Предисловие. Практика показывает, что постановка работы в СМГ в школах пока серьезно отстает от требований времени. Многие учителя физкультуры, не владея в достаточной степени необходимым уровнем знаний об особенностях организаций и методики деятельности СМГ, проявляют пассивность и инертность в этой важной работе, ошибочно считая её лишь дополнительной нагрузкой. Основными направлениями реформы общеобразовате- льной и профессиональной школы предусмотрено уде- лять большое внимание вопросам гигиены и гигиенического воспитания: «Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке». В.А.Сухомлинский: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе,- плохое состояния здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца,врача и учителя.» Проблема:1.Отсутствие форм работы учителей с деть- ми с ослабленным здоровьем. Тема проекта: форма работы учителя с детьми в СМГ. Актуальность: 1.Рост учащихся с ослабленным здоровьем. Цель проекта: разработать систему работы СМГ. Задачи проектирования: 1.Теоретический анализ по программе работы с детьми с ослабленным здоровьем. 2.Изучение аналогов работы с детьми относящихся к СМГ. 3.Анализ разновидностей компонентов. 4.Компоновка системы работы СМГ. 5.Синтез системы программы СМГ. 6.Оформление проекта. Гипотеза: если использовать систему программы по оздоровлению учащихся группы СМГ, то увеличится показатель здоровья детей. Объект исследования: учащиеся с ослабленным здоровьем. Предмет проектирования: форма работы учителей с детьми с ослабленным здоровьем. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются: - укрепление здоровья, улучшения физического развития и закаливания организма; - расширение диапазона функциональных возмож- ностей основных физиологических систем организ- ма, ответственных за энергообеспечение; - повышение защитных сил организма, его сопротив- ляемости; - освоение основных двигательных навыков и качеств; - воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культуры; - разъяснение учащимся значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания(последнее особенно важно для детей, имеющих избыточный вес), пребыва- ние на воздухе(прогулки ,внеклассные занятия, физи- ческая культура) и т.п. Занятия со специальной медицинской группой условно делятся на 2 периода: подготовительный и основной. Подготовительный период обычно занимает всю 1 чет- верть. Его задачи: -постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыха- тельной систем и всего организма к выполнению физической нагрузки; -воспитание потребности к систематическим занятиям Физическими упражнениями; -освоение быстрого навыка правильного подсчета ЧСС; -обучение элементарным правилам самоконтроля. В подготовительном периоде рекомендуется выпол- нять общеразвивающие упражнения, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы баскетбола(передача, остановка, броски в кольцо с места),подвижные игры малой интенсивности. Длительность основного периода обучения в СМГ зави- сит от приспособляемости организма учащихся перено- сить физическую нагрузку, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы. Он предшествует переводу школьников в подготовитель- ную и далее в основную группу. Задачи: -освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре для школьников по СМГ; -повышение общей тренированности и функциональ- ной способности организма переносить физическую нагрузку. В содержание уроков этого периода постепенно включается комплекс всех упражнений, входящих в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ. При проведении занятий необхо- димо следить не только за правильностью распределе- ния нагрузки на уроки, но и затем, чтобы она постепенно прогрессировало из урока в урок. Для контроля используется периодически проводимые педагогические наблюдения за уроком- хронометраж и пульсометрия. Переносимость нагрузки определяется по реакции сердечно- сосудистой системы. Все эти условия улучшают реабилитацию организма ослабленных детей и ускоряют их перевод в подгото- вительные и основные группы. Поэтому перед учителем и врачом стоит задача: кропотливо подбирать оптима- льный индивидуальный двигательный режим и убеж- дать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно из- бавиться от своего недуга. Это поможет добиться поло- жительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, свя- занных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге – максимального оздоровительного эффекта от занятий. Преподаватель СОШ № 85 г. Караганды Туркин Михаил Алексеевич
|