Программа элективного курса "Мое здоровье в моих руках" автор: учитель биологии Воробьева Л.В. Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье. Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов. Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников. Элективный курс “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы. Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков. Основная цель элективного курса – воспитание у подростков: 1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Элективный курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии. 2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле. Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач: • расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”; • создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены; • обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек; • способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни. Рекомендуемые формы организации занятий: • cоставление проектов по темам исследований; • проведение исследований и составление презентаций по темам исследования; • умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ; • оформление и защита исследовательских работ учащихся; • проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов. При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья. Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу • “Влияние сотовых телефонов на организм подростков”; • “Отношение подростков СОШ № 8 к вредным привычкам”; • “Стресс и его воздействие на организм подростка”; • “Влияние шума на детский организм”; • “Влияние компьютеров на здоровье человека”; • “Как противостоять давлению среды”; • “Что значит быть счастливым?”; • “Наркотики, алкоголь и сигареты”; “Я в этом мире”. Выполнив программу элективного курса “Мое здоровье в моих руках” школьники будут знать: • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье; • мотивы здорового образа жизни; • отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка; • пути формирования здорового образа жизни. Школьники будут уметь: • оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике; • воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью. Школьники будут применять: • полученные знания на практике; • полученные знания для осознанного выбора профессии. Содержание программы элективного курса 1. Введение.(1 ч) “Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни. 2. Вредные привычки, их профилактика.(7 ч) 2.1 Алкоголизм.(2 ч) 2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”. 2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя. 2.2. Курение.( 2ч) 2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка. 2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”. 2.3. Наркомания.( 1 ч) 2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. 2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом. Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”. 2.4. Токсикомания.( 1 ч) 2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”. 3. Простудные заболевания.(1 ч) 3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”. 4. Стресс.( 1 ч) 4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Работа над проектом по теме раздела”. 5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.( 4 ч) 5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, в г.Петропавловске. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования”. 5.2. Встреча с врачами по проблеме. 5.3. “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия. 5.4. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма. 6. Первая медицинская помощь.(1 ч) 6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 “Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса”. 7. Обобщение: “За здоровый образ жизни”.(2 ч) Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д. Литература: (для учителя) 1. Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8). 2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г. 3. Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. – 4. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7). 5. Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978. 6. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с. 7. Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с. Литература: (для детей) 1. Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год. 2. Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил. 3. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с. 4. Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с. 5. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. – 6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.
|