Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Использование учебно-дидактических игр, как средство формирования и развития интеллектуальных умений учащихся
Использование учебно-дидактических игр, как средство формирования и развития интеллектуальных умений учащихся

Сложнее экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нашей школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебного материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов, бесспорно можно считать игровую деятельность. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективнее средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в общении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.
Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. К.Д. Ушинский писал: «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов». Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идет постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателя и обучающихся.
В.Ф. Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога, не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том. что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогике, которые стремятся активизировать учебный процесс.
Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой методические приемы обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающая в игре, способствует раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализует чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально- пассивных детей. Исследования психолога Славиной Л.С. (Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам») показали, что в процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему недоступен в обычной учебной ситуации. Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет, и педагог стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Необходимо учитывать также возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно чтобы она могла воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры, отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Психолог В.В. Давыдов отмечал: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребенка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий».
«А также возможностей, которые раскрывают перед наблюдательным педагогом .игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивость, изобретательность, инициативность не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов.
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.
Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности) и закрепление знаний, приобретенных на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлений в целом и у его существенных особенностях, развитии способности замечать сходство и различия между ними. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие.
К организации игр можно предъявить определенные требования:
-Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
-Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным.
-Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
- В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активации учащихся. В таких играх завоевание победы для выигрыша, - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Таким образом, игра - это:
1. деятельность (речевая)
2. мотивированность, отсутствие принуждения
3. индивидуализированная деятельность
4. обучение и воспитание в коллективе
5. развитие психических функций и способностей
6. «учение с увлечением».
Игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибко-боязни, группа объединяется единой деятельностью, создается благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочередно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.
В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка? Основных целей шесть:
1) формирование определенных навыков,
2) развитие определенных речевых умений,
3) обучение умению общаться,
4) развитие необходимых способностей и психических функций,
5) познание (в сфере становления, собственного языка),
6) Запоминание речевого материала.
Но специфика игры, как точно подметил Скаткин М.Н. заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются». Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научится.
Формы игр чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накопленный опытом людей. Это и лоте; и карты, и домино, и шарады, и конкурсы, и детские игры «Чепуха», и лингвистические игры, фонетические игры, и всевозможные жизненные события - оборудование квартиры, сборы в поход, а также разыгрывание действий всяческих профессий и поведения типов. У людей (оптимист, брюзга, капризуля), и даже приемы мнемотехники. Как же организуется игра? Игра может быть, так сказать, одноразовой и многоразовой, мы называем ее большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на „ одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен, и такой урок, где проводится вся большая игра: Для такой игры каждый ученик получает какую-то роль. Перед учащимися должна быть поставлена, игровая цель, объяснены условия игры; что касается э: программы их действий, то это зависит от скрытой учебной цели. Скажем, учебной целью является формирование навыка; в этом случае нужно дать образец высказывания и отработать его; если же цель развитие умения высказываться, то программу можно не задавать.
Наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение дает возможность привить интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.

С.К. Зидинова,
учитель английского языка
ГУ СОШ №35.
г.Семей

Категория: Английский язык | Добавил: школа9 (2011-03-04) | Автор: Зидинова С.К.
Просмотров: 2210 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru