Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей №7», г.Семей учитель английского языка Кибатбаева М.В. [/c]РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами. (Н.И. Пирогов) Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей. Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно. Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями. Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передать свой опыт учащимся, он должен уметь: - владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов, - уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся; - уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом; - устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск; - уметь интегрировать знания из различных научных областей. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования и в целом соответствует в научной сфере традициям: •постановка проблемы; •изучение теории, посвященной данной проблематике; •подбор методик исследования и практическое овладение ими; •сбор собственного материала, его анализ и обобщение; •научный комментарий, собственные выводы. На уроках английского языка разбирали разные темы и во время изучения темы «Культурное наследие Америки и Великобритании» у учащихся 7 класса возникла идея организовать проектную работу «Английский язык: британский и американский варианты». Одно из требований к проекту было изучить историю возникновения американского английского, изучить и обобщить имеющийся в курсе УМК под редакцией Т. Д. Кузнецовой и М.Ж.Таженовой лексические единицы американского английского, составить классификацию языковых явлений американского английского по лексическим, фонетическим, орфографическим и грамматическим признакам. Все работы были очень интересны и занимательны, но именно проект Кибатбаевой Даяны и Толеу Марал в дальнейшем превратился в настоящее исследование, которым они продолжили заниматься и в 7 и 8 классе. Деятельность такого рода была выбрана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями девочек: хорошисты по всем предметам, которым интересно попробовать применить свои знания по истории, ИКТ, литературе, английскому языку в одной работе. Обладают исключительными деловыми качествами. Ответственные, любознательные, творческие. Способны четко планировать свою работу и доводить все до конца. Не всегда уверены в себе. Публичная презентация работы без сомнения помогла бы повысить Даяне и Марал свою самооценку. Несмотря на большую личную заинтересованность Даяны и Марал в работе и их трудолюбие я все время принимала участие в их деятельности: как консультант, как эксперт по английскому языку, как коллега, и сделала вывод – учитель всегда должен быть рядом со своим подопечным: хвалить или критиковать, удивляться или сомневаться, но никогда не оставаться безразличным. Только тогда и ученика и его учителя ждет успех. Какое же психолого-педагогическое сопровождение ученика на каждом этапе исследовательской работы должен организовать его учитель? Восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель своей работы – их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. На этом этапе работы мы с Даяной и с Марал очень долго и тщательно продумывали направления их исследовательской деятельности: предмет исследования (английский и американский языки), гипотеза (в качестве гипотезы предполагаем, что знание вариантов американского английского поможет учащимся избежать типичных ошибок в речи, расширит их языковой кругозор)., что необходимо сделать в процессе работы, в какой последовательности и за какой временной период. На этапе изучения теории, посвященной данной проблематике, и подборе методик исследования восьмиклассники уже достаточно успешно находят необходимую информацию в Интернете, в основном используя русскоязычные сайты. Затруднения у них возникают при работе с печатными источниками и иноязычными сайтами. Даяна и Марал самостоятельно прочитали и проработали большое количество материала, нашли интереснейшую информацию в Интернете. Моя помощь заключалась в отборе значимых и важных фактов и работе с англоязычными сайтами, так как языковой уровень Даяны и Марал не позволяют им пока свободно ориентироваться в разноуровневых текстах и выбирать необходимую информацию. Во время сбора собственного материала у восьмиклассников может возникнуть проблема с мотивом к деятельности. Подростки быстро теряют интерес, если работа кажется рутинной. Поэтому искренняя заинтересованность педагога в работе учащихся необходима как никогда. Очень большое влияние на поддержание у учеников мотивации оказывают их родители, которые могут оказать посильную помощь или просто проявить интерес к деятельности ребенка. На данном этапе отбор материла из разных источников: учебников по12-летнему образованию (книг для чтения)., на русско- и англоязычных сайтах. Специально с Даяной и Марал мы проработали несколько текстов на английском языке, где встречались слова на английском языке как в британском варианте, так и в американском, которые сыграли не последнюю роль в исследовательской работе. Анализ и обобщение собранного материала у Даяны и у Марал не вызвал затруднений. Так как исследовательская работа Даяны и Марал была на английском языке, то моя помощь была максимальна в области тематической лексики и грамматики. При организации ученической исследовательской деятельности в конце работы необходимо провести рефлексию, хотя анализ и самооценка могут вызвать незначительные трудности, так как рефлексивные способности в этом возрасте находятся в стадии формирования. Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. В результате проект «Английский язык: британский и американский варианты» перерос в исследовательскую работу «Отличие британского английского от американского». Данная исследовательская работа была представлена на городской конкурс научно-исследовательских работ, где получила высокую оценку экспертов. Исследовательская деятельность – как совокупность методов и приёмов, позволяет создать «естественную среду», реальные условия для формирования ключевых компетенций учащихся. Создание «естественной среды» – и есть основная миссия современного педагога, организатора исследовательской деятельности учащихся. Он – не просто учитель, а инициатор интересных начинаний, провоцирующий активность учащихся, генератор идей. Как же педагог может создать эти реальные условия для развития личности? Ответ на этот вопрос даёт список ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства ученическим проектом: 1. энтузиаст, повышающий мотивацию детей; 2. специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях; 3. консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе информационным; 4. руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы; 5. «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь; 6. координатор всего исследовательского процесса; 7. эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов. Создание ученической исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У учащихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие способности. Исследовательская работа помогает глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке и овладеть универсальными учебными действиями. Использованные источники 1. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления – Основная концепция http://www.debono.ru/article/sixhats.htm 2. Абрамова Т. Из опыта работы по спецкурсу "Основы научно-исследовательской деятельности учащихся" http://festival.1september.ru/articles/572174/ 3. Отдел профильного довузовского образования. Рекомендации к ведению школьных исследовательских работ http://www.osu.ru/doc/1937 4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. Доклад: «Научно – исследовательская деятельность учащихся» http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html | |
Просмотров: 3329 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|