Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья |
«Формирование физических качеств дошкольника посредством использования игровых технологий» Цель физического воспитания дошкольников определяется как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гормонически и творчески развитого ребенка, формирование у него основ здорового образа жизни, укрепление его здоровья, физическое и психическое развитие. Для достижения поставленной цели, в процессе физического воспитания предусматривается комплекс задач. В данном случае я хочу обратить ваше внимание на развитие физических качеств. Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, ровновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое - либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота, при беге на длинную дистанцию - выносливость, при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой. В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Ловкость - это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Например, бег усложнить (змейкой, с перепрыгиванием через предмет), использовать различные предметы (кубики, флажки, ленты и т.д.). Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприяные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением. Например: бег с нарастающей скоростью или чередование (медленный, средний, быстрый), в играх (убегать от водящего). Так же развитию быстроты способствуют скоростно - силовые упражнения прыжки с разбега, метание (бросок при метание совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а так же составления их здоровья. Глазомер - способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. Развивать глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках - точно попадать ногой на доску, чтобы, отттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построении в колонну нужно на глаз измерить расстояние; в метании на дальность и особенно в цель. Важно учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя его затем шагами. Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлений. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большей амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно - двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на расстягивание, которые могут привести к необратимым деформациям. Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например: 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем - глубокое. Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. Требуется большое усилие и для этого такие упражнения как метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега, ходьба и бег по скамейке, катание на велосипеде. Сила - степень напряжения мышц при их сокращении. Учитывая анатомо - физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным нагрузкам и превышать нормы т.к. отрицательно влияет на развитие костной системыб а также внутренних органов. Не рекомендуется надолго задерживать дыхание. И поэтому в детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам разгибателям. Например, вначале работаем мешочками с песком, затем усиливаем нагрузку даем набивной мяч, затем поднятие собственной массы (прыжки вверх), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). Выносливость - способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению и дети теряют интерес к этому упражнению. По данным М.А.Руновой для полноценного развития и укрепления здоровья, ребенок должен проводить в движении от 15 до 24 часов в неделю. И поэтому задача инструктора подобрать различные формы и технологии. И вот одна из наиболее эффективных, скажем так удачных форм - игра. Через игру ребенок придет к осмыслению пользы и удовольствия. Ведь двигательный опыт малыша не велик, и требует помощи со стороны взрослых. Своеобразно дать подсказку. Полетел как бабочка, и он уже будет бежать и махать руками, летаем как самолет (руки в стороны) скачет как зайчик, козлик, косолатет как медвежонок. Словом пусть ребенок подключит к физическим действиям и образное мышление. Регулярное проведение спортивных праздников и игр под руководством взрослого помогу выработать у детей потребность заниматься играми самостоятельно. Помимо того что праздники, имеют оздоровительное значение, они еще несут и воспитательную и образовательную нагрузку. Спортивные мероприятия благотворно воздействуют на их нервную, а также сердечно - сосудистую и дыхательную системы, укрепляя здоровье. Почти в каждой игре присутствуют такие доступные всем действия как бег, прыжки, метания, упражнения в равновесии. Тем самым воспитываются основные физические качества. В ходе игры просто перебрасывать друг другу и ловить воздушный шар, не нужны ни большая выдумка, ни особая ловкость. Вместе с тем это прекрасная тонизирующая зарядка - и физическая, и эмоциональная. И как говорил Винни -Пух: «С воздушным шаром кто хочет развеселиться». Предлагаю одну из игровых форм - мини-сказки. «Наседка и цыплята» (младший дошкольный возраст). Жила-была мама-курица, и были у нее маленькие пушистые цыплятки. Жили они в курятнике, а по утрам курочка водила цыпляток гулять: травки поклевать, червячков поискать, водички попить. Ходят цыплята по двору, зернышки клюют, песок лапками разгребают, водичку пьют. Вдруг налетела Большая птица. Мама-наседка крикнула: «Опасность!» - и цыплята быстро побежали к ней. Большая птица никого не поймала. Основными требованиями к таким сказкам является их образность и эмоциональность, наличие конкретного содержания и четкого согнала к началу действия. «Мы - веселые ребята» (старший дошкольный возраст). Повела мама Сережу первый раз в детский сад. Сережа очень боялся идти в сад: знакомых у него там нет, как его встретят ребята? А вдруг не захотят с ним играть? Стоит он один в сторонке. А ребята увидели, что новенькому мальчику неуютно и грустно, подошли и говорят: «Давай вместе играть! У нас есть хорошая игра. Нужно сказать такие слова: Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три, лови! Если хочешь, ты будешь ловишкой!» Обрадовался Сережа и стал весело играть с новыми друзьями. День здоровья - эта форма работы появилась сравнительно недавно, но уже широко используется т.к. дает большие возможности для оздоровления детей, улучшения физического и эмоционального самочувствия. Проводятся один раз в квартал. Весь день посвящается деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, желанию заботиться о своем организме и стемлению беречь его. План - конспект (младший дошкольный возраст). Утро. На участке детей встречает Степашка. Воспитатель рассказывает детям, что в детском саду проводится День здоровья. Степашка проводит с детьми утреннюю гимнастику, подвижную игру «Солнышко и дождик» и угощает детей морковным соком. После завтрака к детям приходит доктор Пилюлъкин, осматривает у детей состояние рук, ушей, ногтей, рассказывает о том, как важно соблюдать правила гигиены. Затем он приглашает детей на прогулку, где они встретят еще одного гостя. Узнать, кто это, можно отгадав загадку: Мой веселый колпачок лихо сдвинул на бочок, Я веселая игрушка, а зовут меня... (Петрушка) Прогулка. На участке дети встречают Петрушку, который принес им погремушки. Проводится подвижная игра «Кто быстрее перенесет погремушку». Петрушка приглашает детей в лес. Дети строятся паровозиком и едут. По дороге «встретилось болото» - игра «Перейди болото по кочкам». Дети приходят к «лесному озеру», надувному бассейну. Организуются игры с водой, затем дети возвращаются в детский сад. Проводить игры можно в любое время года, продолжительность зависит от заранее определенной тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития детей. Дозировка, нагрузка, продолжительность устанавливается инструктором с учетом возрастных особенностей. Источник: http://«Оздоровительные игры», «Развивающие игры для малышей» А. С. Галанова. | |
Просмотров: 1829 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|