Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Совершенствование учебно – познавательной компетентности учащихся на уроках английского языка
«Мы слишком часто даем детям
ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Совершенствование учебно – познавательной компетентности учащихся на уроках английского языка
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, развить когнитивные, креативные, коммуникативные качества, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на методы и технологии, позволяющие обеспечить формирование компетенций, способствующих общему развитию личности ребенка и смелому вхождению в самостоятельную взрослую жизнь.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В основе практики педагогической работы по иностранному языку находятся ключевые компетенции, как более широкие, универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности. К ним относятся ценностно-смысловая, общекультурная, коммуникативная, социально-трудовая, учебно-познавательная, информационная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования.


МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Коммуникативная компетенция — сложное по структуре образование, что определяется сложной структурой коммуникации. Последняя включает ряд этапов. Первый этап — самоопределение в коммуникативной ситуации, когда определяются необходимость и цель участия в коммуникации. Второй этап — анализ намерений партнеров и способов коммуникации с учетом своих целей и возможностей. Третий этап — выбор соответствующего ситуации речевого жанра, поведения и коммуникативных техник. Четвертый этап — собственно коммуникация. Пятый этап — самооценка ценности, степени значимости, результативности прошедшей коммуникации. Однако отдельным этапам или умениям коммуникации нельзя обучиться изолированно друг от друга, чтобы потом «сложить» их вместе и получить коммуникативную компетенцию. Поэтому все методы формирования и развития коммуникативной компетенции являются комплексными.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
• все формы учебного диалога;
• доклады и сообщения;
• ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
• учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
• обсуждения, дискуссии, диспуты;
• упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
• выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
• выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
• вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
• ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
• учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
• телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
• подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
• рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Реализация учебно-познавательной компетенции имеет много общего с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности. Этому способствует совместное с детьми целеполагание в начале урока, самопроверка собственных работ, применение заданий, дифференцированных по уровню сложности.
Момент совместного целеполагания должен присутствовать на каждом уроке. Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.
Типичные вопросы при обсуждении:
• В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?
• Какими способами я буду достигать цели?
• Какие средства мне для этого понадобятся?
Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий, у ученика должна быть достаточно развита самооценка.
На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии.
Формированию этого навыка способствует и самопроверка учащимися собственных работ.
Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, учащиеся выполняют работу над ошибками, проделывают еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала, анализируют неточности стиля и формы. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.
Опытные педагоги рекомендуют использование в обучении иностранному языку дифференцированного подхода, конкретно уровневой дифференциации. Ведь обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники способны усваивать материал на разных уровнях, определяющим является при этом минимум образовательного стандарта. Однако ученики должны видеть перспективу своего роста, результат своей работы на каждом этапе усвоения материала, иметь возможность планировать свою деятельность.

Информационная компетенция. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции.
На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому ученики, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы. Естественно, что для выполнения подобного задания ученики прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетентность.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.
Размышляя над целями уроков, нужно продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение.
Задача учителя – при работе над любой темой искать возможность развития данной компетенции.

Формы работы, необходимые для реализации компетентностного подхода
• метод проектов
• метод дебатов и дискуссий
• игровые технологии
• проблемное обучение
• технология интерактивного обучения
• технология модульного обучения
Не должны использоваться:
• Монолог учителя
• Фронтально-индивидуальный опрос
• Информирующие беседы
• Демонстрация фильмов без обсуждения
• Самостоятельная работа с учебником по заданию учителя
Подведем итог. В основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.


УРОК, ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ

Одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку является такая организация обучения, при которой и урок, и домашнее задание, и внеклассная работа были бы звеньями одной цепи. Развивать творчество, как сейчас модно говорить креативность, школьников необходимо уже с первого года обучения иностранному языку.
В обучении иностранному языку огромную роль играет эмоциональный фактор, взаимодействующий с коммуникативно-познавательной деятельностью учащихся. Эмоции связаны и с потребностью общения, эмоции связаны и с жаждой познания; эстетические эмоции, романтические эмоции, эмоции, вызванные успехом деятельности, языковые и интеллектуальные эмоции. Сочетание всех эмоциональных факторов наиболее благоприятно для развития познавательной активности учащихся в процессе овладения иностранным языком. Палитра положительных эмоций распространяется также на формы и характер организации деятельности учащегося вне урока.

Внеклассная работа должна быть естественным продолжением системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества учителя и учащихся. Именно в условиях внеурочной работы создается подлинная педагогическая среда непринужденного общения, которую можно условно назвать педагогической иноязычной средой. Во время проведения внеклассных мероприятий в центре внимания постоянно находится сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся. В результате проведения внеклассных мероприятий наблюдается повышение мотивации к обучению иностранного языка, и меняется само отношение к предмету "английский язык”.
Категория: Английский язык | Добавил: k1nsk11204 (2017-11-24) | Автор: Анастасия E
Просмотров: 955 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 5:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru