Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья |
Внеклассное мероприятие «Антиреклама курения». (10-11 классы) Цели: Образовательная : дать понятие детям о пагубном влиянии курения на человеческую личность. Воспитательная: Воспитать у учащихся чёткую позицию по отношению к вредным привычкам, показать , что именно курение – источник многих проблем с психическим и физическим здоровьем, пропаганда здорового образа жизни. Развивающая: развить у учащихся логическое мышление, навыки устной и письменной выразительной речи, способность к творческому самовыражению. Мероприятие проводится в красочно оформленном зале. На стенах могут быть цветные плакаты: «Не вреди своему здоровью», «Спорт или сигареты», «Опасность растет с каждым шагом», «Свежий воздух укрепляет здоровье», «Выходной - на свежий воздух»; таблицы и рисунки: «Количество вредных веществ, образующихся при выкуривании одной пачки сигарет», «Сокращение жизни курильщиков в зависимости от числа выкуриваемых сигарет и от возраста»; карикатуры из сатирических журналов, высмеивающие курильщиков. Учащиеся выпускают стенгазеты со статьями: «Почему люди курят?», «Расплата наступает непременно», «Письмо курящей девушке», «Как вырваться из табачного плена?», «Береги здоровье смолоду» и т.п. На отдельных плакатах написаны высказывания известных людей: «Не огорчайте Ваше сердце табачищем!» (И.А. Павлов), «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой». (И. Гете), «Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других!» (Н. А. Семашко), «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет j целые нации» (О. Бальзак), «Быть хорошо рожденным - право каждого человека» (Л.Н. Толстой). До изложения основного материала ребятам предлагается от¬ветить на несколько вопросов самостоятельно. В тетрадях составляется таблица с графами: «№ вопроса», «Ответ в начале урока», «Ответ в конце урока». Вопросы: 1) При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, какой содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный газ). 2) Сколько известных канцерогенных (вызывающих заболевания раком) веществ содержится, в среднем, в одной сигарете? 4? 8? 12? 15? (15). 3) Какой орган, наряду с легкими, больше всего страдает от последствий курения? (Сердце). 4) Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения? (Неверно). 5) Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких? (Называются разные варианты ответов, верный - около литра). 6) Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание? (Bepно) 7) Что означает понятие «пассивное курение»? Школьники отвечают на вопросы письменно, если нет ответа -ставят прочерк в таблице. Учитель обращает внимание на то, что в ходе рассказа обязательно прозвучит правильный ответ. Повторный письменный опрос проводится в конце мероприятия. (Школьники сумеют убедиться, что они получили новую информацию). Ведущий 1: В 1492 г. испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Поверив в целебные свойства этого растения, Колумб и его друзья вывезли семена в Европу. Этим растением оказался табак, названный в честь провинции острова Гаити Табаго. При курении происходит сухая термическая перегонка содержимого листьев табака. Из табачного дыма в настоящее время выделено свыше 1200 различных веществ. Среди них производные почти всех классов органических соединений: предельные, непредельные и ароматические углероды, стерины, спирты, эфиры, альдегиды, кетоны, хиноны, нитрилы, сернистые соединения, кислоты, фенолы, алкалоиды (среди них никотин и его производные), неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, марганца, никеля, полония (в том числе радиоактивного поло¬ния - 210), титана, цинка, радиоактивного калия, оксид углерода (II), оксиды азота, синильная кислота и др. Из них свыше 50 оказывают выраженное вредное влияние на организм человека. Ведущий 2: При сгорании листьев табака образуется дым, который содержит много разных веществ. Никотин - одно из сильнодействую¬щих вредных веществ, содержащихся в табаке, подучил свое название от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1560 г. французской королеве Екатерине Медичи указывал на якобы целебные свойства этого растения (от головной боли). Как действует никотин на организм? - на нервную систему, как яд; - никотин сужает кровеносные сосуды; - никотин вызывает серьезное привыкание. (Здесь уместен вопрос: если сосуды сужаются, то как это сказывается на работе сердца? Школьники вместе с преподавателем приходят к выводу, что работа сердца затрудняется.) Ведущий 3: Табачная смола образуется при сгорании листьев табака и содержит вещества, вызывающие заболевания раком (канцерогенные). Если человек выкуривает в день пачку сигарет, то в его легких оседает около литра этой смолы. Даже фильтры сигарет, мундштуки мало мешают проникновению вредных веществ в организм человека. В одной сигарете содержится, в среднем, около 15 канцерогенных ве¬ществ. Угарный газ — этот газ опасен тем, что он очень «любит» эритроциты (красные кровяные клетки). Основной обязанностью эритроцитов является перенос кислорода ко всем клеткам нашего организма. Многие клетки страдают, т.к. угарный газ (СО) занимает место кислорода. В первую очередь, страдают самые нежные и «капризные» клетки нервной системы - ухудшается память, наступает бессонница. Часто болит голова. Используя таблицу «Дыхательная система», учащиеся вместе с учителем рассматривают «путешествие» табачного дыма по дыхательным путям. Табачная смола оседает в легких, вызывая их загрязнение. Школьники могут вспомнить, что в легких есть клетки -чистильщики (макрофаги), но с большим загрязнением им справиться трудно. Учитель акцентирует внимание на то, что вредные вещества попадают не только в легкие курящего человека, но и в легкие окружающих его людей. Происходит объяснение понятия «пассивное курение». Ведущий 4: Вся коварность курения заключается в том, что к никотиновому яду возникает быстрое привыкание. Дурная привычка переходит в бытовую наркоманию - никотинизм. Установлено, что среди людей, страдающих хроническими заболеваниями, курящих почти в 3 раза больше, чем некурящих. У 36% курильщиков наблюдаются заболевания органов пищеварения, у 20% - органов дыхания и у 11% - заболевания сердца и сосудов. Курение и здоровье несовместимы. Статистически известно, что около 80% всех курильщиков начинают курить в школьном возрасте. Многие болезни, связанные с курением, проявляются через 10-15 лет после того, как человек начал курить. Почему же люди начинают курить? (Обсуждение таблицы «Результаты исследования причин курения у школьников »). Возрастные группы - учащиеся 5 - 6 кл. Подражание другим школьникам, студентам-50,0% Чувство новизны- 41,5 Желание казаться взрослым, самостоятель-ным-5,5 Точной причины не знают- 3,0 Учащиеся 7 - 8 кл. 35,6 30,0 10,4 24,0 9-11 кл. 25,5 24,0 15,0 35,5' Ведущий 1: Заядлый курильщик сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни? Задумайтесь над этим фактом! Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного увлечения курением. Какое решение примете вы? - не будете курить вовсе; - будете курить мало; - продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни. (Далее можно рассказать о способах бросить курить). Ребятам можно предложить ответить на вопросы анкеты или теста «Завзятый ли вы курильщик?». Тестирование лучше проводить анонимно. (Проводит соцпедагог) Тест «Завзятый ли вы курильщик?» 1) Сколько сигарет вы выкуриваете в день? 0 баллов-до 15; 16-15-25; 26 - более 25 шт. 2) Каково содержание никотина в сигаретах, которые вы курите? 0 б-до 0,8 мг; 16-0,8-1,5 мг; 26-более 1,5 мг. 3) Глотаете ли вы дым, когда курите? 0 б~ никогда; 1 б - иногда; 2 б - всегда 4) Когда вы больше курите: сутра или во второй половине дня? 1 б - с утра; 2 б - во второй половине дня 5) Когда вы выкуриваете первую сигарету? 26 - утром, натощак 1 б - после завтрака 0 б - позже 6) Курители вы, когда болеете? 16-да; О б-нет 7) Какая сигарета доставляет Вам большее удовольствие? 1 б - первая; Об - последующая 8) Трудно ли для вас не курить в общественных местах? 16-да об-нет Суммируйте полученные баллы. 0-3 балла. Ваш организм еще не успел свыкнуться с курением. Вам легко бросить эту вредную привычку. 4-6 баллов. Вы уже пристрастились к сигарете. Нужно немедленно бросить курить. 7-9 баллов. Ваш организм уже зависит от никотина. Если будете продолжать так же много курить, положение быстро ухудшится. 10 и более баллов. Можете считать, что Вы прикованы к сигарете. Чтобы бросить курить, Вам понадобится много терпения и силы \воли, но сделать это необходимо. Далее проводится повторное анкетирование - повторяются вопросы анкеты, которая давалась в начале. Школьники записывают ответы в таблицу. Закрепление: все участники мероприятия делятся на команды , получают бумагу, карандаши, клей и т.д. и создаётся коллаж «АНТИРЕКЛАМА КУРЕНИЯ» Домашнее задание: По окончании мероприятия можно предложить заполнить таблицу «Положительные и отрицательные стороны курения» с графами: «Положительные стороны курения для человека», «Отрицательные стороны для курящего», «Отрицательные стороны для окружающих». Эту таблицу ребята могут заполнить дома, вместе с родителями. Закончить мероприятие можно стихотворением Д. Бершадского: (Инсценируется в виде диалога «Сигареты» и «Человека») Мое имя - сигарета, Запомни - человек не слаб, Я красива и сильна. Рожден свободным. Он не раб. Я знакома с целым светом, Сегодня вечером, как ляжешь спать, Очень многим я нужна. Ты должен так себе сказать: Мозг и сердце я дурманю «Я выбрал сам дорогу к свету Молодым и старикам, И, презирая сигарету, Независимо от знаний, Не стану ни за что курить, Скажем прямо - слабакам. Я - человек! Я должен сильным быть!» | |
Просмотров: 2273 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|