Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА . С.В. Иванова КГУ «Общеобразовательная средняя школа №24» г. Темиртау, Казахстан. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Именно применение ИКТ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся. Актуальность: применение ИКТ на уроках английского языка при создании проектов обеспечивает поиск новых средств при переходе от традиционного к инновационному образованию и особенно актуальна тем, что использование ИКТ оживляет учебный процесс, открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный материал и способствует принципам индивидуализации обучения иностранному языку. Цель исследования: повышение результативности обучения английскому языку через использование ИКТ в проектной деятельности учащихся. Цель потребовала решения ряда задач: 1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения иностранным языкам в контексте ИКТ на основе анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме. 2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении английского языка. 3. Продолжить развитие языковой компетенции через овладение новыми языковыми средствами. 4. Создавать условия для развития коммуникативной компетенции через совершенствование навыков говорения, чтения, письма учащихся. 5. Совершенствовать учебно - познавательную компетенцию через проектную деятельность учащихся. 6.Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования. Проблемы: - создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений обучающихся по английскому языку; - обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности; - отличие эмоциональной сферы школьников при восприятии ими учебного материала; - обеспечение перевода учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень. Объект исследования: образовательный (учебно-воспитательный) процесс, ориентированный на формирование коммуникативных компетенций. Предмет исследования: использование ИКТ в проектной деятельности учащихся. Ожидаемые результаты: - повышение языковых компетенций обучающихся; - формирование устойчивой мотивации познания обучающихся на уроках английского языка в системе инновационного обучения; - повышение самостоятельности школьников в обучении; - повышение качества обучения по английскому языку, развитие любознательности и творческой активности; Важным аспектом использования ИКТ на уроках английского языка является проектная деятельность. В нашем понимании проект - это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом. Цель проектов - способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое. Метод проектов всегда был интересен для учащихся, но с появлением мультимедийной установки они получили возможность представлять свои работы в более разнообразной форме. Эта форма работы создает благоприятные условия для развития учащихся как самостоятельной, творческой личности. Для создания презентационной работы учащимся необходимо найти нужный материал, пользуясь различными информационными источниками, включая интернет. Данный вид работы также учит умению правильно отбирать материал и ориентироваться в потоке информации. Создание проекта в виде презентации дает возможность выбрать и исследовать выбранную тему, проявить и развить при этом творческие способности и самостоятельность. Следует отметить, что учащиеся с большим интересом относятся к созданию презентационных проектных работ. Я считаю, что наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является метод проекта, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика (человек и его окружение “Моя школа”, “Моя страна” “Мой город” и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. Основными требованиями к использованию метода проектов можно назвать следующие: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта (указание поэтапных результатов). Хочу поделиться опытом работы над прикладным проектом на уроке английского языка. Так, например, в 9 классе при решении тестовых заданий по подготовке к ПГК учащиеся сталкиваются с грамматической темой «Фразовые глаголы», которая широко не раскрываетсяв школьном курсе, что вызывает затруднение при решени, поэтому ребятам было предложенно выполнить проект по данной теме, что вызвало большой интерес. Они решили создать электронное учебное пособие “Phrasal Verbs ”. Проект был задуман в контексте интеркультурного образования и осуществлен учащимися 9-го класса. Была предложена общая проблема, и мы сами определили те ее аспекты, которые показались наиболее актуальными. Работа по выполнению проекта проводилась в логике и согласно структуре прикладного проекта. Результатом, которого и является выступление на городской научно-практической конференции. Работа над проектом включала несколько этапов. На первом этапе обсуждались содержание и характер проекта, пути сбора необходимой информации. Были созданы микрогруппы с учетом интересов и совместимости партнеров, уровня владения языком, творческих способностей. Произошло деление по группам, распределись задачи, была выдвинута гипотеза. На втором этапе проводилась работа по выполнению проекта. Перед детьми были поставлены следующие задачи: - извлекать нужную информацию из предложенного грамматического материала и использовать полученные сведения в работе; - учиться обмениваться информацией с партнерами; - учиться создовать мультимедийные презентации; - учиться составлять упражнения; - учиться состовлять тестовые задания. Практическая деятельность учащихся заключалась в следующем: - создание коллекции презентаций по теме “ Phrasal Verbs ” ; - создание проектов “ Phrasal Verbs ”; - создание рабочей тетради; - составление упражнений и тестовых заданий. Особо следует сказать о консультации при создании мультимедийной презентации для каждой группы учащихся, наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Работая над проектом, учащиеся самостоятельно учатся добывать необходимую информацию, пользоваться справочной литературой. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Последовательность показа и логика построения призентации зависят от содержания изучаемого материала. Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. В презентацию можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа. Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Необходимо отметить, что учащиеся также выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Защита проекта - это очень ответственный этап работы. Весь собранный материал нужно представить ярко и эмоционально. Учащиеся знают, что проект должен отвечать следующим требованиям: - актуальность выбранной темы и заявленной проблемы; - новизна, информативность; - практическая ценность для окружающих. Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в практическую деятельность и нацелены на получение реального результата. Я не утверждаю, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но она способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний, повышает мотивацию к изучению предмета, улучшает качество знаний. Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. ЛИТЕРАТУРА 1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000. 2.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003 3.Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002 4.Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005 5.Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004. 6.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000 7.Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997. | |
Просмотров: 2166 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|