Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
Возросшие потребности овладения иностранными языками и процесс обновления содержания образования находят отражение в государственной политике РК. Современная школа предъявляет свои требования к учителю. Учитель английского языка должен обладать глубокими и прочными творческими и профессиональными знаниями, умениями и навыками: уметь правильно с точки зрения произношения и употребления лексических единиц и грамматических структур излагать в диалогическом и монологическом общении свои мысли на бытовые, литературные, общественно-политические и научно-педагогические темы с использованием небольших стилистических и эмоциональных средств языка; владеть современными эффективными формами и методами обучения и воспитания учащихся; владеть диагностикой развития их личности. Учитель английского языка должен уметь определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из знаний возрастных и индивидуальных различий учащихся, осуществлять перспективное и текущее планирование учебно-воспитательной работы, проводить на высоком методическом уровне педагогический процесс, развивать познавательную, творческую активность учащихся, создавать условия для самореализации личности каждого учащегося, использовать достижения науки и практики. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагает передачу, восприятие, осмысление, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то при показе видеосюжетов, схем, рисунков, таблиц и другого наглядного материала преподаватель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изученного материала не только слух, но и зрение. Включение большого числа органов чувств и восприятие информации способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Форма уроков включает в себя такие элементы продуктивного обучения как диалог, интерактивность (взаимодействие), интерпретация смыслов, коллективное решение проблемных ситуаций и т.д. Одним из эффективных приемов в обучении общению на иностранном языке являются ролевые игры (чтение по ролям, инсценировка диалога). Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра – это речевая, игровая учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра является игровой деятельностью, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими иногда не осознается. С точки зрения учителя, ролевая игра является формой обучения диалогическому общению. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Она обладает рядом особенностей: - ролевая игра – это обучение в действии (learning by doing),что повышает качество обучения; - ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используется общий запас знаний и умений учащихся; - ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, так как содержит элемент игры и непредсказуемость развязки; - ролевая игра дает обучающимся социолингвистическую «подсказку,» - какими единицами и речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики учащихся; - во время ролевой игры участники должны внимательно слушать друг друга и адекватно реагировать на реплики своих товарищей; - во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения. Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями. 1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров. 2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. 3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. 4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности. 5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. 6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся знакомятся с технологией театра. Поощряется любая выдумка, так как в учебных условиях возможности ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы. Ролевая игра обладает также большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся. Во-первых, игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащихся интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации общения. Во-вторых, ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо выполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной. Ролевая игра должна быть принята всей группой. Ролевая игра должна проводиться в доброжелательной творческой атмосфере и вызывать у учеников чувство удовлетворения и радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него может появиться чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль учителя в процессе подготовки и проведении игры постоянно меняется. На начальной стадии работы активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней учеников. Учителю следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Обсуждение результатов игры следует начинать с обсуждения удачных моментов и лишь, потом перейти к недостаткам. Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она: - активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении; - учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка; - положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников; - способствует осознанному усвоению иностранного языка; - содействует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитывает чувство коллективизма; - создает благоприятные условия для развития у учащихся как подготовленной, так и неподготовленной речи на иностранном языке; - обладает большими возможностями в образовательном и воспитательном планах; - помогает изжить равнодушие, скуку, формализм из учебно-воспитательного процесса. В заключении хотелось бы сделать вывод, что ролевая игра, если отвести ей должное место в процессе обучения устному иноязычному общению, играет важную роль как в психологическом, так и методическом планах. Использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения. Ролевая игра способствует созданию благоприятного психологического климата, что позволяет использовать творческие и эмоциональные резервы личности, в целом существенно повышает коммуникативный потенциал обучаемых. Ролевая игра позволяет значительно активизировать языковой материал в разнообразных формах деятельности, интенсифицируя процесс обучения, в результате чего обучаемые выходят на неподготовленное иноязычное общение. Фрагмент урока английского языка в 10 классе на тему «Друзья, дружба» | |
Просмотров: 2363 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|