Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья |
Психология в спорте. Введение а) Психология спорта становится в настоящее время всё в большей и большей степени той областью науки, интерес к которой проявляют не только собственно психологи, но и все так или иначе связанные со спортом люди- спортсмены, тренеры, административно-организационные и руководящие работники. Это нашло своё отражение как в опубликованных в разных странах работах многих психологов, так и в деятельности существующих в этих странах научных обществ психологии спорта. Накопленный в этом плане опыт, а также актуальность тех или иных вопросов утвердили во всём научном мире мнение о необходимости выпуска периодических международных сборников. б) Так как психологическая подготовка стала мощным инструментом достижения высоких результатов в спорте, как средство индивидуализации тренировочного процесса, то сегодня каждый квалифицированный тренер и интеллектуально зрелый спортсмен понимает, что без психологической подготовки нельзя добиться успеха в соревнованиях. Большинство психологов спорта придерживаются представлений о том, что спортивная психология, как психология одной из конкретных областей человеческой деятельности, должна исходить из общих закономерностей этой деятельности, выявленных в своё время выдающимися психологами А.С. Выгодским, С.А. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и другими известными учеными, и, кроме того, учитывать специфические особенности деятельности в каждом конкретном виде спорта. В основе концепции деятельности лежит идея единства субъекта, объекта и процесса деятельности, а также положения о том, что в ней проявляются и формируются все психологические явления. «Изучение психологической стороны деятельности» и является, по словам С.Л. Рубинштейна, «ничем иным, как изучением психологии личности в условиях деятельности». Однако, если ещё совсем недавно психология спорта не дифференцировала деятельность спортсмена по уровню задач и требований. Предъявляемых к его организму, и в частности к психике, то сейчас обязательно выделяется психология спорта высших достижений, психология спортивной деятельности перспективных подростков и юношей - «резерва» спорта высших достижений и психология массового спорта. Цель: рассмотреть психологическую подготовку спортсменов. Задача: Осветить вопросы 1. Структура и совершенствование моральных и волевых качеств. 2. Совершенствование психических возможностей. 3. Совершенствование реагирования вероятностного прогнозирования, наблюдение и внимание. 4. Психическая регуляция мышечной деятельности. 5. способности к предельной мобилизации функциональных возможностей. 6. Управлением предстартовым состоянием. 7. формирование устойчивого интереса к спортивному совершенствованию. В своей работе я опираюсь на научные работы психологов спортсменов, теоретические материалы по психологии, практические материалы по психологии, практические исследование спортсменов и на свои личные наблюдения. Психологическая подготовка в спорте. 2.1 структура и совершенствование моральных и волевых качеств. Процесс психологической подготовки охватывает две относительно самостоятельных одновременно тесно взаимосвязанных направлений. 1. воспитание моральных и волевых качеств; 2. совершенствование специфических психических возможностей. В структуре волевой подготовленности следует выделять такие качества, как целеустремлённость, решительность и смелость, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. Волевое действие состоит из принятия решения и его реализации. Принятое решение реализуется в разных условиях. Начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой, и кончая такими, в которых реализации волевого поведения препятствует сильное противодействие, что порождает необходимость в специальных условиях для его преодоления и осуществления помеченной цели. Проявление воли именно в таких условиях типичны в большинстве случаев для тренировочной и соревновательной деятельности. Воля связана с характером человека, и согласно распространённой точки зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект - мыслительных, о темперамент - эмонациональных. В волевом действии психологи выделяют подготовительный, исполнительный оценочный этапы, а структуру волевых качеств и деятельности определяемой применительно к объективным особенностям конкретного вида спорта. Различные виды спорта предъявляют специфические требования к волевым качествам и накладывают существенный отпечаток на особенности их проявления в современной деятельности. А.И. Пуни установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои, ведущие волевые качества, ближайшие к ним и объединяющие всю структуру качественно целеустремлённость. В числе важнейших составляющих волевых качеств нужно особо выделить способность к волевой стимуляции интенсивной мышечной деятельности, возможно более полной мобилизации функциональных ресурсов, устойчивость к тяжёлым ощущениям утомления. Исследования показывают, что при стайерской работе и при кратковременных интенсивных нагрузках к волевым качествам спортсмена предъявляются принципиально различные требования. В первом случае необходима «стабильность» волевых напряжений, умение преодолевать трудности равномерным и устойчивым проявлением волевых качеств; во втором случае волевые проявления носят характер кратковременных, но исключительно напряжённых психических усилий. Волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс воспитания волевых качеств органически увязывается с совершенствованием технико-тактического мастерства, развитием физических качеств, интегральной подготовки спортсмена. Практической основой методики волевой подготовки в спортивной тренировке являются: регулярное приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок; систематическое введение в учебно-тренировочный процесс дополнительных трудностей; широкое использование соревновательного метода и создание в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции. Приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок связано с воспитанием у спортсмена привычки к систематическим усилиям, настойчивости в преодолении трудностей; умение доводить начатое дело до конца, твёрдо держать данное слово. Успех в этом возможен лишь в том случае, если спортсмен четко осознает свои задачи, твердо понимает, что достижение спортивных вершин невозможно без преодоления больших трудностей, верить в тренера и в правильность избранной методики подготовки. Очень важно, чтобы сложные задачи, которые ставятся перед спортсменом на различных этапах его спортивного совершенствования, были реальны при соответствующей мобилизации духовных и физических сил, то они формируют у спортсмена чувство неуверенности и могут принести только вред. введение дополнительных трудностей в тренировочный процесс означает не только систематическое возрастание физических и психических нагрузок, но и применение определенных методических приемов, позволяющих создать ситуации, требующие дополнительного проявления волевых качеств. Важным разделом волевой подготовки спортсмена является последовательное усиление самовоспитания на основе самосознания, осмысления сути своей деятельности. Сюда входят такие компоненты, как: а) неотступное соблюдение общего режима жизни; б) самоубеждение, самопобуждение к выполнению тренировочной программы; в) саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных и подобных им методов и приемов; г) постоянный самоконтроль. В процессе воспитания моральных и волевых качеств применяется широкий круг методов – убеждение, принуждение, метод постепенно повышающихся трудностей, соревновательный. Умелое использование этих методов приучает спортсменов к дисциплине, воспитывает у них требовательность к себе, настойчивость и упорство в достижении цели, способность к преодолению трудностей, уверенность в своих силах, смелость, решительность, чувство коллективизма, волю к победе, способность к предельной мобилизации сил в условиях тренировочных занятий и соревнований. 2.2 Совершенствование психических возможностей Структура психологической подготовленности спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, отличается многообразием и сложностью, наличием психических возможностей, обусловленных особенностями конкретного вида спорта. Специфика вида спорта, а так же особенности отдельных дисциплин в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на требования к психике спортсмена. Психические качества спортсмена, с одной стороны, находятся в числе значимых факторов, обуславливающих уровень спортивных достижений, а с другой – формируются под влиянием занятий конкретным видом спорта. Например, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для победы. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремление избежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам. Спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях отличают активность, способность к перенесению сильных нагрузок, умение подчинить личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Вместе с тем они нередко недостаточно уверены в собственных силах, нуждаются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям. Для спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единоборствах, сложно координационных видах спорта, характерны повышенное внимание, эффективное зрительное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оперативного мышления, поиск неожиданных решений, возникающих задач, настойчивости, решительность, смелость, сообразительность, эмоциональная устойчивость, широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость сложных двигательных реакций, лёгкость образования и перестройки двигательных навыков, связано это с тем, что в этих видах спорта на первый план выступает система персептивно- интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности при дефиците времени для восприятия и анализа ситуации, принятия и реализации решений, при активном противодействии соперников. Соревновательная деятельность в этих видах спорта требует не только точного восприятия объектов, быстрого реагирования и выполнения двигательных действий, но и оперативной мыслительной деятельности, обеспечивающей анализ ситуации, выбор и реализацию оптимального решения из ряда альтернатив. Одним из важных компонентов структуры психологической подготовленности спортсмена является способность прогнозировать дальнейшее развитие соревновательной борьбы. точность такого прогноза зависит от опыта спортсмена, его оценки индивидуальных особенностей противника и собственных возможностей, полноты характера поступающей информации. Механизм вероятностного прогнозирования формируется под влиянием деятельности, отличающейся многообразием ситуаций, возникающих в процессе тренировки и соревнований. При планировании и осуществлении тренировочного процесса необходимо постоянно стремиться к созданию таких ситуаций. 2.3 Cовершенствование реагирования вероятного прогнозирования, наблюдение и внимание. Одним из важных компонентов в структуре психологической подготовленности спортсменов является рефлексия- способность предугадать ход мыслей и действий соперника в процессе поединка. Предвидеть его наиболее вероятные психико - тактические решения. Рефлексивное мышление, в значительной мере определяет внутреннюю красоту и сложность соревновательной борьбы. У спортсменов высокого класса, особенно специализирующихся в играх, единоборствах, в спринтерской велосипедной гонке на треке, именно рефлексивные возможности часто являются решающими в достижении победы, так как они определяют умение современно противодействовать активным действиям соперника и одновременно маскировать собственные намерения и действия. С рефлексией связаны способность спортсмена к наблюдению за соперником, умение по мельчайшим деталям движений, выражению лица предугадать его замыслы и действия. Умение анализировать язык движений и поз, отличать истинные намерения от ложных, позволяет спортсмену своевременно применить эффективные средства защиты и контратаки. Рефлексия, умение вести наблюдение за действиями соперников и партнёров, пространственно- временная антиципация совершенствуются с помощью специфических средств, а также постоянной ориентации спортсмена на те особенности движений и действий соперников и партнёров, собственные ощущения и восприятия при выполнении разнообразных тренировочных и соревновательных упражнений, которые могут явиться средством развития этих специфических психологических возможностей. Способности к вероятностному прогнозированию и наблюдению, рефлексивному отображению действительности, антиципация, проявление специализированных восприятий связаны с объёмом и сосредоточенностью внимания. умение спортсмена переключаться с одного типа внимания на другой, контролировать объём и направленность внимания является важной составной частью психологической подготовленности спортсмена и определяется как пластичность внимания. Всё это объясняет необходимость направленного совершенствования внимания спортсменов с учётом требований к его объёму и сосредоточенности, обусловленных спецификой конкретного вида спорта. 2.4 Психическая регуляция мышечной деятельности. Важной стороной психологической подготовленности является психическая регуляция межмышечной координации, выражающая в формировании оптимального взаимодействия мышц, обеспечивающих выполнение основных движений, и их антагонистов. Умение синхронизировать напряжение работающих мышц, максимально расслаблять мышцы- антагонисты - важный показатель спортивного мастерства, обеспечивающий эффективное выполнение рабочих движений и повышающий экономичность работы. Далеко не все спортсмены, даже высокого класса, в должной мере владеют этим умением. Часто стремление показать в соревнованиях наивысший спортивный результат, желание как можно лучше выполнить тренировочное задание приводит к неэффективному напряжению мышц лица. чем мышц- антагонистов, что снижает скоростно- силовые проявления, выносливость, а в итоге спортивный результат. Умение быстро и полностью расслабить мышцы позволяет спортсмену максимально использовать возможности для отдыха в процессе соревновательной деятельности. Но дело не только в этом. Эффективные расслабление мышц создаёт предпосылки для мгновенной концентрации внимания и выполнения высокоэффективность действий, необходимых в сложившейся ситуации. В процессе психологической подготовки необходимо научить спортсменов анализировать своё состояние, правильно оценить ощущения и увязывать своё состояние, правильно оценить ощущения и увязывать их с функциональными возможностями двигательного аппарата, к сожаленью, многие спортсмены обычно не склоны искать причины неудачных выступлений в излишнем выполнении, тревоге, эмоциональном перевозбуждении. Недостаточная способность оценивать нарастание чувства тревоги, психического и мышечного напряжения, неуверенности нередко является фактором, ограничивающим эффективность как соревновательной, так и тренировочной деятельности. Одним из важнейших разделов психологической подготовки спортсменов является совершенствование ориентации в пространстве, кинестетических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и внешней среды. Эти способности во многом определяемой не только эффективность выступления в соревнованиях, но также темпы и качество технико-тактического и функционального совершенствования. Совершенствованию специализированных восприятий способствует применение мыслевой тренировки. Визуальные и кинестетические мысленные повторения реальных движений позволяют спортсмену лучше усвоить рациональные технико-тактические варианты их выполнения, добиться экономичного расходования энергии, оптимального режима работы мышечного аппарата. При этом работа, направленная на акцентированное восприятие выполнения узловых компонентов движения, в конечном счёте приводит к этому что спортсмен из всего многообразия зрительной и кинестетической информации дифференцированного отбирает и использует ту, которая имеет наибольшее значение для успешного выполнения тех или иных двигательных действий. Мысленная тренировка быстро отбирать из всего потока поступающей информации наиболее значимые и верные признаки рациональных двигательных действий. Благодаря этому умению, спортсмен в экстремальных ситуациях, характерных для ответственных соревнований, моментально обнаруживает, что в круг его внимания попали второстепенные, мешающие раздражители, и может быстро вытеснить их из сознания. Такая способность к выделению объектов сознательного контроля является серьёзным подспорьем в деятельности спортсмена. Она позволяет значительно быстрее обрести техникотактическую зрелость, ускоряя процесс накопления и реализации опыта, который в свою очередь, позволяет спортсмену в различных соревновательных ситуациях чётко распознавать свои оттоки и принимать оперативные меры к их профилактике и устранению. 2.5 Способности к предельной мобилизации функциональных возможностей. Особое значение для достижения высоких спортивных результатов имеет комплекс психических качеств, который обеспечивает предельную мобилизацию возможностей функциональных систем, максимальное использование энергетических ресурсов. Достаточно сказать, что у спортсменов с высокой устойчивостью к тяжёлым ситуациям утомления сдвиг в деятельности вегетативных систем часто превышают представления о пределах возможностей человеческого организма. Эти способности должны совершенствоваться на протяжении всей спортивной жизни, но главным образом - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Наиболее эффективным средством их совершенствования является комплекс упражнений, направленных на развитие специальной выносливости и связанных с высокими требованиями к физическим и психическим возможностям организма. Действие этих упражнений может быть усиленно применением различных средств психической стимуляции, специальных методических приёмов, соревновательного метода. Использование соревновательного метода и создание в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции предполагает применение комплекса организационных приёмов, направленных на создание соревновательного микроклимата и обеспечение условий для предельной мобилизации функциональных возможностей спортсмена. 2.6 Управление предстартовым состоянием. Важным разделом психологической подготовки является развитие у спортсменов способности к управлению предстартовым состоянием. В комплексе психических проявлений предстартовых состояний выделяют: 1. Общую направленность сознания - содержание мыслей, направленность внимания, особенности восприятия и представлений; 2. Эмоционально- волевые проявления - уровень эмоционального возбуждения, решимость, уверенность, боязнь или робость и т.п. 3. Моральную и волевую готовность к соревнованию осознание ответственности, целеустремлённости, вера в успех, воля к победе. Различные ранние предстартовые состояния, возникающие накануне соревнований. У неуравновешенных спортсменов задолго до соревнований развивается предстартовое состояние генерализированного характера, что отрицательно сказывается на работоспособности, эффективности двигательных действий, приводит к увеличению ошибок в реакции выбора и ухудшению антиципирующих реакций. Длительное пребывание в предстартовом состоянии вызывает перевозбуждение, спортсмены не могут контролировать эмоции и тем более управлять ими. У спортсменов с уравновешенной нервной системой состояние психической готовности развивается более ровно и оптимального уровня в большинстве случаев достигает непосредственно перед соревнованием. Оптимальный уровень предстартового возбуждения является грубо индивидуальным для различных спортсменов. При рациональной психической настройке на предстоящие соревнования высокое эмоциональное возбуждение связано не с переживаниями и опасностями, а с концентрацией внимания на узловых деталях технико-тактических и функциональных проявлений в соревновании, которые необходимо учитывать для успешного выступления. Такая настройка формирует также уверенность в своих силах, вызывает активное желание бороться за победу. Рациональная подготовка к стартам связана с концентрацией внимания на основных для данной деятельности двигательных действиях, мыслях, ощущешениях и с отвлечением от посторонних факторов, которыми так изолируют непосредственная подготовка к соревнованиям и участия в них. При приближении основных стартов психическое состояние регулируется не только средствами психического воздействия, но и тренировочной нагрузкой в дни, предшествующие соревнованиям. Уровень эмоционального напряжения спортсменов накладывает отпечаток и на характер разминки, предшествующей стартам. При повышенном эмоциональном напряжении в разминку необходимо включать в основном упражнения равномерного характера и невысокой интенсивности, при пониженном эмоциональном напряжении - кратковременные упражнения, выполняемые с максимальной и субмаксимальной интенсивностью. 2.7 Формирование устойчивого интереса к спортивному совершенствованию. Одна из проблем психологической подготовки спортсменов - сохранение желания к постоянному совершенствованию. С особой остротой эта проблема проявляется в последние годы в связи с резко возросшими тренировочными и соревновательными нагрузками, физическими и психическими напряжениями, временными затратами. На этапе начальной подготовки тренировочный процесс не связан с большими нагрузками, содержит много нового и интересного, спортсмен прогрессирует от занятия к занятию. Всё это позволяет поддерживать у юных спортсменов естественный интерес к занятиям. В дальнейшем при увеличении нагрузок, определённой стабилизации, а иногда и длительном застое результатов, многие спортсмены не в состоянии сохранить устойчивый интерес к занятиям. По этой причине некоторые спортсмены прекращают тренировку и находят интерес в занятиях другими видами спорта, которые как правило, также оказываются неустойчивыми. В таком случае тренер должен стремиться к такой организации и содержанию тренировочного процесса, которые постоянно ставили бы перед спортсменом задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. Одним из важнейших условий успешного спортивного совершенствования и поддержания активности спортсмена является его желание выполнять указания тренера. Это возможно лишь в том случае, когда тренер стимулирует проявление учеником инициативы, творчества, поиска своих нетривиальных путей решения технико-тактических задач. Изобретательность при поведении тренировочных занятий, умение решать одни и те же задачи различными средствами, обеспечить активность занимающихся, их творческий подход к работе определяют устойчивый интерес спортсменов к занятиям. Выводы Итак, подробно рассмотрел структуру и совершенствование моральных и волевых качеств и психологических возможностей. Достичь этого можно при условии: если процесс воспитания волевых качеств органически увязывается с совершенствованием технико-тактического мастерства, интегральной подготовкой спортсмена; при регулярном и обязательном выполнении тренировочной программы и соревновательных установок, при создании в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции; при введении трудностей в тренировочный процесс; при умении прогнозировать дальнейшее развитие соревновательной борьбы; при способности оценить свои индивидуальные способности соперника. В финалах крупных соревнований часто принимают участие спортсмены, имеющие равную техническую и физическую подготовленность, придерживающиеся одинаковой тактики. В таких соревнованиях в сложных условиях спортивной борьбы с исключительно высокой конкуренцией нередко решающую роль играет уровень развития моральных, волевых и специальных психических качеств. В спортивной практике есть множество примеров, когда бесспорные лидеры сезона в силу срывов психологического характера не попадали в финалы; и спортсмены, не входящие в число фаворитов, во многом благодаря предельной волевой мобилизации часто добивались выдающихся результатов в чемпионатах Европы, мира, на олимпийских играх. Высший уровень моральной, волевой и специальной психологической подготовленности предполагает комплексные проявления самых различных качеств. Недостаточное развитие даже одного из них часто является причиной поражения высококвалифицированных спортсменов. Поэтому воспитание моральных, волевых и специальных психических качеств должно занимать значительное место в подготовке спортсмена на всех ступенях его совершенствования. Каждое из этих качеств имеет свои отличительные особенности и конкретные проявления, в значительной мере связанные с особенностями избранного вида спорта, и полностью проявляется, как и правило, лишь в условиях острого соперничества в соревнованиях. Винокуров Владимир Иванович, учитель физической культуры КГУ СОШ № 85 г.Караганды. | |
Просмотров: 606 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|