Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
Тугарина Г.И. учитель английского языка КГУ Майкаинская СОШ № 2 Павлодарская область Казахстан Изменения в практике преподавания с применением активных методов обучения. У каждого учителя есть свой «багаж», устоявшихся представлений и собственных убеждений о практической деятельности, как учителя. И я не исключение. Мне всегда казалось, что я иду в ногу со временем и мои уроки интересны ученикам. Меня всегда интересовало новое, что могло бы кардинально изменить ситуацию. И я старалась сделать урок живым, интересным и полезным. Однако, к сожалению, не всегда получала удовлетворение от своей деятельности. В ходе обучения по программе II уровня курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, я познакомилась с идеями Программы по внедрению новых подходов в обучении (активных методов обучения). Это позволило мне пересмотреть свои взгляды и убеждения, и я открыла новые возможности в моей собственной практической деятельности. Ознакомившись и получив на курсах теоретическую базу, я поняла, почему я не добилась значительных результатов в своей работе. Все те методы, которые я использовала ранее, были хороши, прежде всего, для включения учащихся в учебный процесс. К сожалению, они не в полной мере способствовали развитию мыслительной деятельности учащихся. Джон Дьюи, американский педагог-новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. (Халперн Д.) Я предвидела, что обучение критическому мышлению будет нелёгкой задачей в силу следующих причин. Во-первых, с данными учащимися ранее не было систематической работы по формированию приемов критического мышления, несмотря на то, что часть предметников владеют некоторыми стратегиями. Этот факт был установлен в ходе предваряющего исследование опроса коллег. Во-вторых, нет конкретных алгоритмов, которые ведут к формированию и развитию критического мышления. Осознавая эти трудности, я, тем не менее, остановила свой выбор на этом модуле, так как меня вдохновляли полученные на курсах знания о наличии определённых условий и подходов, которые способствуют развитию критического мышления, и их большом потенциале. Современный мир меняется очень быстро, идет большой поток информации и моя задача, как учителя английского языка, научить детей не только владеть информацией, но и критически ее осмысливать, оценивать и применять. Я преподаю в старших классах, учащиеся за урок не всегда справляются с большим объемом информации, которую им необходимо обработать и запомнить. Проанализировав, я пришла к выводу, что моим учащимся не хватает навыков критического оценивания информации. Учащиеся в работе с текстом часто совершают следующие мыслительные «ошибки»: - не следуют принципам логического изложения информации, - выбирают наиболее знакомый ответ (легкий), - предпочитают догадки, а не обдумывание, - не принимают во внимание альтернативные точки зрения. Инновационное обучение включает активные методы и формы обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенностями активного обучения являются: - активизация мышления учащихся - повышенная степень мотивации, творчества - постоянное взаимодействие учителя и учащихся. Главной задачей при такой форме обучения становится не передача готовых знаний, а оказание воздействия на образ мышления учащихся. Поэтому наибольшую заинтересованность у меня вызвал модуль «Обучение критическому мышлению». Чем привлекателен этот модуль? В чем его преимущество? Основным аргументом считаю то, что критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Считаю, что обучение критическому мышлению – сложная задача, т.к. нет конкретных алгоритмов, которые ведут к развитию критического мышления. Однако существуют, определённые условия и подходы, которые способствуют формированию критического мышления. Выбирая тему своего исследования на практике в школе «Как использование приемов критического мышления на уроках английского языка влияют на формирование у учащихся навыков работы с информацией» я планировала найти подходы и способы разрешения трудностей и сложностей, с которыми сталкиваюсь я и мои ученики. Изучив теоретические источники, работы других исследователей в данном направлении, я пришла к следующему выводу, что одним из инструментов развития критического мышления служат умения и навыки построения вопросов. Многое зависит от поставленных целей и задач, а также от правильно поставленных вопросов. Если на своих уроках учитель задает простые вопросы, которые подразумевают повторение и подтверждения за педагогом его мыслей и предположений, то результативность от такой деятельности будет минимальной. Если учитель задает вопросы высокого порядка, которые требуют от учащихся размышления, нахождения творческих способов разрешения проблем, то и результат обученности у учащихся будет более высоким. Исходя из своего опыта коллег и своих результатов исследования, я увидела, что для обеспечения условий развития критического мышления, необходимо в первую очередь овладеть Таксономией Блума. Таксономия Блума в классификации целей обучения является одной из наиболее значимых работ для учителей, реализующих развитие критического мышления у учеников в процессе использования активных методов преподавания и обучения. Таксономия включает в себя шесть этапов продвижения, от более простых мыслительных процессов к сложным (от знания и понимания через применение, анализ и синтез к оцениванию). Для этого надо научиться разрабатывать вопросы и задания, соответствующие уровню мышления каждого этапа. Интересными являются такие методы, как «Пять вопросов», «Тонкие и толстые вопросы», «ЗХУ». Изучив и опробовав на практике различные приемы критического мышления, я свой выбор сделала также на ментальной карте Тони Бьюзена. Во-первых, этот прием помогает развивать креативное и критическое мышление, память и внимание у учащихся, а также позволяет сделать процессы обучения и учения намного интереснее и занимательнее. Во-вторых, прием позволяет структурировать информацию в визуальной форме, создает условия для быстрого запоминания материала, что является не маловажным аспектом в нашем современном мире связанного с большим потоком информации. Работа учащихся с ментальной картой. В-третьих, карты многофункциональны, их можно использовать на уроках, как вербальную опору для высказывания, так и при подготовке к экзаменам, зачетам по лексике, грамматике и проведению дискуссий. В- четвертых, правила создания ментальных карт очень просты. В- пятых, карты помогают находить неординарные, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей. Используя ментальную карту, я увидела преимущества этого приема перед другими, которые ранее применяла на практике: здесь задействованы были воображение, критическое мышление, а также все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет быстро запоминать достаточно большой объем информации. Считаю, что мыслительные карты будут эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на других предметах. Метод «Шесть умных шляп» также используется в целях активизации различных аспектов мышления. Учащимся необходимо осуществлять мыслительные операции (размышлять, анализировать, критиковать и т.д.) в заданном контексте цвета шляпы. Использование данного метода позволило учесть различные точки зрения учащихся на видение одной и той же проблемы. Я увидела, что такой способ обсуждения, при котором все предложения учитываются и принимаются, позволяет даже ученику группы С на равных участвовать в обсуждении. Метод «»Шесть умных шляп». Полученные результаты в ходе моего проведенного исследования, можно считать положительными. Несмотря на то, что они были получены в течение непродолжительного периода времени (полгода), можно проследить положительную динамику результативности использования приемов критического мышления в процессе обучения. Произошли изменения личностного характера учащихся, повысилась мотивация, учащиеся перестали испытывать трудности при работе с различными источниками информации. Ценность данных методов в том, что они учат детей слушать и слышать, развивают речь, дают возможность общения, побуждают детей к действию, поэтому на уроке работают все. Литература: 1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014.- 292с. 2. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень.-3-е изд. –Астана: Изд-во Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014. – 292с 3. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать», Алматы, 2013 4. Г. Гарднер «Теория множественного интеллекта». | |
Просмотров: 593 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|