Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья

Внедрение здоровьеберегающей методики В.Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс
ГОРБУНОВА Руслана Леонидовна - учитель-дефектолог, КГУ «Акмолинская
областная специальная коррекционная школа-интернат № 4 для детей с
нарушением слуха и речи» г. Кокшетау

Внедрение элементов здоровьесъберегающей методики
В.Ф. Базарного в обучение и воспитание детей с
нарушением слуха и речи.
«Чтобы сделать ребѐнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
В условиях современной школы, когда мы спешим за потоком информации,
пытаемся дать детям как можно больше знаний, зачастую забываем об их
здоровье. Многие ученые, исследовавшие проблемы здоровья детей в начальной
школе пришли к выводу, что наряду с экологическими, социальными и
наследственными факторами существует психоэмоциональное напряжения,
которое ребята испытывают при обучении и воспитании в школе. По данным
статистики, приведенные доктором медицинских наук, Базарным Владимиром
Филлиповичем "... Из миллиона относительно здоровых детей приходящих в
первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них,… врачи
фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. ...лишь 10%
выпускников школ могут считаться здоровыми. Половина имеет отклонения,
40% - хроническую патологию. Патология органов зрения у школьников - до 33%,
ведущее место занимает близорукость. За время обучения число детей с
близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушением опорно-двигательного
аппарата - в 1,5 - 2 раза, с нервными заболеваниями - в 2 раза...». Для наших ребят
мы не только учителя, но и мамы и эти сухие цифры не могут нас не беспокоить.
Заинтересовавшись методикой Владимира Филлиповича Базарного, я решила
изучить, внедрить и апробировать еѐ на своих учениках. Данная методика
привлекла меня ещѐ и тем, что наши ученики кроме диагноза СНТ III-IV степени,
имеют ряд сопутствующих заболеваний, а именно: задержка психического
развития, ДЦП, миопия, врожденная регенерация сетчатки глаза, кожный
дерматит и другие.
В.Ф. Базарный, как офтальмолог, доктор медицинских наук, руководитель
научно-внедренческой лаборатории физиолого-зравоохранительных проблем
образования Московской области, своей революционной методикой дал нам
практическое руководство к действию. В чем состоит суть его авторской методики?
В начале исследовательской деятельности В.Ф. Базарный обратил внимание на то, что младшие школьники, уже в начале своего обучения и воспитания становятся
близорукими, по причине чрезмерного склонения к парте при чтении и письме. А это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на работу всего организма:
нарушается осанка, ухудшается зрение, работа сердечно-сосудистой системы. Малоподвижный образ жизни и постоянная «сидячая» поза приводят к искривлению
позвоночника, расслаблению мускулатуру, в том числе и стопы, что приводит в плоскостопию. И как следствие – мы растим хилых и слабых юношей, и будущих мам со слабой половой конституцией.
Ведущая идея методики В.Ф.Базарного: «Сенсорная свобода и психомоторное
раскрепощение». Поэтому новатор предложил режим смен динамических поз «сидя-стоя». Для этого он внедрил специальную ростомерную мебель – конторки,
(специализированное учебное место, обеспечивающее оптимальный физиолого-эргономический режим учащегося в условиях сохранения телесной вертикали).
Изменение высоты производиться за счет регулировки длинны металлокаркаса. .
Столешница так же должна иметь регулируемый наклон, что позволяет
использовать ее для разного вида деятельности: письма, чтения, рисования, лепки.
Важное условие – чтобы нижняя часть наклонной поверхности находилась на
уровне солнечного сплетения ученика, при этом ученик не можем низко
наклонять голову. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за
конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется
осанка. В позе “стоя” ребята стоят на массажных ковриках.
Коврики с неровной поверхностью, оказывают оздоравливающий эффет на весь
организм при массаже стоп ног.
Следующий, очень важный элемент методики –использование зрительно-координационых тренажеров, схем зрительных траекторий, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на
развитие внимания и быстроты реакции, что позволяет существенно улучшить состояния зрительной системы, предупреждает утомляемость учащихся. Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного
материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", они подвешиваются к
потолку, чем создают колебательные движения, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия . Учитель готовит карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.
Одним из элементов методики является письмо перьевыми ручками,
формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему
"глаз-рука".
Во многих школах, по предложению Базарного, введено раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек. Владимир Базарный утверждает:
дети раскрепощены именно при раздельном обучении. Мальчики в "своих"
группах в детском саду получают щит, шлем и меч и учатся быть сильными и
защищать девочек. Девочки же шьют с мамами куклы, качают люльки и поют
колыбельные. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно,
общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных
вечерах и праздниках, не считая двора и улицы.Вот краткое описание основных элементов методики Базарного.
Конечно же, не вся методика Владимира Филлиповича нам подходит: у нас нет
возможности для раздельного-параллельного обучения, письма перьевыми
ручками, не всегда есть возможность делать в классе широкоформатные панно с
изображениями природных ландшафтов. Но основные элементы методики В.Ф.
Базарного в учебно-воспитательный процесс школ для детей с нарушение слуха
приемлемы.
Изучив целый ряд различной литературы, сайт В.Ф. Базарного, а также его
видеофильмы, опыт российских коллег я стала внедрять элементы данной
системы в своем классе. Вот что мы сделали и чего достигли: Изготовили цветовой офтальмотренажер для глаз и повесили его на потолок. Сделали массажные коврики – для стимуляции активных точек стоп.Коврики делали методом проб и ошибок. Стимулирующий эффект от каждого ковриков разный.
Подвесили подвижную крестовину с крючками для дидактического материала. В моем клоассе их 2, хотя в идеале должно быть 4 по углам класса.
Изготовили логоритмические тренажи «держалки», для выработки ритма и слоговой структуры, тренировки ближнего и дальнего зрения.
Работая третий год по данной методике, я пришла к выводу, что у детей появился интерес к обучению, у них высокая познавательная активность, укрепляются и развиваются внимание, память, воля, возрастает объѐм усваиваемого на уроках учебного материала. Дети стали более раскрепощенными, так как они находятся в постоянной динамике, они с удовольствием участвуют в эксперименте. Наконец для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собранны.Но самым большим достижением, на наш взгляд, является то, что наша ученица с диагнозом миопия улучшила своѐ зрения. После посещения « Центра глаза» врачи с удивлением сообщили маме, что зрение улучшилось!
Даже ради этого стоило внедрять методику Владимира Филипповича Базарного!
Уважаемые коллеги, если кто- то в Казахстане работает по данной здоровьесберегающей методике, просьба откликнутся для обмена опытом.
Литература
1. В. Ф. Базарный «Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде», Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской областиtwirpx.com/file/552100/
2. Сайт Владимира Базарного hrono.ru/proekty/bazarny/
3. Надежда Ратнова «Здоровьеразвивающие принципы обучения учащихся»
(по системе В.Ф. Базарного)
http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/26.htm

Источник: http://Сайт Владимира Базарного hrono.ru/proekty/bazarny/
Категория: Университет здоровья | Добавил: vila_5 (2016-02-03) | Автор: Горбунова Руслана Леонидовна E
Просмотров: 919 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru