) | Автор: Бабенко Елена, Лехновская Анастасия E
Просмотров: 686 | Теги: типы метафоризации, аграрная терминосистема, Ключевые слова: метафора, стилистические функции | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru