Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
Яловская Елена Фёдоровна , учитель английского языка СОШ № 81 Аудирование на уроках английского языка В условиях коммуникативной направленности обучения учащихся иностранному языку и в соответствии с основной целью обучения иностранного языка в школе – формированием коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение - проблема обучения аудированию является особенно актуальной. Процесс общения невозможен, если у его участников не сформированы умения и навыки восприятия, осмысления и критической переработки звучащего материала, не развита слуховая память, отсутствует интерес к приобретению новой информации. Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. То есть говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка. Аудирование дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодией. Через аудирование осуществляется освоение нового лексического состава и грамматической структуры. Без аудирования не может быть в норме говорение, это две стороны устной речи. Развить навыки аудирования помогают аудиовизуальные и аудитивные источники. К аудиовизуальным источникам относят: изобразительную наглядность (картинки, слайды), сопровождаемая рассказом учителя; озвученные диа-, кино- и видеофильмы; телевидение;радиопередачи. К аудитивным источникам относятся: грамзаписи; фото- и аудиозаписи; речь учителя. Так как же сформировать у учащихся навыки аудирования, столь необходимые для общения, а на сегодняшний день еще и для успешной сдачи итогового экзамена по английскому языку, в котором аудирование является одной из сложнейших частей? Как могут учащиеся улучшить свои навыки аудирования? Безусловно, для этого необходимо не только слушать речь учителя на уроке, но и аудиозаписи носителей языка во время уроков (intensive listening), а также слушать аутентичные тексты (extensive listening). Существует система упражнений, которая направлена на развитие навыков аудирования: • Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения. • Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование – аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. • Согласиться или опровергнуть утверждение. Ответить на вопросы. Такое аудирование называется подготовленным; • Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом; • Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности; • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку; • Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме. • Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования. • Подобрать определения к словам; • Составить словосочетания; • Закончить фразу, текст и т.д. • Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д. Кроме того, выделяют 3 этапа в работе с аудиотекстами: дотекстовый этап (before listening), этап прослушивания текста (while listening), послетекстовый этап (after listening). Дотекстовый этап направлен на усиление мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание текста. Это могут быть такие задания, как: обсуждение вопросов до прослушивания; догадка по заголовку, иллюстрациям, новым словам о содержании текста; беседа о проблематике текста с учащимися и т.д. Также, именно на этом этапе должен снять возможные трудности, которые могут возникнуть у учащихся. Во время первого прослушивания текста учащиеся стараются понять содержание, выполняя задания дотекстового этапа. Однако, прослушиваний может быть несколько и учащиеся могут выполнять разнообразные задания: вставить пропущенные слова; найти словосочетания, употребляемые в тексте без изменений; указать, какие определения к словам встречались в тексте; закончить предложения; найти эквивалент к прослушанным текстам. Послетекстовый этап представляет собой дальнейшую работу над текстом, использование его для развития навыков устной и письменной речи. Основные задачи учителя на уроке аудирования: подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием; помогать во время прослушивания - DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию; обсудить, сделать выводы после прослушивания - POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания, а также – это мотив для аудирования. Наиболее важная часть аудирования - это PRE-listening. Так каковы же цели первого этапа - PRE-Listening? 1. Установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь. 2. Вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если будет речь о животных – поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся в лесу, в поле и т.д. 3. Актуализировать знания по теме - Что вы знаете о ...? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются? Почему они важны? 4. Активизировать лексику по теме - например, в виде микроигры типа мозгового штурма “Kто больше знает слов: (глаголов, существительных, наречий) по теме?” 5. Прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойдет речь. 6. Познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. 7. Проверить понимание цели аудирования – убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые представления о содержании . Предсказать содержание по названию, теме, опорам в виде картинок, ключевым словам и выражениям до прослушивания можно, например, заполняя карточку, например: Listening card: 1. Situation: ………………… 2. Speaker's name: ……………. 3. When ……………….. 4. Where: ………………………. 5 What is the general subject of this talk? ……… 6. What is the main point or message of this talk? ………………. 7. What transitional expressions does the speaker use? ……………….. В процессе непосредственно аудирования DURING–listening, учащиеся должны: определить, о чем идет речь, где происходят события и т.д.; обратить внимание на то, что осталось непонятым и сформулировать об этом вопрос; подтвердить или опровергнуть свои догадки, сделанные в процессе PRE-listening; сделать выводы, оценить. Этап POST-listening не менее важен. Он показывает: насколько глубоко учащиеся поняли аудиоматериал; насколько он им интересен; оказались ли верными их предположения. Помогают этому следующие упражнения: выполнить задание “Fill in blanks with suitable word” в тексте аудиоматериала; Multiple Choice, True/False, Short Answer, Paraphrase/Summary; ответить на вопросы; проиллюстрировать эпизод; составить план, пересказать; сравнить с ситуацией из жизни и т.д. Речь учителя также играет важную роль и занимает немалую часть урока, поэтому к ней предъявляются большие требования. Главные из них: - говорить короткими предложениями; - говорить грамматически простыми предложениями; - интонировать речь; - выделять ключевые слова; - ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем; - употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения; - перефразировать высказывания; - обязательно давать паузы между высказываниями; - размер высказывания увеличивать постепенно - сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог; - органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы; - задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас понимают; - давать ясные корректные задания; - использовать визуальные опоры в виде картинок или позднее - опоры на текст; - на начальном этапе задания также иллюстрировать; - систематически проверять понимание учащимися речи учителя; - соблюдать английские речевые нормы. Из выше сказанного можно сделать вывод, что аудирование является неотъемлемой частью урока, для формирования коммуникативной компетенции учащихся, способности осуществлять и межкультурное общение . Список использованной литературы: 1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. – М: АСТ: Астрель, 2008 г. – 238 с. 2. Harmer Jeremy. The Practice of English Language Teaching. – Pearson Longman, 2008. 3. “A framework for planning a listening skills lesson” by Nik Peachey, teacher, trainer and materials writer, The British Council 4. The Primary English Teacher's Guide by Brewster, J, Ellis, G & Girard D, Pearson Education Ltd. 5. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе» Елухина Н.В «ИЯШ». | |
Просмотров: 6793 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|