Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
Шаранова О.Б., учитель английского языка (категория вторая), ГУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Семей, Восточно-Казахстанская область Применение модульной технологии на уроках английского языка. Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из трех структурных частей: вводную, диалогической и итоговой. Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведенных по учебной программе на тему, блок тем и раздел. Исследования показали, что наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7 – 12 часов. Особенностью учебного модуля является то, что на вводную и итоговую части при любом количестве часов отводится по 1-2 часа. Все оставшееся время на диалогическую часть. Во вводной части учитель знакомит учащихся со всей структурой учебного модуля, его целями и задачами. Затем учитель кратко (в течение 10 – 20 минут) объясняет учебный материал, рассчитанный на изучение в течение всех часов данного учебного модуля, опираясь при этом на схемы, таблицы и т.д., то есть на знаковые модели. Многократная проработка учебного материала на уровнях воспроизведения, элементарных умений и навыков и переноса знаний производится на уроках диалогической части. Неоднократное возвращение к содержанию (по всей теме или разделу) по «нарастающей» – от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности дает возможность каждому ученику посредством работы с учебным материалом развивать способности, память, внимание, мышление, устную и письменную речь. В диалогической части познавательный процесс строится посредством взаимодействия учащихся между собой через деление класса на микрогруппы по 2 – 6 человек. Познавательная деятельность учащихся строится таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал, предлагаемый ему на трех уровнях сложности. Обязательным условием является обучение посредством игровой организации и применения разнообразных активных форм (групповая, индивидуально-групповая и парная работа, диспуты, дискуссии). Диалогическая часть строится на активных формах обучения сначала с целью воспроизведения учебного материала и формирования элементарных умений и навыков, а затем – с целью проведения анализа, синтеза и оценки знаний. Выбор заданий любого уровня осуществляется самими учащимися. Не является поэтапное выполнение заданий (от простого к сложному). Ученик вправе выбрать задание, исходя из своей внутренней установке на возможность его выполнения. Диалогическая часть учебного модуля имеет еще одну особенность. Как показало исследование, широкое использование активных и игровых форм обучения позволяет учащимся работать с учебным материалом, возвращаясь к нему в рамках учебного модуля от 13 – и до 24 – х раз. (Психологами доказано, что усвоение материала происходит при 7 – кратном возврате к нему.). Учащиеся, которые уже в середине учебного модуля справляется с заданиями повышенной сложности, могут стать при желании помощниками учителя. Им предлагаются роли консультантов, ведущих и т.д. диалогическая часть учебного модуля строится на самообучении и самооценке, взаимообучении и взаимооценке учащихся. Осуществляется это посредством подготовки для каждого ученика не только трехуровневых заданий, но и ответов – эталонов на них. Учебный процесс в рамках технологии строится на следующей исходной позиции: многие личностные психические свойства ребенка проявляются и формируются в ходе собственной, приносящей удовлетворение деятельности. Этому аспекту в технологии уделяется особое внимание. Удовлетворение и удовлетворение познавательной деятельности – один из важнейших факторов достижения высокого конечного результата каждым учеником. Поэтому отметки и оценки в диалогической части носят стимулирующий характер. Важным условием разработанной технологии является возможность использования учениками любых научных источников, учебников, учебных пособий, а также получение консультации со стороны учителя, которому отводится роль консультанта, организатора, помощника. Итоговая часть учебного модуля – контрольная. Ученик должен показать знания, умения и навыки, приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи. Тестовые задания, контрольные работы, зачет, как формы контроля знаний учащихся предъявляются ученику именно в итоговой части учебного модуля. Знания, способности, умения и навыки саморегулируемого обучения развиваются не спонтанно, а целенаправленно структурой и содержанием модульной программы. При модульной организации в процессе обучения между субъектами педагогического процесса должны культивироваться партнерские отношения независимо от реально существующих различий, их социального и профессионального опыта, в частности различной степени владения информацией и знаниями. Составление содержания модуля осуществляется в четырех аспектах: 1) представление целей овладения умением; 2) формирование собственно содержания модуля-информации; 3) построение системы управления и самоуправления учебными действиями и методическое обеспечение процесса усвоения; 4) построение системы обратной связи. Первым этапом создания модульной программы должно быть структурирование учебного материала соответственно интегрированным целям обучения, в дальнейшем на учебные элементы (УЭ) соответственно частным целям. При решении этой задачи необходимо разработать графы логической структуры тех аспектов дисциплины, которые составляют основу теоретических знаний. Каждый модуль начинается с нулевого учебного элемента, содержащего четко определенные цели и задачи. Это целевой компонент является важнейшим ориентиром в познавательной деятельности учащегося, определяет содержание всех остальных компонентов, повышает мотивационные установки. Самостоятельная проработка материала предполагает осуществление обратной связи в виде контроля на входе и выходе в модульную программу. Б. Гольдшмидт для этого рекомендует использовать тестирование. У.П. Прокопенко в модульной программе в каждом элементе содержатся вопросы для самопроверки, а последний элемент обучения содержит тест. Специфика модульного обучения отражает его ведущие принципы: системного квантования, модульности, проблемности, когнитивной визуализации и др. Введение в процесс обучения модульной технологии позволяет: - рационализировать процесс обучения, так как составленная модульная программа позволяет заранее спланировать обучающие действия; - учащиеся, усвоив модульную программу подводят к единому, запланированному уровню овладения знаниями, умениями и навыками. - повышает эффективность обучения благодаря четкой комплексной проработке всех компонентов процесса обучения: целевого, содержательного, структурного, операционно-деятельного, контрольного, оценочно-результативного. Активные формы обучения, применяемые на уроках диалогической части учебного модуля. Обучающие игры «Биржа знаний» на доске вывешивается панно с конвертами, которых имеются задания разных уровней (на «5», «4», «3»). Каждый учащийся берет из конвертов задания по своим возможностям и способностям, готовится, отвечает. Ответы оцениваются «акциями». Учащийся-«акционер» получает «акции» разного цвета в зависимости от полноты ответа: ответ с недочетом – «акция» желтого цвета; правильный, но не подробный ответ – «акция» красного цвета; правильный и подробный ответ – «акция» синего цвета; отличный, правильно обоснованный ответ – «акция» зеленого цвета. У каждой «акции» – номинальная стоимость, которая определяется в «банке». Максимальное количество баллов определяется количеством цветов (например, если у ученика «акции» 2-х цветов – то в «прибыли» участвует только 2 балла, если 4 цвета, то максимальный балл – 4).учитель – «банкир», который начисляет «прибыль» каждого ученика. Если желтых много, то «стоимость» возрастает. На этой основе учитель выставляет оценки. Взаимодиктант Ребята распределены на группы по 4 человека. Каждому дается карточка с текстом (диктант). Карточки пронумерованы (1, 2, 3, 4). Учащиеся садятся парами, как показано на схеме: 1 2 3 4 Ребята в парах диктуют друг другу свои тексты, затем проверяют. Потом пары меняются. В ходе игры происходит три смены состава пар. 1 2 3 4 1 1 Обучающая игра «Доклад» | |
Просмотров: 5763 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|