Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
УДК: 372.881.1 О.И. Хохотва АКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления. 071400, РК, г. Семей, ул. Кабылбаева 32; тел.: 8 (7222) 53-24-33, 53-37-47, 53-18-88. Адрес в интернете: www.semey.isfp.kz, www.nis.kz. e-mail: trea27@mail.ru Современные требования к образованию в Казахстане обусловлены необходимостью обеспечения ускоренного социально-экономического развития, потребностью в подготовке профессиональных кадров с управленческой компетентностью и готовностью к деятельности в условиях наукоемкого высокотехнологического производства и инновационного развития рынка. На сегодняшний день государственная образовательная политика нацелена на поддержку и развитие детей и молодежи, как бесценного достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала государства, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке и культуре. Для достижения поставленных задач требуется особая модель обучения и воспитания детей, предполагающая обновление содержания, отбора методов и совершенствование технологии образовательного процесса. Вот уже второй год по инициативе Главы государства в стране реализуется проект «20 интеллектуальных школ». Их образовательные программы разработаны с учетом передового международного опыта, а учебные кабинеты оснащены самым современным оборудованием. Перед данными учебными заведениями стоит очень важная задача стать флагманами отечественного образования. Именно они должны проложить дорогу другим для выхода на международные стандарты. Являясь преподавателем Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления в городе Семей я не могу не осознавать возложенную на нас, педагогов, задачу – воспитание конкурентоспособной, интеллектуальной и высоконравственной личности, способной успешно строить свою последующую профессиональную деятельность, нацеленной на постоянное саморазвитие и самосовершенствование, мобильную, умеющую работать с информацией и принимать ответственные решения, обладающую активной жизненной позицией. Среди целей и задач Интеллектуальной Школы значится создание условий для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся через изменение роли учителя в образовательном процессе, а также разработка методов и форм для научно-исследовательской деятельности учащихся. Кроме того, одна из целей – это свободное владение учащимися английским языком. Каким же способом добиться поставленных Президентом задач? На мой взгляд, правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Английский язык при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур. Исследовательская деятельность дает возможность уделять особое внимание индивидуальности человека, его личности, а также способствует развитию критического мышления обучающихся. Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы. Каждый учебный год я организую исследовательскую практику по предмету английский язык, целью которой считаю развитие у учащихся способности самостоятельно добывать знания, формировать культуру мышления, т.е. умение выделять важное из огромного потока информации, обоснованно анализировать и критически оценивать, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. Кроме этого, я уверена, что самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Поэтому на своих уроках и во внеклассной работе я применяю следующие виды исследовательской деятельности: Игровые проекты (Play projects) – в таких проектах главным содержанием становится ролевая игра, когда учащиеся-участники принимают на себя определенные роли. Не секрет, что игра позволяет повысить познавательный интерес учащихся, дает возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме и в непринужденной обстановке. Однако, игровые проекты должны предваряться участием учащихся в исследовательском поиске с целью глубокого освоения фактического материала, являющегося основой для проведения ролевых игр. Проекты рассказывания (Story projects) – предполагают применения учащимися лексических и грамматических знаний на практике, а именно при написание коротких рассказов и историй. Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к предмету, развивает коммуникативную компетенцию. При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа — в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения. Однако наиболее интересным видом исследования считаю активное исследование (action research). Активное исследование это - процедура сбора данных от участников некоторого сегмента групповой системы и последующее предоставление этим участникам обратной связи о полученных результатах в качестве специфической процедуры помогающего вмешательства в текущую деятельность данной группы. Другими словами, это процедура, в которой участники некой социальной системы вовлекаются в процесс сбора данных о самих себе с целью осуществления коррекционной или развивающей деятельности. В чем же особенности проведения активного исследования? Прежде всего, работа проводится в три этапа: смотри (look), думай (think) и действуй (act). Этап «смотри» - требует длительного периода времени для реализации и предполагает выбор актуальной темы исследования, постановку целей и задач исследования, сбор информации. Этап «думай» включает в себя проведение анкетирования среди определенного сегмента респондентов, изучение литературы, обработку и систематизацию материала, а также проведение его сравнительного анализа. На последнем этапе «действуй» учащиеся разрабатывают презентацию Power Point или демонстрационный баннер, а также осуществляют разработку готового продукта исследования, отражающего сущность работы и дающего возможность практически использовать результаты исследования (Например: мини-словарь). Кроме того, на данном этапе работы презентуются на школьном, городском, областном и республиканском конкурсах. Применяя action research мною была координирована работа над исследовательским проектом «Передача значений английских прилагательных цветообозначения на русский язык как частный случай межкультурной коммуникации». Работа заняла призовое место на городском конкурсе соревнований научных проектов. Представленная работа была посвящена актуальной в свете государственной программы «Триединство языков» теме и включала в себя введение, четыре главы и заключение. Во введении обосновалась актуальность работы, были сформулированы цель и задачи исследования. Также представлено толкование терминов, используемых в работе. В главе «Понятие фразеологизмов в современной лингвистике» были предложены определения науке фразеологии, понятию фразеологических единиц и их составляющих. Во второй главе «Символические значения цветов в культуре Великобритании и Казахстана» приводился сравнительный анализ символического значения основных цветов в культуре европейских и восточных стран. В главе «Анализ фразеологических единиц английского и казахского языков, содержащих в своей семантике элемент цветообозначения.» были представлены аутентичные примеры фразеологических единиц английского и казахского языков, рассматривались их особенности. В четвертой главе «Способы перевода ФЕ, содержащих в своей семантике элемент цветообозначения на русский язык» рассматривались основные способы перевода фразеологических единиц с английского на русский и казахский языки, анализировались применяемые переводческие трансформации. В Заключении были четко и ясно сформулированы основные результаты работы. Практическая значимость проекта заключалась в использовании разработанного мини словаря, включающего в себя фразеологические единицы с элементом цветообозначения на английском, русском и казахском языках на уроках разговорного английского языка, а также уроков по чтению. Несомненным достоинством работы являлось последовательное изложение материала, изобилие наглядных средств, включавших в себя презентацию Power Point и наглядный материал. Выполнение такого вида исследований требует от учащихся умения работать с научной литературой, свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости результатов. Кроме этого, учащийся должен обладать высокой культурой общения, позволяющей работать с аудиторией, проводить анкетирование. Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать в стенах Назарбаев Интеллектуальных школ. Список литературы: 1. Блакстер Л., Хагис К., Тайт М. “How to research”. Стр. 153 – 190. 2. Вудсайд А.Г. “Case Study Research”. Стр. 3 – 6. 3. Коухен Л. “Research Methods in Education”. Стр. 5 – 27. 4. Скривенер Дж. “Learning teaching”. Стр. 206 – 221. 5. Сомек Б. “Action Research: A Methodology for Change and Development”. Стр. 59 – 70. | |
Просмотров: 2053 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|