Учитель английского языка СШ № 2, г. Семей Джаналова З. Х. Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку. Для того чтобы обеспечить учащихся коммуникативными видами деятельности, развивать умение говорения, помочь учащимся приобрести критическое мышление и решение проблем. В целом личностно-ориентированный подход в школьном обучении означает, что, прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача нашего общества – формирование всесторонне развитого человека, гармоничной, нравственной личности перед активизацией ее внутренних резервов. Ориентация на личность учащегося связывается в педагогической литературе с внутренней и внешней дифференциацией по частным способностям. На уроках иностранного языка под внутренней дифференциацией понимается “такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе” Строго говоря, любой школьный класс является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальная способность к обучению, способность к овладению языкам, способность к общению на иностранном языке в группе, интеллектуальные способности, опыт учения, мотивация к изучению иностранного языка. Школьники также могут различаться стилем учения, особенностями характера, интересами, общим развитием, степенью уверенности в своих возможностях, а также культурными особенностями и особенностями родного языка. Подход, преобладающий в прежних методиках, больше основан на развитие знаний, умений и навыков, что делало процесс обучения слишком длительным, целиком основанным на логике построения языка как научной области, иллюстративным (всё предлагалось в готовом виде), скучным, излишне детализированным, линейным (строгая последовательность видов деятельности), усредненным (в плане общего ритма и последовательности прохождения содержания обучения, объема знаний), однообразным (особенно в использовании учебных форм). При этом основной акцент делался на развитии письма, чтения, перевода и лишь в последнюю очередь – разговорной практике. В целом преподавание строилось без учета личных особенностей каждого участника: целей, мотивации, веры в себя и в собственные силы, наличия сопротивления к обучению, развития способов мышления, имеющихся стратегий познания, познавательных предпочтений и накопленного опыта. Особенности личностно – ориентированного обучения английскому языку: - Обучение должно строиться исходя из личностных и индивидуальных особенностей человека с целью их дальнейшего развития. - Важно учитывать имеющийся индивидуальный опыт человека (в частности, опыт освоения родного языка и владения им). - Психологические механизмы познания должны лежать в основе моделирования (особенно индивидуальные и универсальные познавательные стратегии). - Обучение иностранному языку важно строить, постоянно проводя аналогии с родным языком. - Обучение должно быть интересным и разнообразным (прежде всего по форме и использованию различных способов мышления и восприятия, познавательным позициям). - Необходимо активно использовать эвристические способы обучения (многие языковые закономерности можно открыть самим, и тогда они понимаются и запоминаются на всю жизнь). - Полезно, изучая новый материал, сразу применять полученные знания в реальной жизненной ситуации (или смоделированной). - групповое обучение обладает значительным преимуществом перед индивидуальным, так как позволяет организовать многомерную коммуникацию переходы с позиции «ученика» в позицию «учителя». Освоение любого языка, как родного, так и иностранного требует использования практически всех аспектов индивидуального опыта человека.
|