Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Статья "РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей №7», г.Семей
учитель английского языка Кибатбаева М.В.


[/c]РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Где господствует дух науки,
там творится великое малыми средствами. (Н.И. Пирогов)


Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей.
Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно.
Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями. Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передать свой опыт учащимся, он должен уметь:
- владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов,
- уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся;
- уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом;
- устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск;
- уметь интегрировать знания из различных научных областей.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования и в целом соответствует в научной сфере традициям:
•постановка проблемы;
•изучение теории, посвященной данной проблематике;
•подбор методик исследования и практическое овладение ими;
•сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
•научный комментарий, собственные выводы.
На уроках английского языка разбирали разные темы и во время изучения темы «Культурное наследие Америки и Великобритании» у учащихся 7 класса возникла идея организовать проектную работу «Английский язык: британский и американский варианты». Одно из требований к проекту было изучить историю возникновения американского английского, изучить и обобщить имеющийся в курсе УМК под редакцией Т. Д. Кузнецовой и М.Ж.Таженовой лексические единицы американского английского, составить классификацию языковых явлений американского английского по лексическим, фонетическим, орфографическим и грамматическим признакам.
Все работы были очень интересны и занимательны, но именно проект Кибатбаевой Даяны и Толеу Марал в дальнейшем превратился в настоящее исследование, которым они продолжили заниматься и в 7 и 8 классе. Деятельность такого рода была выбрана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями девочек: хорошисты по всем предметам, которым интересно попробовать применить свои знания по истории, ИКТ, литературе, английскому языку в одной работе. Обладают исключительными деловыми качествами. Ответственные, любознательные, творческие. Способны четко планировать свою работу и доводить все до конца. Не всегда уверены в себе. Публичная презентация работы без сомнения помогла бы повысить Даяне и Марал свою самооценку.
Несмотря на большую личную заинтересованность Даяны и Марал в работе и их трудолюбие я все время принимала участие в их деятельности: как консультант, как эксперт по английскому языку, как коллега, и сделала вывод – учитель всегда должен быть рядом со своим подопечным: хвалить или критиковать, удивляться или сомневаться, но никогда не оставаться безразличным. Только тогда и ученика и его учителя ждет успех. Какое же психолого-педагогическое сопровождение ученика на каждом этапе исследовательской работы должен организовать его учитель?
Восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель своей работы – их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. На этом этапе работы мы с Даяной и с Марал очень долго и тщательно продумывали направления их исследовательской деятельности: предмет исследования (английский и американский языки), гипотеза (в качестве гипотезы предполагаем, что знание вариантов американского английского поможет учащимся избежать типичных ошибок в речи, расширит их языковой кругозор)., что необходимо сделать в процессе работы, в какой последовательности и за какой временной период.
На этапе изучения теории, посвященной данной проблематике, и подборе методик исследования восьмиклассники уже достаточно успешно находят необходимую информацию в Интернете, в основном используя русскоязычные сайты. Затруднения у них возникают при работе с печатными источниками и иноязычными сайтами. Даяна и Марал самостоятельно прочитали и проработали большое количество материала, нашли интереснейшую информацию в Интернете. Моя помощь заключалась в отборе значимых и важных фактов и работе с англоязычными сайтами, так как языковой уровень Даяны и Марал не позволяют им пока свободно ориентироваться в разноуровневых текстах и выбирать необходимую информацию.
Во время сбора собственного материала у восьмиклассников может возникнуть проблема с мотивом к деятельности. Подростки быстро теряют интерес, если работа кажется рутинной. Поэтому искренняя заинтересованность педагога в работе учащихся необходима как никогда. Очень большое влияние на поддержание у учеников мотивации оказывают их родители, которые могут оказать посильную помощь или просто проявить интерес к деятельности ребенка. На данном этапе отбор материла из разных источников: учебников по12-летнему образованию (книг для чтения)., на русско- и англоязычных сайтах. Специально с Даяной и Марал мы проработали несколько текстов на английском языке, где встречались слова на английском языке как в британском варианте, так и в американском, которые сыграли не последнюю роль в исследовательской работе. Анализ и обобщение собранного материала у Даяны и у Марал не вызвал затруднений.
Так как исследовательская работа Даяны и Марал была на английском языке, то моя помощь была максимальна в области тематической лексики и грамматики.
При организации ученической исследовательской деятельности в конце работы необходимо провести рефлексию, хотя анализ и самооценка могут вызвать незначительные трудности, так как рефлексивные способности в этом возрасте находятся в стадии формирования. Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и
для того чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку.
В результате проект «Английский язык: британский и американский варианты» перерос в исследовательскую работу «Отличие британского английского от американского». Данная исследовательская работа была представлена на городской конкурс научно-исследовательских работ, где получила высокую оценку экспертов.
Исследовательская деятельность – как совокупность методов и приёмов, позволяет создать «естественную среду», реальные условия для формирования ключевых компетенций учащихся. Создание «естественной среды» – и есть основная миссия современного педагога, организатора исследовательской деятельности учащихся. Он – не просто учитель, а инициатор интересных начинаний, провоцирующий активность учащихся, генератор идей.
Как же педагог может создать эти реальные условия для развития личности?
Ответ на этот вопрос даёт список ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства ученическим проектом:
1. энтузиаст, повышающий мотивацию детей;
2. специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;
3. консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе
информационным;
4. руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;
5. «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь;
6. координатор всего исследовательского процесса;
7. эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов.
Создание ученической исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У учащихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие способности. Исследовательская работа помогает глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке и овладеть универсальными учебными действиями.

Использованные источники


1. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления – Основная концепция http://www.debono.ru/article/sixhats.htm
2. Абрамова Т. Из опыта работы по спецкурсу "Основы научно-исследовательской деятельности учащихся" http://festival.1september.ru/articles/572174/
3. Отдел профильного довузовского образования. Рекомендации к ведению школьных исследовательских работ http://www.osu.ru/doc/1937
4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. Доклад: «Научно – исследовательская деятельность учащихся» http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html
Категория: Английский язык | Добавил: SGK (2011-11-14) | Автор: GK E
Просмотров: 3329 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru