Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Работа школьного медработника тесно связана с педагогической работой. Очень многое можно предупредить при правильной организации педагогического процесса. Можно считать доказанным, что срывы нервной системы наиболее часто встречаются у лиц со слабым типом нервной системы. Однако ослабление ее под влиянием вредных факторов, особенно при одновременных жизненных осложнениях, могут приводить к срыву и у ребенка с сильным типом нервной системы. Поэтому невротические проявления, свойственные детскому возрасту (страхи, энурез, тики, заикание, невротические нарушения поведения) могут наблюдаться у совершенно различных по своему типу детей, что обуславливает необходимость различного построения лечебной педагогики.
Успех этих мероприятий от понимания возможностей ребенка и особенностей характера. Надо выяснить, каковы возможности ребенка противостоять неблагоприятным воздействиям среды, какова его психическая восприимчивость и выносливость его психики, какова его способность приспособляться к окружающей обстановке. Так, девочка Лида, успешно лечилась от заикания, но в школе получила рецидив после того, как строгая учительница оборвала одну из девочек. Вскоре и Лиду не миновало неправильное поведение учительницы: из-за заикания она однажды ответила плохо урок, за это ей снижена отметка. Это тяжело подействовало на девочку. Родители подняли вопрос перед врачом и логопедом о переводе дочери в другую школу. Однако Лиду не перевели в другую школу, а дали ей возможность преодолеть трудности, объяснив ей, что учительница не врач, твое дело получше учиться, работать над речью, а переживать все это не следует; не все люди могут себя вести так, как себя ведут с тобой твои близкие. Надо закаляться, девочка. Учительнице в тактичной форме была объяснена ее ошибка. Только уверенность в том, на что способна нервная выносливость этой девочки, безошибочно дала право предложить ей справиться с этой трудной, непривычной для нее ситуацией и девочка действительно справилась.
Проведение лечебной педагогической работы необходимо с детьми, страдающими нервными нарушениями, возникшими в результате различных; вредных воздействий. Это дети с астеническим состоянием, после недавних инфекций, травм головы, т.е. дети, которые находятся в состоянии выраженной нервной слабости, дети, которые страдают нервными нарушениями в связи с такими хроническими заболеваниями, как ревматизм, туберкулез; дети с легкими остаточными явлениями, возникшими после раннего поражения центральной нервной системы. Это дети, у которых имеется частичная задержка развития со своеобразным, временным торможением успеваемости в школьных занятиях; они представляют большие затруднения для педагога, но они не олигофрены, и наконец, это дети, у которых имеются последствия психической травмы. У каждого ребенка свое окружение в семье и школе, свой индивидуальный жизненный опыт и навыки реагирования на условия внешней среды. Они влияют на формирование личности ребенка, на его поведение и процесс обучения. В каждом случае необходимо проследить взаимное влияние на мозг ребенка всех вредных факторов и выделить ведущий из них в данный момент, т.е. тот, который определяет срыв школьных занятий.
Изучить личность каждого ребенка – это значит подобрать к ребенку "педагогический ключ".
Остановимся на трех нейродинамических расстройствах, которые лежат в основе нарушения поведения и усвоения учебного материала у детей с различными психоневрологическими нарушениями. Общим для них является большая истощаемость нервных клеток, пониженная деятельность коры головного мозга.
У детей с остаточными органическими явлениями вследствие раннего поражения головного мозга почти всегда имеется дисгармония развития, порой обнаруживается недостаточность развития речи, может встретиться нарушение слухового гнозиса. Дети плохо различают фонемы и вся структура слева строится нечетко, что резко отражается на орфографии. Иногда у них страдает и зрительный анализатор, что в свою очередь затрудняет обучение. Очень часто наблюдается плохое развитие моторной сферы – неточность движений, несовершенство координаций, много лишних движений, в некоторых случаях резкое, двигательное беспокойство. Нередко у детей замедлен темп усвоения нового материала, они медленно включается в работу, ибо подвижность нервных процессов у них затруднена. В этих случаях в основу лечебно-педагогических мероприятий должно быть поставлено развитие моторных функций. Большую помощь в этих случаях оказывают музыкальные и музыкально-ритмические занятия. Они содействуют, во-первых, развитию моторики, во-вторых, улучшению с помощью музыкально-ритмического воздействия подвижности нервных процессов. Педагог должен понимать, что сразу требовать от такого ребёнка быстрого переключения бессмысленно, оно достигается лишь постепенно в комплексе всей лечебно-педагогической работы.

Дети с так называемой задержкой развития.

Отличаются не возрасту детским (инфантильным) качеством психических реакций. Они несерьезно относятся к урокам, хотят только играть, поверхностно схватывают наиболее яркие впечатления, но не обнаруживают склонности ни к анализу их, ни к синтезу. Они очень эмоциональны, конкретны, но реагирует лишь непосредственно на то, что бросается им в глаза и работают без всякого плана. У них в мышлении преобладают сами факты, образы, а не понятия, не обобщения. Быстро воспринимая, они все легко забывают, ибо восприятие не систематизируется. Их высшая нервная деятельность имеет характерные особенности: условные реакции вырабатываются легко, но они непрочны. Очень трудно возникают дифференцировки – плохое активное торможение, что соответствует их крайне недостаточному вниманию и слабому волевому тонусу. Имеется явное преобладание первой сигнальной системы над второй, еще недостаточно окрепшей. Относительная слабость второй сигнальной системы влечет за собой и недостаточное взаимодействие обеих систем. В этом случае словесные раздражители недостаточно доминируют, ребёнку полезнее показать, чем назвать, дать иллюстрацию, а не словесное объяснение. В отношении этих детей необходимо сделать их нервную систему более выносливой путем воздействия на эмоциональность, привлекать их внимание на более долгий срок, постепенно тренируя этим их выдержку. И в этом случае огромным подспорьем являются игры, пение, музыкально-двигательные занятия.
Очень важно требовать, чтобы дети рассказывали о тех событиях, которые происходят повседневно – на уроке, на прогулке, во время перемены, нужно помочь им уточнять передачу фактов, устанавливать их связь, зависимость и последовательность, упрочивая взаимосвязь событий и их подчинение.
В отличие от олигофренов, которые очень теряются от обилия, дети страдающие временными задержками развития, нуждаются в большом разнообразии материала, а не в многократном повторении одного и того же.
У детей, недавно перенесших травму, инфекцию или страдающих текущим соматическим заболеванием, часто наблюдаются легко возникающие состояния запредельного торможения коры головного мозга, иначе говоря – возникновение фазовых состояний, при которых образование условных реакций снижено. На положительные раздражители не возникает реакций; на отрицательный раздражитель реакции реакция возникает. В этом состоянии ребенок не выполняет указаний педагога, а запрет ведет к реализации запрещенного действия. Причина такого поведения не сознательный протест, а искаженное реагирование торможения корковых клеток. В фазовых состояниях могут не достигать эффекта сильные раздражители, а слабые, наоборот, оказываются действенными.
Ребенок вдруг подчиняется указанию, сделанному очень тихим голосом, тогда как повышенный тон не приводил к послушанию. Плохо осведомленный в этих вопросах педагог может позволить себе упрекнуть больного ребенка : своим упреком он может вызвать именно такие нейродинамические нарушения, которые отнюдь не способствуют усвоению программы.
У ребенка, перенесшего травму головы, фазовое состояние может возникнуть вследствие чрезмерной, нарушившей кровообращение в мозгу беготни на перемене, что затруднило его психическую деятельность; у ребенка, страдающего ревматизмом, фазовое состояние может наступить из-за того, что в классе душно или из-за того, что ребенок проголодался.
Из сказанного ясно, что многое возможно предвидеть и предупредить. В этом случае очень велика роль педагога. Слабость нервной системы у детей обязывает педагога, который ведет с ним занятия, хорошо организовать весь режим в целом, и режим урока в частности. У него всегда должен быть четкий план работы, тогда он сможет предупредить многие отрицательные возможности. Суетливый мальчик, перенесший недавно травму головы, может уронить карандаш и тогда он полезет под парту и будет там его искать. Педагог знает, что после недавней травмы головы, нельзя длительно ползать, нагибаться, это нарушает мозговое кровообращение, поэтому он не допустит, чтобы ребенок искал карандаш. Педагог не будет упрекать суетливого мальчика за его неловкость, поэтому, что суетливость этого мальчика и есть проявление его нездоровья. Надо это преодолевать постепенно, а не делать безрезультатных замечаний.
Плохое состояние нервной системы, неспособность к самоконтролю ведут к тому, что ребенок идет по линии наименьшего сопротивления. Нежелательная деятельность ребенка – шалости, безудержная беготня, драки, слезы, пустые разговоры, дурные привычки возникают и от безделья, от плохой организации досуга, от неуменья создать у детей живые интересы. Задача педагога найти такую систему возбуждения, которая была бы социально полезна и адекватна силе нервной системы и эмоциональности детей.

Неврозы у детей школьного возраста.

Как правило, те или иные проявления невроза развиваются у детей в ответ либо на психическую острую травму, иногда шокового характера, либо в связи с длительно действующими травмирующими факторами; неудачи в школьных занятиях, тяжелая жилищная или семейная ситуация, конфликты между родителями, неправильное отношение к ребенку в семье и т.д.
Иногда развитию психогенной реакции предшествует острое соматическое заболевание или длительная хроническая инфекция, истощающая и астенезирующая ребенка. Довольно частым проявлением является ночной энурез. Большое распространение имеют вредные привычки, которые фиксируются под влиянием травмирующих психику ребенка ошибок воспитания, подхода. Начиная с 7-8 лет у ребенка могут уже появляться навязчивые состояния, патологические влечения. Сюда относятся стремления уходить из дому. Нередко приходится иметь дело с патологической лживостью. С поступлением в школу возрастают обязанности ребенка, его ответственность. И если от ребенка требуют больше, чем он может дать, возникает конфликт и появляется "спасительная ложь". В школе к этим детям необходимо подходить крайне осторожно. Наказания только озлобляют детей и заставляют их уходить в себя.
Упрямым детям замечания рекомендуется делать не в категорическом тоне, а в виде просьбы.
Для предупреждения развития нерешительности в поведении ребенка необходимо отказаться от травмирования его постоянными подёргиваниями и запретами, а наоборот, пробуждать в нем активность и стимулировать его деятельность шаг за шагом, пробуждать веру в свои силы, воспитывать настойчивость, смелость, упорство в достижении цели. Только психотерапевтический подход может оказать пользу – создать конкурирующий очаг возбуждения игрой, беседой, занятиями.

Лечебно-педагогическая работа с детьми при отдалённых последствиях закрытой травмы черепа.

Лечебно-педагогическая работа с детьми, у которых в результате перенесенной ранее закрытой травмы головы развился церебрастенический синдром, имеет ряд особенностей.
У большинства детей после травмы головы снижается школьная успеваемость, резко нарушается работоспособность. Дети сравнительно легко понимают объяснения педагога, отгадывают загадки, иной раз правильнее и быстрее других учеников дают обобщение к прочитанному рассказу, наряду с этим они не выучивают уроков, не могут связно передать их и часто не могут охватить в целом смысл совершенно простой арифметической задачи и довести до конца ее решение.
Во-первых, причиной снижения качества их ответов является быстрая истощаемость при умственной работе: внимание их становится рассеянным, они начинают отвлекаться, перестают воспринимать слова педагога. Порой ребенок сам говорит: "Я устал" или "У меня голова болит".
Во-вторых, детям мешает в работе большая неорганизованность поведения.
В третьих, появившиеся затруднения в занятиях вызывают у детей тяжелую реакцию в виде торможения.
Основное затруднение в занятиях зависит от плохого запоминания материала, недостаточной его фиксации. Ребенок на ходу развернутого ответа неожиданно теряет нить своей мысли, забывая, о чем он говорит. Он растерянно смотрит на педагога и не знает, что ответить. Перерыв мыслей возникает неожиданно, внезапно. Иногда наблюдается нарушение смысловых связей, которые приводят к нарушениям последовательности изложения материала. В таких случаях ребенок помнит отдельные факты, но не знает, как их связать между собой, поэтому ответ получается запутанный; ребенок перескакивает от одной мысли к другой, может начать с конца, потом перейти к началу. В том или другом случае учебный материал не закрепляется в его памяти. Трудно говорить об успеваемости в школьных занятиях такого больного, настолько его знания неустойчивы; сегодня он знает, а завтра ничего не знает. Эти явления в некоторой мере связаны со степенью истощения нервной системы ребенка. Играет роль и содержание урока. Не понять, а удержать понятое – вот, что ему трудно. Понять арифметическую задачу он может, но сохранить целостно всю понятую последовательность логического хода ее решения, не растерять соотношение отдельных частей задачи ему чрезвычайно трудно. В этом основная трудность обучения детей с церебрастеническим синдромом после травмы головы.
Задача педагога с такими детьми состоит в том, чтобы помочь им удержать в памяти прорабатываемый материал, т.е. надо найти какие-то пути к его закреплению в памяти. Самый обычный путь закрепления – это много упражнений и повторений. Если здоровий школьник плохо запомнил урок, то обычно педагог говорит ему: "Прочти несколько раз, тебе мало прочесть один раз". Этот прием обегано помогает детям, которые плохо запоминают. Но в отношении детей с церебрастеническим синдромом после травмы головы, он мало действенен, а в некоторых случаях просто противопоказан. Повторение пройденного очень незначительно закрепляет и их памяти материал, а в некоторых случаях ухудшает его восприятие, сводит все старания ребенка к механическому зазубриванию, а это самый трудный и опасный для такого больного путь, на котором он легко соскальзывает.
При занятиях с этими больными прорабатываемый материал следует закреплять не путем обычного повторения, а при помощи логического разбора материала с ребенком. Одним из самых больных мест, является то, что в памяти ребенка материал распадается на свои уставные части и связь между частями теряется. Чтобы помочь ребенку сохранить внутреннюю связь между частями материала, надо помогать ему работать над выделением смысловых связей в содержании урока. В более сложных случаях педагог сам в дополнительной беседе выделяет эти связи, фиксируя на них внимание ребенка.
Длительные наблюдения показали, что дети лучше удерживают в памяти то, что закрепляется зрительным восприятием. В отдельных случаях зрительное восприятие помогает настоящей компенсацией дефекта, поэтому большое значение методике преподавания приобретает его наглядность. Некоторым детям в освоении материалов помогает слуховое восприятие, легче заучить "с голоса" чем по тексту.
Большое значение в преподавании этим детям имеет организация урока. Педагог должен всегда учитывать большую истощаемость нервной системы этих больных при умственной работе. Чтобы не допустить этого, сокращается объем заданий, более часто переключается материал, во время урока ребенку дается дополнительный отдых в виде задания: достать учителю из шкафа книгу, вывесить плакат, очинить карандаш, и т.д. Эти минуты перерыва оказывают хорошее влияние на работоспособность ребенка. Однако кроме правильной организации занятий и всего педагогического процесса, эти дети нуждаются одновременно в соответствующем лечении
В заключении необходимо сказать, что психоневрологи, педиатры, школьные медработники и педагоги должны объединить все усилия, чтобы вырастить здоровое поколение, почему так важно знание принципов лечебной педагогики.

Школьный медработник
Нуржамал Кусанова
Категория: Университет здоровья | Добавил: Nurzhamal_K (2013-04-29) | Автор: Нуржамал Кусанова E
Просмотров: 1555 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru