Когда-то давным-давно в самой обычной алматинской средней школе № 87 решили сделать нечто невероятное: поставить над детьми эксперимент. Сейчас первые «результаты» этого эксперимента успешно работают в США. Так как опыт этот проводился над детьми, то и первыми результатами стали дети – выпускники школы. Суть самого эксперимента заключалась в том, что после окончания начального звена, то есть четвертого класса, всех отличников собрали в один – 5 «А». В расписании уроков для отличников каждый день значился иностранный язык. Начиная с пятого до девятого класса, пять лет, сорок пять месяцев, двести две недели, уйма дней и несчетное количество часов английского и немецкого языка. Руководство школы не боялось идти на такой рискованный шаг. Боялись этого эксперимента сами дети, большинство из которых через два года стали ныть: языки им надоели. Ученики пятого «А» иногда даже с завистью смотрели на друзей из параллельных классов, ведь английский у них был всего один раз в неделю. Но через некоторое время дети привыкли к языку, уже к тому моменту значительная часть учеников легендарного класса свободно изъяснялись на английском, пусть даже и на начальном уровне. Привить детям чужой язык, когда они в своем еще не до конца разобрались, – неимоверный труд. В такой работе не обойтись без выдержки и терпения, педагогического таланта и умения отдавать ученикам все без остатка. Именно такими качествами и обладала Наталья Борисовна Зубенко, преподаватель английского языка 87-й средней школы, которая и взяла на себя смелость заставить пятый «А» заговорить на английском, как на втором родном языке. Преподавание иностранных языков велось в школе со второго класса. Завучи предлагали начать с первого, но учителя начальных классов посчитали, что дети будут путать русские, казахские и английские буквы между собой. Поэтому решили начать изучение английского со второго класса, тем более что учителей в этом поддержали родители. Но в пятом классе пришлось все начать с нуля, то есть с изучения алфавита, потому что уровень подготовки в сборном классе у всех был разный. Сам процесс обучения Наталья Борисовна старалась превратить не в скучную и нудную зубрежку, а в увлекательную игру. За все это время ее ученики не раз ставили целые спектакли на английском языке, участвовали в кукольных постановках, в конкурсах на лучшее стихотворение, пели песни и сами писали сказки. Постановка «Золушка», которую придумали и исполнили дети, даже заняла первое место в школьных соревнованиях. Ну и, разумеется, пятый «А» всегда шумно и весело встречал католическое Рождество, которое никогда не обходилось без Санта-Клауса. Помимо всего преподаватель внедрила зачетную систему. После каждой пройденной темы ученикам предстояло изготовить карточки с новыми словами и сдать их знание индивидуально. Причем у каждого ученика была возможность самостоятельно распоряжаться своим временем. Сдать, к примеру, десять зачетов за четверть можно было в любое время. Такая система, как правило, дисциплинирует и настраивает учеников на более серьезное отношение к предмету. К концу девятого класса ребята уже читали английскую классику в оригинале. Вслед первому удачному опыту был открыт еще один экспериментальный класс. После двух попыток дать детям в обычной общеобразовательной школе прочные знания иностранных языков, эксперимент решено было закрыть. Потянуть такую нагрузку могли только те, кто успевал по всем предметам, а в классах, где собирали одних троечников, творилось нечто. Тем более что и в слабых классах были свои ударники и отличники, но быть лидером среди слабых и лидировать среди сильных – не одно и то же. Не зря говорят, что азы даются за школьной скамьей. Сегодня многие первые ученики Натальи Борисовны студенты самых престижных вузов страны, некоторые работают в Соединенных Штатах Америки, многие защищают научные работы по художественному переводу, пишут статьи на английском языке, занимаются творчеством и так далее. Никто из них не жалеет о том, что в школьные годы приходилось вечера проводить за книжками и засыпать на словарях. Доказано: знание английского языка в наше время дарит молодым людям большие возможности и широкие перспективы, открывает многие двери. Все новое – хорошо забытое старое. Так, может, вновь пришло время возродить эксперименты в школах? Анастасия Скрипникова, студентка КазНТПУ им. Абая
"Учитель Алматы", № 4, 2009 г.
|