Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
Учитель английского языка Зайцева О.А. г. Семей. СШ №11 Тема: Роль игры на уроках английского языка в начальных классах Роль различных фонетических, грамматических, лексических и орфографических игр на уроках английского языка велика. Они стимулируют детей учиться и в то же время приносят на уроки радостные моменты. Английский язык для детей не кажется непосильным и утомительным, а наоборот дети получают удовольствие от этого предмета. Роль игры на уроках в начальных классах (1-4 кл.) велика, в особенности игра имеет большое значение на уроках английского языка, где необходимо заинтересовать детей предметом. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - что сказать, как поступить, как выиграть, что, несомненно, обостряет мыслительную деятельность играющих детей. Для детей же игра - это увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим, у детей возникает чувство удовлетворения тем, что они могут говорить наравне со всеми в группе. Таким образом, анализируя игру, как метод обучения на уроках английского языка в начальных классах, можно выделить несколько важных функций, которые она выполняет. Прежде всего, необходимо отметить обучающую функцию игры. Игра, как ситуативно-вариативное упражнение, создает возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка. Кроме того, игра выполняет эмоциональную, мотивационную функцию. Ученики, а в особенности дети младших классов, должны идти на урок английского языка с удовольствием. И таким образом, главная задача учителя заинтересовать детей предметом, возбудить у них желание работать. А игра является хорошей мотивацией интереса. Игра приносит радость и удовольствие на урок. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. К тому же, игра выполняет и воспитательную функцию. Игра несет в себе нравственное начало, так как делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Благодаря игре, дети учатся работать в парах, группах, учатся слушать друг друга, чувствовать ответственность друг за друга, помогать своим членам команды справиться с заданием. В ходе игры, учитель воспитывает у детей культуру общения, становится ближе к детям, улучшает отношения между детьми в группе. Дети становятся более доброжелательными, отзывчивыми, серьезными и целенаправленными в их стремлении - достичь общую цель, победу. Таким образом, игра на уроках английского языка в начальных классах не только обучает детей, не только вызывает у ребят желание изучать язык других стран, но и воспитывает в них доброту, уважение к чужому мнению, ответственность и организованность. Данные игры преследуют цели: - научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; - создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; - развить речевую активность и самостоятельность учащихся. Пример: Класс выучил указательные местоимения: this, these; that, those. Потренировав указательные местоимения в речи, учитель садится на стул и говорит: "Oh, I'm so tired. Who can help me? Who wants to be a teacher?" От желающих обычно не бывает отбоя. Каждый хочет почувствовать себя на месте учителя. Можно играть командами: команда «учителей» против команды «учеников». У каждой команды есть набор предметов, английские названия которых знакомы ребятам. «Учителя» располагаются напротив «учеников», и игра начинается. "Teachers" What is this? What are these? What is that? • • • "Pupils" This is a cat. These are kittens. That is a dog. • • • После того как все «учителя» задали вопросы, команды меняются ролями. За каждые правильные вопросы и ответы дается одно очко. Лексические игры: На уроках английского языка дети постоянно знакомятся с новыми словами и выражениями. Для отработки нового лексического материала часто используются игры. Для отработки лексического материала можно использовать игру в мячик. Учитель бросает ученикам мяч, задавая вопрос, на который должен получить определенный ответ. При ответе ученики должны воспроизвести слова и выражения по данной тематике. Также в начальных классах можно использовать игру «Снежный ком»: запомни, повтори и добавь свое. Эта игра не только позволяет отработать лексику, но и способствует развитию памяти. Орфографические игры: Цель данных игр - упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов. Пример: "Alphabet": Команда получает набор карточек с буквами алфавита. Когда учитель произносит слово, например, "mother", ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. За каждое правильное слово команда получает очко. "The Comb": Группа делится на две команды. На доске два раза пишется какое-нибудь длинное слово. Например: DAUGHTER DAUGHTER Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих слово по вертикали. Каждый пишет одно слово, причем слова не должны повторяться. За каждое правильно написанное слово дается одно очко. Дополнительно три очка дается команде, которая первой заполнит "the comb". "A Spelling Stair": Участники игры выстраивают на классной доске «лестницу» из слов. Каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Лестница (во 2 классе) выглядит примерно так: Чтобы у играющих был стимул писать длинные слова, очки можно давать за каждую букву. Если слово написано неправильно, команда очков не получает. "A Letter Ladder": Учитель пишет на доске короткое слово. Следующее написанное под ним должно быть длиннее на одну букву. При этом в каждом последующем слове разрешается заменять любые буквы, кроме первой. Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? Неважно, на каком они были языке родном или иностранном – стоит вспомнить одну строчку - и все стихотворение сразу всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Этот возраст (6-9 лет) особенно благоприятен для изучения иностранного языка : шестилетки-семилетки отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, “ секретов” языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы “ впечатывать” его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить, тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, она помогает усвоить язык, в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра ведет за собой развитие. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С помощью игры можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. Для более успешного использования игровых моментов на уроках в начальных классах большую роль играют игрушки, сказочные персонажи. Так. Обучение в 1 классе идет с применением “ фонетических, лексических, грамматических сказок”. У детей этой возрастной группы высоко развиты восприятие и острота звука. Но природная “хватка” в данном случае должна подкрепляться фонетическими упражнениями, чтобы перейти в навык. А так как такие занятия связаны с многократными надоедающими повторениями, приходиться сочинять фонетические сказки. Вот пример “фонетической сказки” на русском языке для отработки звуков. Так с первого урока в гости к ребятам приходит веселый английский язычок – Mr.Tongue, который на протяжении ряда уроков будет учить детей произносить звуки. “ У язычка есть хозяин. Каждый из вас имеет свой язычок. Надо сделать его послушным. Он должен делать то, что прикажет хозяин. Язычок живет в удобном, теплом доме. В доме есть две стены, пол, потолок и коридор. Язычок любит тепло, поэтому в доме у него тепло и есть две двери: наружная – губы и внутренняя – зубы. Язычок спит на полу – там ему удобнее. А у кончика язычка есть любимое место на потолке на возвышенности, сразу за верхними зубами. Он любит играть с разными звуками: [d], [f], [ei], [r],[l]. Вот так живет-поживает Язычок, наружу не выходит, боится простудиться. Однажды ночью разыгралась непогода, подул сильный ветер, зашумели деревья, пошел сильный дождь. Язычок проснулся и стал прислушиваться к звукам снаружи. Сначала он услышал, как ухает сова на : –u-u-u; как совсем близко пробежал отфыркиваясь ёжик – hf-hf-hf. Где-то далеко замычала корова –m-m-m; зарычала собака –r-r-r и загоготали гуси –g-g-g. Язычок спал и тихо дышал –h-h-h, и во сне он слышал, как стучит дождь по крыше –t-t-t.”. На протяжении остальных уроков Mr.Tongue будет приходить к учащимся и отрабатывать новые звуки. Большую помощь в этом оказывает игра “Эхо”. В конце занятий обязательно нужно повторить с детьми звуки, которые они узнали на уроке. Необходимо следить за правильной артикуляцией. Отвернувшись в сторону, отчетливым шепотом произносятся пройденные звуки. Дети, как эхо, повторяют каждый звук вслед за учителем. В познавательной деятельности восприятие связано с вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес. У детей есть непосредственный интерес к изучению языка, им хочется слышать и самим говорить на английском языке. Учет особенностей возраста – это отправная точка для конструирования курса обучения. Дети воспринимают мир целостно. Их любимые занятия – раскрашивание, пение, танец. Все виды деятельности типичные для школьника младшего школьного возраста стараюсь включить в общую канву урока иностранного языка (пение, рисование, танец, зарядка, чтение стихов и т.д.) Особенность заключается в том, что чем больше видов деятельности учитель задействует в обучении, тем выше окажется эффективность запоминания, плюс ко всему осуществляется эстетическое воспитание. Можно увидеть, что детям нравится петь песни, читать стихи, считать. Чтобы поддержать интерес учащихся к своим урокам, стараюсь для закрепления определенной темы подготовить уроки- сказки, уроки-соревнования (1 год обучения). Так в своей работе разработала уроки-сказки “Колобок” и “Репка”. Такие уроки позволяют подвести итог по изучению определенной темы и одновременно проконтролировать усвоение определенных речевых структур в устной речи. Эти уроки полны всевозможными приключениями. Сценарии уроков построены таким образом, что ребенок, для того чтобы помочь своим любимым героям выбраться из каких-либо смешных или опасных ситуаций, должен что-то сказать, решить, прочитать наизусть, спеть, списать, ответить на вопросы на английском языке. В ходе уроков в 1 классе оценок учитель не ставит. А так как в конце урока ребята все-таки ждут отметок, то я использую систему оценок-печатей, что побуждает ребят к дальнейшей работе. Обучение чтению начинается на втором году обучения буквально с первых уроков, когда дети знакомятся с буквами английского алфавита, запоминают названия, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Знакомство с буквами и буквосочетаниями происходит на протяжении всего учебного года. Одновременно учащиеся овладевают и техникой чтения. Обучение технике чтения происходит с опорой на правила-инструкции, которые излагает постоянный гость уроков Mr.Ruller. Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарем вводятся знаки транскрипции. При этом сразу обращаю внимание учащихся на то, что в английском языке существует особая запись – звуковая. Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарем, является одной из задач обучения иностранному языку. Значки, передающие гласные звуки, дифтонги, согласные звуки, которые на письме обозначаются сочетаниями согласных, вводятся в учебнике систематически.. Овладение техникой чтения ведется с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. На это нацеливают и задания к упражнениям для чтения. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения. С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Читая тексты, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения описания, повествования, рассказа, видят, как начинается текст и как он заканчивается. Дети улавливают логику построения высказывания. Чтение способствует развитию как монологической, так и диалогической речи, а также становлению аудирования и письма. Одновременно с обучением чтению ведется работа по овладению каллиграфией и орфографией английского языка. При овладении графической стороной изучаемого языка детьми пишут полупечатным шрифтом, который в настоящее время получил распространение. Пользование полупечатным шрифтом облегчает процесс обучения чтению, благодаря сходству начертания букв. Важно, чтобы дети запоминали графическую форму начертания слов, без чего невозможно полноценное чтение. Большую помощь в этом оказывают словарные диктанты. С первого урока знакомства учащихся с буквами предусматриваются обязательные письменные упражнения, часть которых выполняется непосредственно на уроке. Чаще всего это прописывание букв на доске и в тетрадях под руководством учителя. Каждое занятие завершается письменным домашним заданием. Изучение языка немыслимо без привлечения наглядности. Она необходима на всех этапах урока, будь это объяснение нового материала или опрос, повторение или закрепление. Применение наглядности в данное время затруднено тем, что почти отсутствует централизованное снабжение средствами наглядности. Это побуждает учителя самому заняться творческой деятельностью, особенно если работать с малышами: за помощью можно обратиться и к учителям начальных классов, а еще лучше привлечь к созданию иллюстрированного материала самих учащихся. Учитывая все особенности работы с учащимися начальных классов, каждый учитель открывает для себя много сторон в своей педагогической деятельности. Не стоит бояться трудностей в общении с малышами, ведь от них получаешь так много радости и счастья. И как приятно видеть в глазах детворы восторг и гордость за то, что сегодня он смог больше, чем вчера и ему это нравится. | |
Просмотров: 6220 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|