Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья |
Эпиграф: Здоровье народа превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, Никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз. Ж.Жабаев Тема классного часа: «СПИД – болезнь века» (для 8-11 классов) Цель: – утверждение здорового образа жизни, выработка теоретических знаний и убеждений о ЗОЖ; Задачи: 1. Акцентировать внимание учащихся на том, что более половины случаев ВИЧ/СПИДа в мире приходится на подростков и молодежь. 2. Показать, что основными причинами ВИЧ- инфицирования подростков и молодежи является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков. 3. Обеспечить учащихся информацией в доступной форме, дать подробное представление о том, что такое ВИЧ/СПИД -посредством видеопрезентации, ответственное отношение к своему здоровью. Ожидаемый результат: 1) учащиеся должны осознать необходимость борьбы со СПИДом; 2) учащиеся должны понять важность информированности о проблемах, связанных со СПИДом; 3) учащиеся должны проникнутся ответственностью за своё здоровье и здоровье окружающих людей, а также сочувствием к больным СПИДом. Подготовительная работа к классному часу: Подбор материала и создание видеопрезентации по проблеме СПИДа Подбор музыки для музыкального сопровождения Подбор тестов и вопросов для работы с учащимися. Оформление: Плакаты с высказываниями (рисунки учащихся) Наш девиз везде и всегда: СПИДу – нет! Здоровому Образу Жизни – да! Здоровье народа – богатство всего, богатство земли не заменит его. Ж. Жабаев. «Ваше здоровье в ваших руках!» «Не умирайте от невежества!» Привычка – тиран людей. / Шекспир/ Кто к себе суров, тот и здоров. / Шекспир. «Живи сам и дай жить другим» Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,маркеры, листы бумаги, плакаты. Вводная часть ( слайд3,4) «СПИД – катастрофа глобального масштаба, мнение генерального директора Всемирной организации здравоохранения и областного центра по профилактике и борьбы со СПИДом. Вступительное слово учителя о том, что СПИД – инфекция, распространяющаяся по миру со скоростью если не взрывной, то огненной волны. История СПИДа. (слайд5,6)( информация учащихся) Что такое СПИД и откуда взялся? Исследование ученых (слайд7,8,9) Эпидемия началась в 1970 году в Центральной Африке, возможно в Заире или Конго.Далее,полагают , что вирус проник в США, в первую очередь в Нью-Йорк и Сан – Франциско…Инфекция захватила Австралию и страны Европы. Исследователи установили, что вирус СПИДа был занесен в среду наркоманов в августе 1983 года. Наиболее благоприятны условия для размножения вируса СПИДа в Африке.(6,7,8 слайд) Гипотеза, как вирус мог выбраться на простор из глухой африканской деревушки, где впервые попал к человеку от обезьяны. Густонаселенные большие города представляют собой почти идеальную питательную среду для вируса СПИДаФранцузский профессор описывает путь СПИДа: Поступь эпидемии неслышна, ее невидимы: «Тот, кто заражен, тот со дня заражения и до самой смерти остается заразным. Он передает смертельно опасную инфекцию, не зная об этом и не желая этого. Это может продолжаться тысячу и даже две тысячи дней это примерно пять с половиной лет. Исследователи пришли к выводу на основе обследования сан – франциисских гомосексуалистов, что 99% носителей вируса заболевают СПИДом, в настоящее время новые случаи регистрируются в среднем примерно каждые 14,5 минуты. СПИД работает с большим размахом. Вирусу СПИДа остается лишь научиться летать, пока, смертоносный вирус передается через кровь и другие жидкости, содержащиеся в человеческом организме. В миллионах человеческих организмов он воспроизводится миллиардами и при этом непрестанно изменяет свои формы. Оценка уровня информированности учащихся. Актуализация проблемы Этот этап быть проведен в форме беседы, в процессе которой, при помощи последовательных вопросов, выясняю уровень информированности участников. Чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, чтобы они осознали проблему как значимую: Вопрос №1: Чем объяснить страх перед СПИДом? Ответ учащихся: скрытностью, неизлечимостью, пугает неопределенность. Вопрос№2. Главная причина страха перед СПИДОМ? Ответ учащихся: поражает естественную систему защиты от болезней, т.е. иммунную систему. Вопрос№3. Как построить свою жизнь, чтобы кровь одного человека не попадала в организм другого человека? (Никогда не употреблять наркотики; защитить себя при переливании крови; при медицинских манипуляциях) Вопрос №4. Сколько в среднем живет человек, после того как стал наркоманом? (5 лет) Вопрос№5 Наркотики, независимо от пути введения в организм, поражают… назовите что? (нервную, иммунную системы, сердце) Вопрос№6 Правильно ли утверждение, что раз есть врачи-наркологи, значит, наркомания излечима? (это не так, по статистике только 1% наркоманов, прошедших курс лечения, удается избавиться от этой зависимости) Слова ВИЧ и СПИД, учащиеся должны пояснить, что означают эти аббревиатуры, дописать к буквам слова, входящие в эти понятия. Они объясняет, что ВИЧ и СПИД разные понятия, т.к. ВИЧ означает вирус, возбудитель болезни, а СПИД - это название болезни. Возбудителем болезни является ретро-вирус, который называется ВИЧ -вирус иммунодефицита человека. Вирус проникает в кровь, поражает лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем сама болезнь называется СПИД -синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ - вирус, ее вызывающий.(слайд10,11,12) Составить синквейн на слово СПИД Как можно заразиться ВИЧ? (учащиеся друг другу задают вопросы) Для контроля усвоения материала проведено анкетирование: Учитель. Сейчас с помощью теста каждый из вас сможет проверить, насколько глубоки познания о способах передачи ВИЧ/СПИД – инфекций Тест «Что Вы знаете о СПИДе?»(слайд 13)ВИЧ/СПИД в цифрах(слайд14,15) Сообщение учащихся: Наркотик–как дьявол, человек делается его рабом. Наркомания страшна сама по себе. Наркотик – это капкан, неведомо кем поставленный на человеческом пути. Человек сует туда голову. Капкан захлопывается .(слайд 16,17,18,19,20,21) Вопрос: Как вы понимаете термин «зависимость»? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Ответ учащихся: Состояние потребности в чем-то, способ забыться, уход от реальности, сильное стремление к чему-либо, невозможность жить без чего-либо. Учитель: Зависимость может стать единственным смыслом жизни для человека, желающего спрятаться от реальности. Вопрос: А зачем человеку нужно прятаться от реальности?У человека что-то не получается, с чем-то не справляется, ему скучно, хочется острых ощущений, в его жизни мало радости, он не умеет справляться с проблемами. Вопрос: С какой целью люди принимают наркотики или алкоголь, что они в этом находят, о каких состояниях мечтают? Радость, спокойствие, постижение неизведанного, общительность, уверенность, состояние «кайфа», активность, уменьшение боли, счастье Иногда бывает так, что из-за трудных жизненных событий или из-за долгого плохого настроения у человека нет сил и желания заниматься чем-то интересным. Что делать в этом случае? Посоветоваться с близкими людьми, поразмышлять о проблемах и постараться их решить, попросить помощи у друзей, обратиться к психологу. Одна из ловушек СПИДа – этот инкубационный период. Сначала, когда человек узнает, что заражен, он впадает в отчаяние. Все, погиб. Но СПИД не торопится прибрать свою жертву. Инкубационный период растягивается. Человек видит, что ничего особенного не происходит, и чувствует он себя вроде неплохо. СПИД то ли будет, то ли нет – 30% вероятности заболеть в течение5 лет. И страх проходит. Глядя на этого человек, и окружающие друзья, знакомые – расслабляются, отгоняют испуг. Впадают в благодушие. И никто ничего не хочет изменить в своих привычках. Ну как же! С какой стати! И вирус вы можете подарить другим, сохраняя прежние привычки… Но в сущности потому, что мы живем в обществе, где циркулирует болезнетворный вирус. С каждым днем опасность будет все возрастать. И все – таки группы риска остаются. И остается личная ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Вирусу СПИДа безразлично, где селиться,- в старом ли, в молодом ли организме. Со старым он справится, конечно скорее, но и молодой против него не устоит. Обращение к молодым: Быть осторожным с теми, кто уже пребывает в этой группе и не собирается покидать ее опасные пределы. Освоив правила нормального человеческого поведения, вы обезопасите себя от многих других «вирусов» которые есть или которые могут появиться. Учитель. Люди очень боятся этого заболевания и поэтому устраивают настоящую травлю больных людей. Так как же мы должны относиться к больным СПИДом? Ученик. Необходимо в людях воспитывать терпимое и внимательное отношение друг к другу, проявлять милосердие и сострадание. Учитель. Почему люди проявляют дискриминацию по отношению к ВИЧ – инфицированным? Ученики:- боятся заразиться, не обладают достаточной информацией; потому что так к ним относятся все мои знакомые; потому что они заслужили такое отношение своим аморальным поведением или употреблением наркотиков. Может ли человек не знать, что у него ВИЧ? Да, человек может не подозревать, что у него в крови есть ВИЧ. Такое случается достаточно часто: специалисты говорят, что значительная часть людей, живущих с ВИЧ, не знает об этом Могут ли у ВИЧ-положительных родителей быть здоровые дети? Да, у ВИЧ-положительных родителей могут быть здоровые дети. Анти – СПИД (слайд22,23,24,25,26) Необычные факты (слайд 27,28,29) Демонстрация слайд – шоу. Презентация учащихся и защита. «Никогда не говори «никогда», если речь идёт о СПИДе/ВИЧ» Тренинговое упражнение «Ценности» Цель тренинга: Формировать ответственное отношение учащихся к собственному здоровью и здоровью своих близких. Правила: Участникам раздаю по 6 листочков, и предлагается на каждом из них написать, то, что для них наиболее ценно в этой жизни ,самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Учитель. Представьте себе, что случилось что – то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Возьмите, сомните и отложите бумажку и осознайте, как вы теперь будете без этого жить Учитель. Вам можно выбрать одну из смятых бумажек. Возьмите, разверните бумажку и осознайте, то какую ценность она для вас представляет. Учитель. Скажите, пожалуйста, трудно ли вам было делать такой выбор? Учащиеся.- да, очень непросто- да, очень трудно, особенно когда оставались последние 2 – 3 бумажки, и приходилось выбирать из самых родных и близких тебе людей - да, данное упражнение вызывает глубокие переживания, и действительно в этот момент осознаешь. Учащиеся. - да, это упражнение заставляет, более ответственно и вдумчиво относится к выбору своих ценностей в жизни. Вывод:Данное упражнение проводится с той целью, чтобы дать вам возможность почувствовать то, насколько тяжело потерять близкого человека.(Вопросы на слайде 31,32,33,34) Заключительное слово учителя. Живите так, чтобы нам ничего в жизни не пришлось терять. Ведь самое дорогое, что есть у человека – это жизнь. Использованная литература: 1. Олег Мороз »Группа риска», Просвещение Москва,1990г 2. Азбука СПИДа издательство»Мир»,1991г 3. Республиканский научно- методический журнал «Библиотека в школе» №1,2009, «Директор школы» О ВИЧ инфекции, №4 2007г 5.газета «Экологический вестник», статья «Твой взгляд на жизнь»5 6.Информационная статья »Болезнь века» в газете «Вечерний Степногорск» №15,16.апрель 2012г 7. Республиканский педагогический журнал «Внеклассная работа в школе» №4,2007,№9 2008 газета «Педагогический вестник» «Они выбирают жизнь!» 8. Руководство по профилактике ВИЧ/СПИДа, Алматы,2007. 9.газета «Биология»,№6,2006 Что необходимо знать о СПИДе, стр 12-13 10.газета «Казахстанская правда» ВИЧ/СПИД,2013г, 11.журнал «Биология в школе»№2,2002г, №4 2004 «Даже и не пробуй» Презентация темы «СПИД — чума ХХ века». — URL: http://festival.1september.ru/articles/310411 Презентация к классному часу «СПИД - узнай больше» — URL: http://www.uchportal.ru/load/90-1-0-6550 Степногорск қаласының білім бөлімі Отдел образования города Степногорска Сынып сағатының тақырыбы «ЖИТС – ғасыр дерті» Классный час на тему: «СПИД – болезнь века» ( 8 -11класс) Автор учитель биологии: Р. Салипова Заводской кентінің орта мектебі Средняя школа пос.Заводской | |
Просмотров: 1166 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|