Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка как объект педагогического процесса»Шаранова О.Б., учитель английского языка (категория вторая), КГУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Семей, Восточно-Казахстанская область «Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка как объект педагогического процесса» Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов. А.Б. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек мыслит и это означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянно учитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров определял коммуникативную компетентность как составную часть человеческого бытия, которая присутствует во всех видах человеческой деятельности. Они подчеркивают, что проблема состоит в том, что не все люди представляют себе, каким образом могут быть реализованы те или иные коммуникативные акты. Из этого следует, что для того, чтобы совершать эти коммуникативные акты, необходимо обладать определенными навыками и умениями. Соответственно в процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетентности личности, а значит должны быть определены методы и средства формирования. Коммуникативный подход основан на том, что при успешном овладении иноязычной речью, учащиеся должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. В частности, в своих исследованиях Г. Уиддоусон стал использовать такое понятие как «коммуникативные функции». Он различает коммуникативные функции по их принадлежности к той или иной социальной ситуации. Это делает процесс обучения не только интересным, но и социально значимым, формирует у учащихся стиль поведения в обществе, т.е. учит общественным нормам и правилам, а также развивает интерес к культурным традициям и обычаям других народов. Показателями сформированной коммуникативной компетентности является использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие учащихся. Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому дрФранцузский ученый А.Н. Перре-Клемон характеризует коммуникацию как общее понимание связей индивидуальных действий относительно коллективного продукта и последующая реализация этих связей в структуре нового совместного действия, обеспечивающее опосредствование субъект - объектные отношения за счет возникающих субъект - субъектных отношений. Это включает в себе следующие этапы: 1) планирование; 2) установление контакта; 3) обмен информацией; 4) рефлексия (1, С. 22). Исследователи И.Н. Горелов, В.Р. Житников, Л.А. Шкатова определяют коммуникацию как акт общения (или коммуникативный акт). По мнению педагогов, коммуникация включает в себя следующие компоненты: 1) коммуниканты (общающиеся, обычно не менее двух человек); 2) действие, которое подразумевает под собой общение (говорение, жестикулирование, мимика и т.п.); 3) содержание сообщения, характеризующееся какой-либо формой и смыслом: 5) канал связи (органы речи, слуха, зрительный, визуально-вербальный); 6) мотивы коммуникантов (цели, намерения, побуждения). Сами коммуникативные акты педагоги рассматривают по их типам и выделяют следующие разновидности: 1) по содержанию (производственные, практически-бытовые, межличностные, научно-теоретические и т.д.); 2) по форме контактирования (прямые, опосредованные); 3) по типу связи (двунаправленные, однонаправленные); 4) по степени взаимосоответсвтвия коммуникантов (высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная); 5) по результатам (от негативного к позитивному) (1, С. 22). Исследователи отмечают такое свойство личности как коммуникабельность. Быть коммуникабельным – означает быть склонным к общению с людьми, проявлять инициативу в установлении и поддержании контакта, хотеть и уметь передавать свои мысли. Одним из главных качеств человека, способного к общению, исследователи называют способность к рефлексии, эмпатию. Человек должен суметь поставить себя на место другого, проявить свое сопереживание и сочувствие. Ученые также выделяют четыре основные стадии общения: 1) ориентировка в окружающих условиях, дистанция взаимодействия в зависимости от цели, социальный контекст (в зависимости от целей общения); 2) формирование смыслового содержания высказываний (подбор лексики, речевых оборотов и т.д.); 3) непосредственный ход общения, обмен высказываниями, ориентированными на партнера, речевое взаимодействие (сам коммуникативный акт); 5) отключение от собеседника, выход из ситуации Кан-Калик определяет следующие этапы, формирующие решение коммуникативной задачи: 1) осознание коммуникативной задачи; 2) анализ исходных данных задачи; 3) выдвижение гипотезы; 4) определение системы методов коммуникативного взаимодействия; 5) само решение задачи. На первом этапе очевидна необходимость осознания коммуникативной задачи, т.к. это необходимое условие реализации педагогической задачи. После определения коммуникативной задачи педагог анализирует ситуативные условия, возраст учащихся, организационные возможности. Выдвижение гипотезы предполагает прогнозирование реакции детей, выполнение ими своих ролей. Определение системы методов коммуникативного взаимодействия представляет особый интерес, т.к. этот процесс связан с ориентацией педагога на учет индивидуальных особенностей школьников, уровень их коммуникативной компетентности. Само решение задачи означает непосредственную реализацию коммуникативной задачи при использовании вербальныОдной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения. Способности к общению включают в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (М.И. Лисина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина). В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе по педагогике и психологии, достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативная компетентность» (1, С. 27). Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты: 1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров); 2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми); 3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.). Коммуникативная компетентность – коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с латинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом. Для организации процесса формирования коммуникативной компетентности важно использование коммуникативной методики. В связи с этим необходимо соблюдение следующих характеристик, позволяющих назвать образовательный процесс коммуникативным: 1. иноязычное образование; 2. реальное общение; 3. личностный смысл; 4. мотивированность любого действия; 5. речемыслительная активность; 6. связь общения с другими видами речевой деятельности; 7. ситуации как системы взаимоотношений; 8. функциональность; 9. новизна и эвристичность; 10. содержательность; 11. проблемность. Целью обучения иностранному языку в рамках базового курса является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого происходит воспитание, развитие и образование личности школьника. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, т.е. способности к готовности осуществлять иноязычное общение в определенных Временным Госстандартом пределах Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной) и этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения (см. схему 1). Схема 1. Функции общения, решаемые в ходе их реализации коммуникативные задачи и формируемые коммуникативные умения. Информационная (познавательная, когнитивная) функция сообщить информацию запросить информацию объяснить информацию Воспринять и понять воспринятую информацию формирование продуктивных речевых умений в говорении и письме Регулятивная (побудительная) функция предложить что-либо побудить к чему-либо попросить о чем-либо посоветовать договориться о чем-либо воспринять побуждение отреагировать на него Эмоционально-оценочная (ценностно-ориентированная) функция Выразить мнение оценку выразить чувства, эмоции доказывать, убеждать ощутить удовольствие\неудовольствие и другие чувства от воспринятой информации Этикетная функция Обратиться, начать разговор выразить интерес к собеседнику внимательно слушать и слышать поддерживать разговор, закончить его поздравить с праздником поблагодарить, выразить сочувствие\соболезнование формирование рецептивных речевых умений в восприятии речи на слух (аудирование) и чтении Для того, чтобы реализовать указанные функции общения средствами иностранного языка, необходимо овладеть этими средствами, уметь употреблять их в основных видах речевой деятельности, знать определенные страноведческие реалии, особенности речевого и неречевого поведения в социокультурном контексте страны/стран изучаемого языка, уметь овладеть всеми этими знаниями, навыками и умениями, а также умениями выходить их положения при нехватке иноязычных языковых средств (компенсаторными умениями) -–использовать трифраз, заменять нужное слово синонимом и т.п. Таким образом, овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция (как методическое понятие), выступающая как искомый результат обучения, - явление сложное, многокомпонентное. Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает: 1. Развитие коммуникативных умений (наряду с развитием языковых знаний и навыков), а именно: - умение читать и понимать (полностью и/или в основном) содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов; - умение устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения; - умения делать краткие устные монологические сообщения о себе, своем окружении, передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст; - умения письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности, написать письмо. 2. Развитие общеучебных и специальных учебных умений (умения учиться – работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод). 3. Развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима). 4. Воспитание школьников, осуществляемое через развитие личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой, что предполагает формирование у них: - системы моральных ценностей; - оценочно-эмоционального отношения к миру; - положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, взаимопонимания, толерантности; - понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях вхождения нашей страны в мировое сообщество. 5. Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия, что предполагает формирование у школьников: - механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой деятельности; - языковых, интеллектуальных и познавательных способностей; - ценностных ориентаций, чувств и эмоций; - способности и готовности вступать в иноязычное общение, потребности в дальнейшем самообразовании в иностранном языке. 6. Образование средствами иностранного языка, которое предполагает: - понимание особенностей своего мышления; - сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого языка; - знание о культуре, страницах истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка; - представление о достижениях национальных культур (собственной и иной) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа, включение школьников в диалог культур. Таким образом, коммуникативная компетенция с методической точки зрения представляет собой многофакторное, интегративное целое, которое можно рассматривать на разных уровнях. Уровневый подход к рассмотрению коммуникативной компетенции нашел в настоящее время достаточно широкое распространение в методической литературе. | |
Просмотров: 4477 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|