Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья |
ГОРБУНОВА Руслана Леонидовна - учитель-дефектолог, КГУ «Акмолинская областная специальная коррекционная школа-интернат № 4 для детей с нарушением слуха и речи» г. Кокшетау Внедрение элементов здоровьесъберегающей методики В.Ф. Базарного в обучение и воспитание детей с нарушением слуха и речи. «Чтобы сделать ребѐнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо В условиях современной школы, когда мы спешим за потоком информации, пытаемся дать детям как можно больше знаний, зачастую забываем об их здоровье. Многие ученые, исследовавшие проблемы здоровья детей в начальной школе пришли к выводу, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами существует психоэмоциональное напряжения, которое ребята испытывают при обучении и воспитании в школе. По данным статистики, приведенные доктором медицинских наук, Базарным Владимиром Филлиповичем "... Из миллиона относительно здоровых детей приходящих в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них,… врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. ...лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Половина имеет отклонения, 40% - хроническую патологию. Патология органов зрения у школьников - до 33%, ведущее место занимает близорукость. За время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушением опорно-двигательного аппарата - в 1,5 - 2 раза, с нервными заболеваниями - в 2 раза...». Для наших ребят мы не только учителя, но и мамы и эти сухие цифры не могут нас не беспокоить. Заинтересовавшись методикой Владимира Филлиповича Базарного, я решила изучить, внедрить и апробировать еѐ на своих учениках. Данная методика привлекла меня ещѐ и тем, что наши ученики кроме диагноза СНТ III-IV степени, имеют ряд сопутствующих заболеваний, а именно: задержка психического развития, ДЦП, миопия, врожденная регенерация сетчатки глаза, кожный дерматит и другие. В.Ф. Базарный, как офтальмолог, доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-зравоохранительных проблем образования Московской области, своей революционной методикой дал нам практическое руководство к действию. В чем состоит суть его авторской методики? В начале исследовательской деятельности В.Ф. Базарный обратил внимание на то, что младшие школьники, уже в начале своего обучения и воспитания становятся близорукими, по причине чрезмерного склонения к парте при чтении и письме. А это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на работу всего организма: нарушается осанка, ухудшается зрение, работа сердечно-сосудистой системы. Малоподвижный образ жизни и постоянная «сидячая» поза приводят к искривлению позвоночника, расслаблению мускулатуру, в том числе и стопы, что приводит в плоскостопию. И как следствие – мы растим хилых и слабых юношей, и будущих мам со слабой половой конституцией. Ведущая идея методики В.Ф.Базарного: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение». Поэтому новатор предложил режим смен динамических поз «сидя-стоя». Для этого он внедрил специальную ростомерную мебель – конторки, (специализированное учебное место, обеспечивающее оптимальный физиолого-эргономический режим учащегося в условиях сохранения телесной вертикали). Изменение высоты производиться за счет регулировки длинны металлокаркаса. . Столешница так же должна иметь регулируемый наклон, что позволяет использовать ее для разного вида деятельности: письма, чтения, рисования, лепки. Важное условие – чтобы нижняя часть наклонной поверхности находилась на уровне солнечного сплетения ученика, при этом ученик не можем низко наклонять голову. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. В позе “стоя” ребята стоят на массажных ковриках. Коврики с неровной поверхностью, оказывают оздоравливающий эффет на весь организм при массаже стоп ног. Следующий, очень важный элемент методики –использование зрительно-координационых тренажеров, схем зрительных траекторий, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции, что позволяет существенно улучшить состояния зрительной системы, предупреждает утомляемость учащихся. Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", они подвешиваются к потолку, чем создают колебательные движения, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия . Учитель готовит карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции. Одним из элементов методики является письмо перьевыми ручками, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему "глаз-рука". Во многих школах, по предложению Базарного, введено раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек. Владимир Базарный утверждает: дети раскрепощены именно при раздельном обучении. Мальчики в "своих" группах в детском саду получают щит, шлем и меч и учатся быть сильными и защищать девочек. Девочки же шьют с мамами куклы, качают люльки и поют колыбельные. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках, не считая двора и улицы.Вот краткое описание основных элементов методики Базарного. Конечно же, не вся методика Владимира Филлиповича нам подходит: у нас нет возможности для раздельного-параллельного обучения, письма перьевыми ручками, не всегда есть возможность делать в классе широкоформатные панно с изображениями природных ландшафтов. Но основные элементы методики В.Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс школ для детей с нарушение слуха приемлемы. Изучив целый ряд различной литературы, сайт В.Ф. Базарного, а также его видеофильмы, опыт российских коллег я стала внедрять элементы данной системы в своем классе. Вот что мы сделали и чего достигли: Изготовили цветовой офтальмотренажер для глаз и повесили его на потолок. Сделали массажные коврики – для стимуляции активных точек стоп.Коврики делали методом проб и ошибок. Стимулирующий эффект от каждого ковриков разный. Подвесили подвижную крестовину с крючками для дидактического материала. В моем клоассе их 2, хотя в идеале должно быть 4 по углам класса. Изготовили логоритмические тренажи «держалки», для выработки ритма и слоговой структуры, тренировки ближнего и дальнего зрения. Работая третий год по данной методике, я пришла к выводу, что у детей появился интерес к обучению, у них высокая познавательная активность, укрепляются и развиваются внимание, память, воля, возрастает объѐм усваиваемого на уроках учебного материала. Дети стали более раскрепощенными, так как они находятся в постоянной динамике, они с удовольствием участвуют в эксперименте. Наконец для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собранны.Но самым большим достижением, на наш взгляд, является то, что наша ученица с диагнозом миопия улучшила своѐ зрения. После посещения « Центра глаза» врачи с удивлением сообщили маме, что зрение улучшилось! Даже ради этого стоило внедрять методику Владимира Филипповича Базарного! Уважаемые коллеги, если кто- то в Казахстане работает по данной здоровьесберегающей методике, просьба откликнутся для обмена опытом. Литература 1. В. Ф. Базарный «Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде», Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской областиtwirpx.com/file/552100/ 2. Сайт Владимира Базарного hrono.ru/proekty/bazarny/ 3. Надежда Ратнова «Здоровьеразвивающие принципы обучения учащихся» (по системе В.Ф. Базарного) http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/26.htm Источник: http://Сайт Владимира Базарного hrono.ru/proekty/bazarny/ | |
Просмотров: 919 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|