Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
Бердыгулова Гульзайра Талиповна - учитель английского языка, СШ № 122, г. Костанай, Республика Казахстан «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при изучении английского языка» В условиях рыночной экономики увеличился спрос на профессионально компетентных специалистов. Профессиональная компетентность на сегодняшний день определяется уровнем профессионального образования, индивидуальными способностями человека, его стремлением к непрерывному образованию и самосовершенствованию, творческим отношением к делу. Чтобы быть конкурентноспособным, специалист должен иметь широкий кругозор, высокий уровень культуры, он должен быть способным к заинтересованному, мобильному приобретению новой информации, стремиться творчески приспособиться к постоянно меняющимся условиям социально- культурной и производственно- технологической среды. Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце 20 века в США. В ней синтезированы иди и методы коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической и надпредметной. Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого общества включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для большого спектра проблем в образовательной сфере. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю. Термин "Критическое мышление " может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку критического мышления предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, рассматривает возможности решения проблемы. В технологии РКМЧП выделены следующие цели: - формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. - развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; - развитие аналитического, критического мышления: т.е. научить учащихся выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, отвергать ненужную или неверную информацию, понимать, как различные части информации связаны между собой, выделять ошибки в рассуждениях, уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек, избегать категоричности в утверждениях, быть честным в своих рассуждениях, определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам, выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение, уметь отличать факт, который всегда можно проверить от предположения и личного мнения, подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи, отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом. Технология РКМЧП - надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний. Первая стадия -"вызова", во время которой у учащихся активизируются имевшиеся раннее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия- "осмысление"- содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Третья стадия -стадия "рефлексии"- размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретённых знаний. Формы урока в РКМЧП отличаются от урока в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г. Ривина – В.К. Дьяченко, т.к. основой её является работа учащихся в динамических парах и группах. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. При работе по модели "Зигзаг" группа делится на четверки, у каждого учащегося номер от 1-го до 4-го. После этого раздаются тексты статьи, над которой предстоит работать. Коротко обсуждается название темы, объявляется, что к концу урока каждый должен разобраться в статье, понять её целиком. Но в статье четыре части, в группах четыре участника. Значит, каждый член группы должен будет досконально разобраться со своей частью текста, а остальные помогут ему понять другие. После этого все первые номера объединяются для работы над своим отрывком, то же делают вторые, третьи и четвертые. Таким образом, в группе теперь есть и подгруппы и каждая работает над своей частью текста. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя - в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале. При изучении английского языка для развития умения чтения учащимся предлагаются следующие задания. Первая группа заданий предназначена для активизации прошлого опыта учащихся, их знаний в той или иной области. Сюда включены: KWL Chart. После объявления темы или названия текста учащиеся аккумулируют свои знания о предмете, заполняя первую часть таблицы – Know, представленной на доске или плакате. Учитель поощряет обсуждение учащимися их знаний, а затем предлагает им высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать в данной области, и заполнить вторую часть таблицы - Want. После коллективного обсуждения наиболее интересные идеи вносятся в эту часть таблицы. Третья часть таблицы – Learnt - заполняется после прочтения всего текста или его части. Данное задание может быть использовано и при изучении других предметов (например, истории, географии, биологии). KWL Chart KnowWantLearnt Knowledge Chart. Задание аналогично предыдущему и предназначено для построения «моста» между прошлыми знаниями учащихся и новой информацией. Knowledge Chart PRIOR Knowledge About…New Knowledge About…1. 2. 3.1. 2. 3. Вторая группа заданий фокусирует внимание учащихся на содержании текста, включая его основные элементы: место действия (setting), главных героев (main characters), проблема (problem), разрешение проблемы (solution). Сюда входят следующие задания: Story Frame. Схема содержит достаточно информации для того, чтобы учащиеся представили основное содержание текста и смогли его пересказать. Её содержание может меняться в зависимости от типа текста, языковых знаний учащихся, задач урока. Story Frame The story takes place________________________________________________ ____________________________________________is a character of the story, who______________________________________________________________ Another character of the story is_______________________________________ who_____________________________________________________________ A problem occurs when______________________________________________ After that,_________________________________________________________ and______________________________________________________________ The problem is solved when__________________________________________ The story ends with_________________________________________________ При работе с данной схемой учитель задает учащимся вопросы, помогающие им заполнить её, а потом просит рассказать о прочитанном. Story Pyramid. В этом задании учащимся предлагается заполнить пирамиду которая включает следующую информацию: Line 1. Name of the main character. Line 2. Two words describing the main character. Line 3. Three words describing the setting. Line 4. Four words stating the problem. Line 5. Five words describing one main event. Line 6. Six words describing the second main event. Line 7. Seven words describing the third main event. Line 8. Eight words stating the solution of the problem. Данное задание, кроме знания содержания прочитанного, требует от учащихся знания английских слов (их ответы могут быть различными), умения мыслить рационально. Ниже дается пример пирамиды для текста «Business trip». Story Pyramid 1. Mr. Rozinov 2. Clever intelligent 3. Ivolga Holding prezident 4.make appointment o‘clock cafе 5.glad call transaction secretary office 6. terms payment delivery shipment talk of 7.goods buy sell customers british firm prices 8. trip successful airport meet to arrive Kostanay Story Map. После прочтения или прослушивания всего текста учащиеся заполняют его карту в которой отражены основные элементы текста. Задание может выполняться индивидуально, в малых группах или коллективно. Заполненная карта является хорошей опорой для дальнейшего обсуждения, составления пересказа или написания сочинения. Story Map. The setting The main characters Statement of the problem Event 1 Event 2Event 3 Event 4 Event 5 Event 6 Event 7Statement of the solution Story theme (What is this story really about?)Values brought out in the story Третья группа заданий развивает мышление учащихся, их умения предсказывать, анализировать, сравнивать события. Prediction Chart. При выполнении данного задания активизируются знания учащихся о событиях и героях, появляются мотивы для продолжения знакомства с текстом, возникает необходимость доказать свои предположения и опровергнуть неправильные предположения других. Предварительно учитель обсуждает с учащимися название текста, иллюстрации (если таковые имеются). Затем учащиеся в письменной форме излагают свои предположения, а после прочтения делаю вывод о том, что же действительно произошло. По мере продвижения в чтении учащиеся все больше обращают внимания на детали, соотносят описание событий. Цель задания – вызвать интерес к чтению, внутреннюю мотивацию. Prediction Chart. What I predict will happenWhat actually HappenedChapter 1Chapter 2 Compare/Contrast Chart. Выполняя это задание, учащиеся учатся анализировать сходства и различия, описание событий, сравнивать несколько похожих текстов. Диаграмма заполняется индивидуально или в малых группах с последующим коллективным обсуждением или развернутым письменным высказыванием. Учитель может предварительно провести обсуждение вопросов, помогающих учащимся сформулировать свои мнения. Compare/Contrast Chart Different Alike Different Одним из условий успешного использования приёмов интерактивного чтения является наличии дискуссии, обсуждения. Если учащиеся вовлечены в живую дискуссию, их понимание любого текста значительно усиливается не только за счёт вопросов задаваемых учителем, но и за счёт взаимодействия с другими учащимися. Для боле плодотворного обмена мнениями во время дискуссии учитель должен выполнять следующие рекомендации: 1. Выступать в роли организатора обсуждения и поддерживать его, обеспечивая взаимодействие. 2. Иметь заранее заготовленные вопросы, чтобы вызвать комментарии или суждения учащихся. 3. Активизировать различные мыслительные процессы учащихся (анализ, синтез, сравнение, оценивание). 4. Делать «паузу ожидания» длиною 5 секунд, чтобы дать учащимся время для творческого и активного мышления. 5. Включать всех учащихся в обсуждение, задавая им вопросы и поддерживая их. 6. Записать обсуждении на аудио или видеоплёнку для дальнейшей оценки деятельности учащихся и успешности дискуссии. Список литературы: 1. Е.А. Гельпей, Т.В. Ефенская, Н.С. Котова «Английский язык для экономических колледжей» Рн Д: «Феникс», 2005г. 2. Г.К. Селевко «Педагогические технологии»- М: НИИ ШТ,2005 журналы «Иностранные языки в школе» №2, 2005 г., № 5, 2007г. 3. С.А. Шевелева «Деловой английский»- М: ЮНИТИ – Дана, 2004 4. «Иностранные языки в школе» - журнал, февраль, 2007 5. «Иностранные языки в школе» - журнал, май, 2007 Источник: http://1. Е.А. Гельпей, Т.В. Ефенская, Н.С. Котова «Английский язык для экономических колледжей» Рн Д: «Феникс», 2005г. 2. Г.К. | |
Просмотров: 382 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|