Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья |
Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это здоровая нация. Назарбаев Н.А. По выражению академика Н.А. Амосова, « …чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «это когда ничего не болит» - кажущаяся, и до сих пор полного определения здоровья не существует. Согласно определению Всемирной организацией здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье –совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Существует семь качеств здоровья: 1.Отсутствие усталости – признак выносливости (если вы часто простуживаетесь – вы чувствуете усталость, в течение десяти лет – плохой признак). 2.Постоянное стремление на завтра ( чем больше трудностей – больше удовлетворения, верное средство не знать усталости). 3.Хороший аппетит (надо есть с наслаждением). 4.Глубокий сон (три – четыре минуты днём – хороший сон). 5.Хорошее настроение. 6.Хорошая память – фактор жизни. 7.Терпеливость. Отчего же зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов,20% - от внешнесредовых условий, то есть в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Что же понимают под образом жизни? Образ жизни- биосоциальная категория интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это «лицо» индивидуума, отражающее в то же время уровень общественного прогресса. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. Биологический принцип: 1.Образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмическим. Социальный принцип: 2.Образ жизни должен быть эстетическим, нравственным, волевым, самоограничительным. По современным представлениям, в понятии здорового образа жизни входят следующие составляющие: - отказ от вредных пристрастий; - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции. В то же время сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Дети предпочитают телевизор, компьютер и сидячий образ жизни. А ведь именно в юности закладывается привязанность к спорту, которая в будущем определяет качество жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни и боятся холодной воды. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что «знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье. Среди старшеклассников понимание здорового образа жизни в основном сводится к хорошо известным положениям: Больше двигаться! Беречь нервы! Закаляться! Не пить и не курить! и т.д. Хотя важность таких рекомендаций не вызывает сомнений и что они запечатлены в памяти детей, они, тем не менее, не стали для многих из них руководством в поведении. Это связано с тем, что,во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Действия учителя в школе должны быть в первую очередь направлены на профилактику борьбы курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ. Практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности, и она может служить здоровой альтернативой курению, алкоголю и наркотикам. Основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность .Отсутствие физических нагрузок в первую очередь отрицательно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к ожирению, нарушению осанки, эндокринным заболеваниям (диабет), снижает устойчивость к инфекционным заболеваниям и нервно-психическим стрессам. Две трети подростков 14 лет имеют хронические заболевания, половина – нарушения опорно-двигательной системы, у трети- проблема с кровеносной системой, до 40% допризывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы спортподготовки. За всем этим социальные, семейныеи системные проблемы здравоохранения. Три урока физкультуры в неделю ни в коей мере не компенсируют недостаток двигательной активности. В то же время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями. Нагрузка должна быть оптимальной, т.е. соответствовать уровню здоровья. Наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. Использование этих систем возможно с применением индивидуализации. Не должно быть детей, которые отсиживаются на скамейке во время физкультуры. Если есть проблемы со здоровьем, надо не освобождение давать, а коррекционные программы разрабатывать. Уровень физподготовки школьника должен учитываться при поступлении в вузы, ведь речь идет о здоровье нации. Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья. «Что значит правильно питаться?» Концепция сбалансированного питания как раз отвечает на этот вопрос и сведена к следующим принципам: - соответствие энергопотребления энергетическим тратам человека; - соблюдение достаточно строгих взаимоотношений между многочисленными незаменимыми факторами питания, каждому из которых в обмене веществ принадлежит специфическая роль; - определённый режим питания. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву. Закаливание эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закалённые люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. Кроме того, закаливание имеет и огромное прикладное значение, становясь порой жизненно необходимым. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. В последние годы понятие «личная гигиена» многие авторы включают различные методы очистки организма – очистка толстого кишечника, почек, печени и др. В то же время следует отметить, что, по данным ряда исследователей, очистка кишечника, особенно толстого, отрицательно сказывается на кишечной микрофлоре, играющей очень важную роль в процессах обмена веществ. Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Знаменитая аксиоматическая формула «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться не только слева направо, но и справа налево, т.е. здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Отсюда следует вывод, что для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни. Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики – самовнушение. Схема самовнушения достаточно проста – хочу – могу – есть. Оказалось, что более часто простужаются, болеют гриппом и другими острыми респеративными заболеваниями люди, обладающие следующими чертами характера: - упрямство и негибкость характера; - чувство вины и самобичевание; - мизантропия (и по отношению к себе тоже); - разочарование и подозрительность; - злопамятность и неспособность прощать; - ранимость и обидчивость; - озабоченность и неуверенность; - ослабленный контроль своими чувствами; - возбудимость и нервозность; - нестабильность и агрессивность. В педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Из этого следует вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем здоровье, и наоборот. Цель здорового образа жизни – формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе. Список литературы: Учить ЗОЖ самостоятельно. «Спорт в школе» №3-4/2000, №5/2000г. Тимофеев С.П., Луханин В.В. Здоровый образ жизни в современных общеобразовательных учреждениях – 2004г. Методическое пособие – Оценка двигательной подготовки и физического развития учащихся 6-17 лет городских и сельских школ Карагандинской области.г. Караганда 2009г. Стратегия «Казахстан – 2050» г. Караганда КГУ СОШ № 85 Туркин М.А. | |
Просмотров: 25814 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|