Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
Учитель английского языка Кибатбаева М.В. КГУСО школа-лицей №7 г.Семей МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КЛАССАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ Предметом речевой деятельности является мысль Язык же – средство формирования и формулирования мысли. Мы живём в те времена, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения (в связи с всеобщей компьютеризации), и я как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Как помочь детям преодолеть языковой барьер и повысить мотивацию учащихся в изучении данной дисциплины? Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят. Поэтому, к тем методам, которые уже были наработаны: систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек, аудиозаписей; сначала я добавила два видеокурса для младшего, среднего и старшего звеньев, два учебных видеофильма с титрами и без, а также современные тексты и диалоги. После напряженной работы на уроке, для повышения тонуса я стала проводить минутки для релаксации, чтобы снять усталость, поднять настроение. А также разнообразить формы проведения уроков в виде тематических игр, пения, игры-команды, чтения весёлых историй. Однако времена меняются, и на помощь приходят информационно – коммуникативные технологии. Изучая теорию, понимаешь, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными ИК технологиями. Мотивация учащихся на уроках с ИКТ. Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравиться учащимся, часто вспоминают пословицу: “Одна голова - хорошо, а две – лучше”. В результате применения ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем). Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель? “Ребёнок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить”, сказал французский просветитель Франсуа Рабле. Целью моей педагогической деятельности является формирование межкультурной языковой компетентности учащихся и личностно – ориентированному подходу в обучении иностранному языку. Под языковой компетентностью здесь понимается способность учащихся применять полученные знания и умения. Одна из основных целей обучения на данном этапе состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения иностранному языку по новым ИК технологиям. Поэтому целью моей педагогической деятельности стало формирование межкультурной языковой компетентности учащихся и личностно – ориентированному подходу в обучении иностранному языку. Под языковой компетентностью здесь понимается способность учащихся применять полученные знания и умения. Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели? Для достижения заданных целей мне понадобилось изучить теории современных технологий, изучить возможности компьютера, а затем использовать ИКТ в процессе обучения иностранному языку. Для этого были поставлены следующие задачи: ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике апробировать методы ИКТ на уроках английского языка анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему) Основные методы, используемые в работе: проблемный (поиск программ по обучению ИКТ) теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям) практический (апробирование методов и приёмов) эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование) Деятельность к достижению цели. Свою деятельность обучения английскому языку с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы: “Microsoft Office Word” и “Fast Stone Image Viewer”, а также пользуясь “услугами” сканера и принтера. Сначала это были тесты, тексты с заданиями, грамматические таблички с пояснениями и примерами, карточки разговорной тематики и т.д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов. И, конечно же, учащимся намного интереснее поработать с небольшими текстами и интересными заданиями, а также поразмыслить над тестами, кроссвордами, головоломками. Одна из проблем, с которой мне приходится постоянно сталкиваться, так это переработка огромного дидактического материала теперь уже в электронном виде, чтобы найти материал для дифференцированного обучения, но для этого создана электронная картотека. В дальнейшем, после окончания курсов по ИК технологиям, я стала работать ещё и с презентациями. Дети охотно выполняли разнообразные презентации по темам страноведения: “English-Speaking Countries”, “Kazakhstan”, - в 8,9-х экспериментальных классах (знакомство с странами), 11-х классах (усовершенствование языковой практики). И, например, “The Youth Problems,” “The Youth culture”и т.д.- в 11 классе. Введение новых форм работы, в частности презентаций позволило мне заинтересовать не только будущих программистов, но и менее активные ребята вовлеклись в процесс работы, в результате чего возник новый проект - “The Youth Problems” (11-й класс). Мотивация учащихся на уроках с ИКТ. Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применения ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем). При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения: личностно-ориентированный, где в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит какая – либо проблема формирование языковой компетенции формирование межкультурной страноведческой компетентности В чем закономерность методики обучения иностранному языку? Закономерность методики: обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка (В.В. Краевский). К сожалению, практически все учебники иностранного языка не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в расчете на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет используемых методов, приемов обучения, технологий обучения. Поэтому из всего богатства разработанных в методике подходов, предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке не менее 15-20 минут. При этом важно обеспечить возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей. Одним из таких методов коммуникативного обучения иностранным языкам является проектная методика, т.е. практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. ( Е. С. Полат “НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА”.) Диагностика по ИКТ Опыт проведения уроков по информационным технологиям, показал, что на уроках направления. Пояснения Чтобы мотивация учащихся имела бурный рост необходимо создать условия систематических занятий, уже с наработанной тактикой обучения ИКТ. Поскольку специфика среднего этапа обучения ИЯ определяется целевыми установками, особенностями владения языком, характером усвояемого материала (объем, сложность, информативность), то на этой стадии продолжается дальнейшее развитие коммуникативных умений и речевых навыков. Согласованность же СО и способов его подачи с реальными возможностями и интересами школьников способствует формированию положительной мотивации. Общественное мнение на региональном уровне. Как показывают опоросы учащихся, новые информационные технологии привлекают их и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе будет способствовать формированию только положительной мотивации в обучении. Выводы. Чтобы мотивация учащихся имела бурный рост необходимо создать условия систематических занятий, уже с наработанной тактикой обучения ИКТ. Результаты инновации. Все используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику учащихся, т.е. заинтересованность в изучении английского языка, как языка прогрессивного, цифрового, компьютерного. А так как компьютер для большинства детей – игрушка, то и обучение происходит в игровой форме. Активизируется познавательная, творческая активность у детей. У детей наблюдается рост конструктивно- коммуникативных компетенций. Формируются интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения и навыки, если: *работать с информацией, текстом (выделяя главную мысль) *вести поиск нужной информации (в иноязычном тексте) *анализировать, делать обобщения и выводы – лучше получается у старшеклассников *работать со справочным материалом *находить несколько вариантов решения проблемы *прогнозировать последствия того или иного решения *слушать и слышать собеседника *лаконично излагать мысль Заключение. Возможно мой опыт работы с применением информационно – коммуникативных технологий на уроках английского языка сможет заинтересовать учителей предметников, которым трудно перейти на новый прогрессивный метод работы, в связи с множеством возникающих вопросов в этом направлении. Применение компьютеров на уроках ИЯ является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является основным фактором успешности при обучении. Существуют интерактивные программы, которые при выполнении заданий реагируют и на успех обучаемого ребёнка, и на его неудачу. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания до тренировки определённых умений и навыков. В заключении можно сделать следующий вывод: компьютер никогда не заменить учителя, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Использование компьютера в учебном процессе хотя и проблематично, но очень важно. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия. Библиография Е.Н.Соловова, В.Г.Апальков. Курсы: “Развитие и контроль коммуникативных умений” Статьи из газеты “Первое сентября” №17-24, 2005-2006г. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”/ Под ред. Е.С.Полат – учебное пособие для вузов и системы повышения квалификации ,издание 2-е дополненное и переработанное, - М., Академия–2000. | |
Просмотров: 1983 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|