Использование учебно-дидактических игр, как средство формирования и развития интеллектуальных умений учащихся Сложнее экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нашей школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебного материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов, бесспорно можно считать игровую деятельность. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективнее средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в общении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. К.Д. Ушинский писал: «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов». Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идет постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателя и обучающихся. В.Ф. Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога, не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том. что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогике, которые стремятся активизировать учебный процесс. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой методические приемы обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающая в игре, способствует раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализует чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально- пассивных детей. Исследования психолога Славиной Л.С. (Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам») показали, что в процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему недоступен в обычной учебной ситуации. Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет, и педагог стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Необходимо учитывать также возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно чтобы она могла воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры, отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Психолог В.В. Давыдов отмечал: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребенка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий». «А также возможностей, которые раскрывают перед наблюдательным педагогом .игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивость, изобретательность, инициативность не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры. Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности) и закрепление знаний, приобретенных на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлений в целом и у его существенных особенностях, развитии способности замечать сходство и различия между ними. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. К организации игр можно предъявить определенные требования: -Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. -Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным. -Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа. - В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активации учащихся. В таких играх завоевание победы для выигрыша, - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности. Таким образом, игра - это: 1. деятельность (речевая) 2. мотивированность, отсутствие принуждения 3. индивидуализированная деятельность 4. обучение и воспитание в коллективе 5. развитие психических функций и способностей 6. «учение с увлечением». Игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибко-боязни, группа объединяется единой деятельностью, создается благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочередно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка? Основных целей шесть: 1) формирование определенных навыков, 2) развитие определенных речевых умений, 3) обучение умению общаться, 4) развитие необходимых способностей и психических функций, 5) познание (в сфере становления, собственного языка), 6) Запоминание речевого материала. Но специфика игры, как точно подметил Скаткин М.Н. заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются». Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научится. Формы игр чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накопленный опытом людей. Это и лоте; и карты, и домино, и шарады, и конкурсы, и детские игры «Чепуха», и лингвистические игры, фонетические игры, и всевозможные жизненные события - оборудование квартиры, сборы в поход, а также разыгрывание действий всяческих профессий и поведения типов. У людей (оптимист, брюзга, капризуля), и даже приемы мнемотехники. Как же организуется игра? Игра может быть, так сказать, одноразовой и многоразовой, мы называем ее большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на „ одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен, и такой урок, где проводится вся большая игра: Для такой игры каждый ученик получает какую-то роль. Перед учащимися должна быть поставлена, игровая цель, объяснены условия игры; что касается э: программы их действий, то это зависит от скрытой учебной цели. Скажем, учебной целью является формирование навыка; в этом случае нужно дать образец высказывания и отработать его; если же цель развитие умения высказываться, то программу можно не задавать. Наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение дает возможность привить интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении. С.К. Зидинова, учитель английского языка ГУ СОШ №35. г.Семей
|