Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
Теоретические подходы использования музыкального материала в обучении иностранному языку Песня - один из древнейших видов искусства. Сначала это была самодеятельная (народная, фольклорная) песня и только потом появилась песня профессиональная. От песни произошли другие виды искусства: поэзия и музыка. Чаще всего слово "песня" употребляется в значении: - Произведение искусства, сочетающее в себе стихи и мелодию. Стихи и мелодия могут быть записаны в виде текста и нот. Одну и ту же песню может спеть сам автор или какой-либо исполнитель, ее можно спеть без аккомпанемента или под аккомпанемент одного или нескольких инструментов, ее может спеть солист, дуэт, ансамбль или хор; - Исполнение произведения искусства. Здесь четыре составляющих: стихи, мелодия, вокал, аккомпанемент. Например, именно исполнение имеет в виду Владимир Ланцберг, когда в своей статье "ЭТО "МОЯ" ПЕСHЯ" он пишет: "Собственно, о чем сыр-бор? Hу, песня и песня: слова, музыка, вокал, аккомпанемент". Это же значение имеет в виду Леонид Альтшулер в своем определении: "Песня - это музыкальное интонирование поэтической речи", поскольку и интонирование, и речь - это исполнение; - Аудио или видеозапись исполнения произведения искусства на каком-либо носителе: виниловом диске, аудиокассете, компакт-диске, в звуковом файле, видеокассете, кинопленке. Когда говорят: "Hа таком-то диске есть такая-то песня", то имеется в виду запись конкретного исполнения произведения [1]; - Вид искусства. Так, например, в Музыкальной Энциклопедии сказано: "Песня - наиболее распространенный род вокальной музыки. Истоки жанра песни уходят в глубокую древность. В античном искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства песни. Тексты песен представляют собой особый жанр поэзии" [2]. Существует род (группа) искусств - музыка. В ней есть две подгруппы - вокальная музыка и инструментальная музыка. Инструментальная музыка подразделяется на камерную и симфоническую. Вокальная музыка подразделяется на виды: песня, романс, кантата, оратория, опера. Песня, как вид искусства, делится на два направления - бытовая (народная, фольклорная, самодеятельная) и профессиональная (сценическая). В обоих этих направлениях существуют жанры: лирическая, патриотическая (гимническая), шуточная, пародийная, детская, колыбельная, маршевая (строевая), студенческая, туристская, частушка, блюз, поп , джаз, шансон, рэп, рок, и т.д. В различных направлениях какие-то жанры встречаются чаще, какие-то менее реже. К примеру, жанр патриотической (гимнической) песни чаще встречается в профессиональном направлении, а жанр частушки присущ направлению бытовой (народной, самодеятельной) песни. Таким образом, самодеятельная песня является направлением в искусстве и включает различные жанры. Жанр - внутреннее свойство произведения искусства, оно не зависит от того, кто был автором этого произведения - профессионал или любитель [3]. Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Прослушивание песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Все сказанное о песне, и о хоровой песне, в частности, свидетельствуют в пользу широкого использования музыки и песни в учебном процессе, в частности, при обучении иностранному языку. Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"'. Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832): "Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она - все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить". Научному обоснованию влияния музыки на человека было посвящено множество работ таких ученых, как В.М. Бехтерев, Н.М. Догель, И.П. Павлов. И.М. Сеченов и др. Благодаря их исследованиям стало известно о физиологическом и психическом воздействии музыки на организм человека. Восприятие музыки имеет рефлекторную природу, основное значение которой заключается в осуществлении связи организма со средой посредством условных рефлексов - ассоциаций (И.П. Павлов, В.Д. Остроменсий, М.П. Блинова, и др.). Было изучено, что нервные клетки разных анализаторов хранят получаемые ими раздражения. Органы слуха, восприняв звуковую волну, созданную музыкой, трансформируют ее в нервный процесс и передают посредством возникших импульсов в мозг. Здесь осуществляется сложный анализ и синтез раздражений и формируется ответная реакция, различная по своему характеру (Г. Арановский, В.Д. Остроменсий, М.П. Блинова) Еще в XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием мyзыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, pитм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Некоторые русские хирурги включали мyзыкy во время сложных операций: согласно их наблюдениям под влиянием музыки все процессы в организме пациентов протекали спокойнее, гармоничнее. Выдающийся психоневролог академик Бехтеpев считал, что музыка оказывает положительное влияние на кpовообpащение, дыхание, yстpаняет yсталость и пpидает физическyю бодpость. Всё это создаёт предпосылки для использования песен в процессе обучения. Часто в школах Древней Греции пением разучивали тексты. К. Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке - это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства. Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания». По словам М.П. Блиновой, «в механизме музыки есть общие для всех искусств и индивидуальные музыкальные свойства. Общее воздействие музыки заключается, во-первых, в осведомлении слушателя о явлениях, событиях действительности и о чувствах, отношении к ним конкретного автора; во-вторых, в формировании определенного отношения к тому. Что стало содержанием музыкального образа; в-третьих, в активизации определенных эмоционально-чувственных реакций, мыслей. При этом эмоциональная реакция является основной характеристикой восприятия музыки. Гез Н.И. в своей книге пишет, что использование песенного материала в учебном процессе основано в определенной степени на принципе суггестивности, и, несомненно, способствует усилению эмоционального аспекта в учебной деятельности учащихся и созданию таких моментов в ней, которые стимулируют релаксацию обучаемых и поэтому способствует лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Буквально все компоненты музыки оказывают воздействие на обучающихся: мелодия, аккордика, лад, гармонизация и темп. С помощью музыкальных произведений удается в определенной мере осуществлять управление внутренним состоянием учащихся, потому что, как отмечал еще Г.Ф. Гельмгольц слово в песне может означать причину настроения, и чувство, которое лежит в его основании, тогда как музыка выражает род душевного движения, которое связано с чувством. В каждой песне слово и мелодия находятся в тесной связи друг с другом. Вспоминая мелодию какой - либо песни, мы сразу же вспоминаем слова этой песни и, наоборот, стоит услышать стихи, которые легли в основу песни, как тотчас в памяти возникает мелодия. Слова и музыка, сливаясь, обогащают друг друга. Слова делают музыку более конкретной, музыка же усиливает эмоциональную сторону текста. По мнению Е.А. Ручьевской, музыка обладает возможностью передавать сильно, ярко и непосредственно чувства в их зарождении и течении, показывать их постепенное возникновение и развитие. Таким образом, можно предположить, что использование песни на уроке иностранного языка будет способствовать созданию эмоционального состояния и существенно влиять на учебную деятельность, выступая в качестве регулятора этой деятельности. Это влияние эмоциональных состояний существенно повышает внутреннюю мотивацию деятельности, делает урок интересным и увлекательным, создает в группе благоприятный психологический климат, способствует включению в процесс обучения механизма непроизвольного запоминания. Одним из способов создания условий для восприятия материала является прослушивание, на фоне музыки возникающее при этом состояние снимает излишнюю напряженность, уменьшает волнение учащихся на уроке, отвлекает от посторонних мыслей и создает хорошие предпосылки для усвоения учебного материала, т.к. обеспечивает подсознательное усвоение материала. Широкое использование песен и музыки на уроках английского языка и в перерывах между ними способствует реальному осуществлению принципа «сдвига мотива на цель», созданию «непринужденной неформальной обстановки свободной коммуникации» . Вводимый на музыкальной основе языковой материал не воспринимается как учебный, он запоминается непроизвольно. Без особых умственных усилий учащихся на фоне эмоционального подъема, под воздействием эмоциональных раздражителей. Г.А. Китайгородская использовала в своём интенсивном курсе перед занятиями и в перерывах популярные песни страны изучаемого языка, чтобы они постоянно были на слуху обучающихся. В результате многие запоминали слова песен, напевали их, спрашивали о чём-то незнакомом. Этот пример доказывает, что музыкальные произведения, грамотно подобранные преподавателем, способствуют иноязычному общению. Одним из основных требований к песенным материалам является аутентичность, т.е. это должны быть в данном случае песни, продуцируемые носителями языка, изначально записанные для носителей языка и не предназначенные для учебных целей. При этом требование аутентичности аудиоматериала должно соблюдаться как в отношении его презентации, так и в отношении репродуцируемой в нем «картины мира», свойственной жителям страны изучаемого языка. Правомерность данного положения подтверждается в программных документах Совета Европы по образованию, где подчеркивается, что «главная задача аудиоупражнений - научить воспринимать естественно звучащую речь, причем, как в ситуациях прямого контакта (лицом к лицу), так и при опосредованном общении (в аудиозаписи). Для того, чтобы обеспечить наиболее успешное «привыкание» слуха обучаемых к аутентичным материалам, необходимо в процессе обучения использовать также полуаутентичные (аутентичные, но адаптированные путем сокращения, записанных в естественных условиях носителями языка с разборчивой дикцией) и квазиаутентичные (полуаутентичные, смонтированные в специальной студии, отделенные от посторонних шумов) аудиоматериалы. Две последние категории аудиоматериалов, несмотря на обработку, сохраняя всю содержащуюся в них информацию, становятся более доступными для аудирования и запоминания, что естественно способствует интенсификации и рационализации обучения. Аудиоматериалы и особенно песни должны создавать мотивацию к изучению иностранного языка и, в частности, потребности в аудировании как познании нового о языке и мире, как активном участии в общении. Мотивация относится к главным условиям при формировании навыков аудирования. Если слушающий испытывает потребность слушать, то это ведет к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов. Поэтому правильный выбор аудиотекста очень важен. Слишком трудные песенные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком легкие аудиоматериалы также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной, не говоря уже о том, что она не может быть развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку. Одним из эффективных средств создания мотивации к изучению иностранного языка являются песни, отражающие интересы школьников той или иной возрастной группы. Аудирование, являясь рецептивным видом речевой деятельности, основано на внутренних механизмах, порождающих психические процессы, как восприятие на слух и понимание устной речи в момент ее порождения. В качестве предмета данного вида деятельности выступает чужая мысль, закодированная в устном тексте, которая подлежит распознанию; продуктом аудирования является умозаключение. А результатом - понимание воспринятого смыслового содержания, правильность которого контролируется преподавателем. Хорошим стимулом успешного аудирования являются внесение в аудиотексты элементов юмора. Юмор способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации. Использование песен при обучении иностранным языкам позволяет опираться на страноведческий аспект. Такие песенные материалы развивают кругозор учащихся, воспитывают чувство симпатии к другим народам. Обучение любому виду речевой деятельности, в том числе аудированию, должно представлять собой научно обоснованную, целенаправленную и законченную систему, под которой В. Н. Садовский понимает упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Значит можно сделать вывод, что правильно подобранный (соответствующий возрастным особенностям и интересам учащихся) песенный материал создает мотивацию к обучению аудированию. Овладение аудированием должно рассматриваться как поэтапный целостный процесс. Н.В. Елухина считает, что система обучения аудированию включает три основных уровня. Первый уровень - элементарный, на нем формируется перцептивная база аудирования. Второй уровень - продвинутый, он посвящается развитию аудирования как вида речевой деятельности. Третий уровень - завершающий - овладение устным общением, в ходе которого учащиеся выступают в роли слушателей. Все эти три уровня тесно взаимосвязаны. Таким образом, каждый уровень системы обучению аудированию должен способствовать достижению общей цели, т.е. использование аудирования в устном иноязычном общении и реализовывать собственную конкретную цель. Как было отмечено выше, музыка является действенным средством воздействия на психику обучаемого, оказывая огромное по эмоциональной силе психологическое и физиологическое воздействие на человека. Физиологической основой построения музыкального образа выступает звук. Звуковые волны передаются по звуковому каналу в головной мозг и порождают ощущение звука. Громкость, тембр, высота, продолжительность музыкального звука воздействуют на человека физически. Проведенные учеными исследования в этой области показали, что под влиянием музыкальных произведений увеличивается сердцебиение в зависимости от тембра музыки, а так же улучшается запоминающая способность, сосредоточение внимания. Как показали исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, вызываемые музыкальными раздражителями возбуждения сообщают организму ритмы. Эти ритмы являются почвой, на которой формируется доминанта, то есть очаг устойчивого возбуждения, пропускающий через себя весь поток информации, воспринимаемый мозгом. Музыка, используемая во время сеансов, играет роль побочного раздражителя, который привлекается доминантным очагом, что усиливает и удерживает оптимальное возбуждение доминанты более продолжительное время. Исследования этих ученых показали, что использование графических и звуковых средств, жестов, цвета и музыки способствует не только восприятию информации по разным каналам, но и позволяет учащимся с различными типами интеллекта успешно овладеть речевыми и коммуникативными умениями. Такой комплексный подход с использованием эмоциональных раздражителей позволяет учащимся с любым типом мышления овладеть языковыми материалом, то есть у каждого учащегося будут работать оба полушария, и учащийся будет осваивать информацию, пользуясь тем каналом, который развит у него лучше других . Рассмотрим более подробно механизмы памяти при восприятии языкового материала песни. Практика показывает, что текст песни запоминается легче и на более длительный срок, чем прозаичный текст. В работах, посвященных проблемам сходства и различия оппозиционной пары «речь - пение», выделяются следующие факторы, которые способствуют запоминанию текста песен: рифма, ритм, лад, тональность, мелодия, аккомпанемент. Теоритически и практически доказано, что рифмующиеся слова запоминаются легче и лучше. Когда мы говорим о ритме в вокальной музыке, то мы имеем в виду ритм речи, ритм мелодии и ритм сопровождения. Каждый из них в отдельности имеет определенное значение для запоминания текста. Решающим фактором в этом комплексе ритмов музыкального и вербального характера является их влияние на ритмику физиологических процессов. Физиологи считают что, музыкальный и стихотворный ритм - это два разных вида физиологических раздражителей с разным входом и местоположением в центрах хранения информации. Можно предполагать, что музыкальный ритм усиливает стихотворный и образует больше временных связей в обоих полушариях головного мозга, отчего легче и успешнее удерживается в памяти соответствующая информация . Связь речевого и музыкального ритма при пении дает возможность говорить об усилительном значении общего ритма песни для запоминания. И все же, хотя, между этими двумя ритмами много общего, ритм слов песни и ритм музыки - это два разных физиологических раздражителя. Полярность эмоций (положительных и отрицательных) находит свое отражение в музыке. Конкретизация их осуществляется посредством мажора и минора. Традиционно мажор воспринимается с радостными, светлыми, положительными чувствами, а минор - с грустью, печалью, скорбью. Известно, что в песне, написанной в мажорной тональности, лучше запоминаются слова, а в песне с минором - на более длительный срок остается мелодия. Определенную роль в запоминании слов играет тональность, в которой исполняется песня. Тональность раскрывает человеческие переживания, оттенки чувств, настроение. Таким образом, правильно выбирая тональность используемой песни, можно добиться управления положительными эмоциями, что в конечном итоге скажется на запоминании текста песни. Также важна мелодия. Мелодия издавна понимается как способ выражения не собственно чувств, а различных состояний человека - настроений, сопровождающих чувства. В классическом понимании мелодия - это одноголосно выраженная музыкальная мысль. Почти каждая мелодия состоит из последовательности восходящих и нисходящих движений, уравновешивающих друг друга. На запоминание мелодии и вербального текста влияет ряд других факторов, которые непосредственно относятся к мелодии: выразительность мелодии, ее ладовый строй и некоторые характеристики, которые могут являться объектом изучения специальных музыковедческих исследований. Определенную роль в запоминании текста песни играет и вид аккомпанемента. Немаловажное значение здесь имеют возрастные особенности, интересы учащихся. Вместе с тем следует подчеркнуть, что не всякий песенный материал целесообразен и эффективен в учебном процессе. Опыт преподавания и специальные дидактические эксперименты свидетельствуют о том, что дидактически эффективным оказывается лишь применение такого песенного материала, у которого выразительным и художественно ценным является и текст, и мелодия в гармоничном соответствии и взаимодействии. И, наоборот, неправильно построенная мелодия способна оттолкнуть даже человека с достаточно развитым музыкальным слухом. Таким образом, целенаправленное применение песен в учебном процессе подтвердило на практике, что быстрое и устойчивое запоминание текста песен, т.е. лексики и грамматических конструкций, содержащихся в песне, обеспечивается в основном наличием таких характеристик музыкально - учебного материала как рифма, ритм, аккомпанемент, тональность и мелодия, среди которых последняя является решающим. Список использованной литературы: 1. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=648552 2. http://repetitora.com/metodika-raboty-s-pesnej-na-urokah-anglijskogo-yazyka 3. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b3bc79b5c43a88521306d37_0.html 4. | |
Просмотров: 1482 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|