Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья

Здоровьесберегающая среда воспитательного процесса в условиях детского дома
ВКО г.Семей
КГУ «Детский дом №8 семейного типа» УО
Бозов Есимбек Мухамедьярович

Здоровьесберегающая среда воспитательного процесса в условиях детского дома
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников является одной из важнейших задач в секции борьбы самбо и дзюдо.
Поставлены основные задачи: обучить занимающихся детей способам сохранения и укрепления своего здоровья, обучить технике и тактике борьбы.
Секция борьбы самбо и дзюдо работает в первой и во второй половине дня, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции оздоровительного процесса. Продолжительность урока – 90 мин.
В детском доме имеются три спортивных зала: игровой спортивный зал, имеющий теннисные столы и бильярдный стол, малый спортивный зал с ковром и «Татами» для секций по дзюдо и самбо. Тренажерный зал, оснащенный современными тренажерами, такими, как «гребля», тренажерами для пресса «Body Gym», тренажеры для сгибателей-разгибателей, штанги с обрезиненными кольцами, наборами гантель и т.д.
На территории детского дома имеются гимнастические снаряды (перекладина, брусья, шведская лестница, рукоходы и т.д), спортивная, футбольная, баскетбольная и волейбольная площадки.
Работает ряд медицинских кабинетов.
Детский дом имеет автобус, который постоянно вывозит воспитанников на различные мероприятия, такие как посещение бассейна, соревнования по различным видам спорта, экскурсии и т.д.

Тренировочный процесс по борьбе носит положительный эмоциональный характер, в результате дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только в дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии воспитанника в целом.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию. Ежедневно проводятся влажная уборка помещений чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния на высоком уровне.
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под контролем находится освещенность в борцовском зале.
В детском доме создаются хорошие условия для здорового развития детей:
1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, физкультминутки, учебная нагрузка).
2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, и организация учебно-воспитательного процесса).
3. Формируется здоровый образ жизни.
Для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста воспитанники изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

- «Спорт и здоровый образ жизни»;
- «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;
- «Профилактика болезней»;
- «Природная среда как фактор здоровья населения»;
- «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;
- «Проблемы выживания в современном мире»;
- «Здоровье и культура общения»;
- «Труд, здоровье, долголетие»;

Во время тренировочного процесса глубоко и всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение.
Занятия в секции по борьбе самбо и дзюдо повышает интеллектуальный уровень, развивает индивидуальные способности, укрепляет физическое состояние воспитанников.
Большой вклад в постановку состояния здоровья воспитанников большую роль играет четырёхразовое питание.
Здоровье воспитанника является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества.
Использование в практике работы борьбы самбо и дзюдо способствует развитию у воспитанников коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных способностей.

Занятия борьбой дзюдо и самбо оказывают существенное воспитательное, образовательное и развивающее влияние. В то же время спортивная деятельность нередко негативно влияет на различные стороны жизнедеятельности спортсменов. В отличие от занятий физической культурой, в которых нет преобладающей целевой установки на соревновательный результат, спортивная подготовка зачастую характеризуется деятельностью, связанной с чрезмерными нагрузками, ранней спортивной специализацией, нечестным поведением соперников, что оказывает отрицательное воздействие на здоровье занимающихся. Осознавая, важность данной проблемы в научный обиход было введено такое понятие, как «Здоровьесберегающие технологии». Во многих видах спорта стали проводиться научные изыскания, посвященные разработке данных технологий. Подобные исследования ведутся и в борьбе самбо и дзюдо. В частности, в дзюдо с позиций здоровьесбережения были пересмотрены некоторые положения правил проведения соревнований. Из разрешенных технических действий исключили ряд травмоопасных бросков, удушающих, болевых, захватов, блоков, положений. В соревнованиях юных дзюдоистов (до 14 лет) введен ряд ограничений: запрещены все удушающие и болевые приемы; броски с захватом ног (за две ноги, боковой переворот, «мельница» и пр.) и с колен (через спину, «мельница»). Для спортсменов до 12 лет запрещается также выполнять броски с предварительным падением на спину или на бок (через голову с упором стопой в живот, подсад голенью), через грудь прогибом или вращением, передние, боковые, задние подножки на пятке, садясь. Наметились положительные сдвиги и в методике подготовки спортивного резерва: так, в ряде учебных программ по самбо и дзюдо используются идеи здоровьесбережения.
Несмотря на некоторые положительные эффекты от описанных выше технологий здоровьесбережения, применяемых сегодня в дзюдо, многое в этом направлении остается еще не определенным. Анализ ряда публикаций, посвященных медицинским аспектам в спорте, показал отсутствие современных данных о влиянии занятий дзюдо и самбо на здоровье позвоночника. В то же время полученные в результате спортивной деятельности травмы позвоночника могут ускорить завершение спортивной карьеры, снизить планку максимального спортивного результата, а в наиболее тяжелых случаях – сделать человека инвалидом.
Наиболее распространенными патологиями позвоночника, к которым могут привести занятия спортом, считаются смещение межпозвонкового сустава, грыжи межпозвоночных дисков. Наиболее частыми причинами возникновения межпозвоночных грыж, как правило, является чрезмерная нагрузка на позвоночник: удар, падения, подъем тяжестей, наклоны, повороты. Отсюда можно заключить, что практически вся тренировочная и соревновательная деятельность борца осуществляется в зоне риска по отношению к здоровью позвоночника. Так, при наклоне вперед нагрузка на межпозвонковый диск в поясничном отделе возрастает в 20-30 раз, исходя из этого, при выполнении броска соперника весом в шестьдесят килограмм через спину нагрузка на поясничный отдел атакующего достигает около двух тонн. Можно представить, какие перегрузки испытывает позвоночник борцов за тренировку.
На появление травм позвоночника у борцов влияют множество факторов как постоянно действующих, так и случайно, среди которых неправильная методика обучения, несоблюдение мер безопасности, неисправный инвентарь и оборудование, «неджентльменские» действия соперников, общее недомогание спортсмена и прочее. О данных причинах и действиях по их устранению повествуется во многих научно-методических публикациях. В то же время сегодня практически нет данных о взаимосвязи здоровьесбережения занимающихся и негативного воздействия на позвоночник некоторых бросков.
Чем шире в техническом действии представлены подъем соперника, наклон, прогиб или поворот, тем большую опасность для позвоночника они несут.
1. Техническая подготовка (особенно юных спортсменов) должна строиться с учетом травмоопасных бросков для позвоночника. Сначала целесообразно обучать воспитанников броскам, относящихся к 1-й группе травматизма, затем – ко 2-й, впоследствии – к 3-й группе с максимальной степенью риска травмы позвоночника.
2. Представляется разумным предварять обучение броскам как минимум месячным мезоциклом, основу которого должны составлять упражнения, направленные на развитие мышц спины и живота (мышечного корсета), а также стрейчинг для позвоночника. Кроме того, в целях профилактики травм позвоночника комплекс из указанных упражнений необходимо использовать на протяжении всей спортивной карьеры, включая их в разминку, заключительную часть тренировки, специализированные (отдельные) и самостоятельные занятия.
3. Необходимо периодически осуществлять диагностику позвоночного столба борцов, используя современные технологии (томография). Полученная в результате данных исследования информация позволит своевременно вносить коррективы в спортивную подготовку.
Для профилактики и лечения позвоночника воспитанники в течение года посещали плавательный бассейн, под наблюдением медицинских работников. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, прогулки проводятся ежедневно. В конце недели, чтобы воспитанники, которые тренируются в секции борьбы самбо и дзюдо могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку посещают кинотеатр, что немаловажную роль играет в оздоровлении тренирующихся.

Трудно переоценить роль физической культуры и спорта в физическом и нравственном воспитании человека. Спортивно-оздоровительное направление является одним из приоритетных в работе детского дома. На сегодняшний день в детском доме работает такие спортивные секций: футбол, настольный теннис, тогыз кумалак, шашки-шахматы, гиревой спорт, тренажёрный зал и секция борьбы самбо и дзюдо.
Первоочерёдной задачей является предоставление воспитаннику возможности полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта. Важным моментом является то, что воспитаннику любого возраста предоставлен богатый выбор вида спорта, которым он хотел бы заниматься, и созданы хорошие материально-технические условия для таких занятий.
Мною ведётся большая практическая и теоретическая работа по привлечению как можно большего числа воспитанников к занятиям в секции борьбы самбо и дзюдо. Борцы, каждую неделю посещают плавательный бассейн СГУ Шакарима и кинотеатр «Алем».
Воспитанники, отстающие в физическом развитии, имеющие на уроках физической культуры плохие оценки, занимаясь во внеурочное время в секции борьбы самбо и дзюдо, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально. Становятся увереннее в своих силах, что в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости.
Немаловажным фактором занятий секции борьбы самбо и дзюдо является престижность, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях.
Проведена огромная работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся всех возрастов, которая уже приносит свои плоды. И в этом залог того, что мы сумеем вырастить здоровых и физически, и нравственно детей.

Таким образом, выстраивается следующая цепочка в спортивно-оздоровительной работе: привлечь воспитанника к занятиям спортом - увлечь его этими занятиями - сделать такие занятия необходимыми для воспитанника - сформировать у занимающихся тягу к самостоятельным занятиям на всю жизнь.
Каждый воспитанник – сознательный член спортивной секции;
Воспитатели заинтересованы в таких занятиях: кто-то с точки зрения укрепления здоровья ребёнка, кто-то с точки зрения достижения спортивных успехов воспитанника, но оба этих стремления лежат в русле спокойствия воспитателя за способ проведения досуга воспитанника и за его судьбу в это время;
Детский дом получает здоровых воспитанников с хорошей успеваемостью по физической культуре и сильной мотивацией заниматься именно в этой секции и именно у этого тренера.
Нынешние воспитанники в наших секциях, легко справляются со школьной программой по физкультуре, во многом опережая её.

В стенах большинства образовательных учреждений люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному - быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста воспитанникам необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе.
Коридоры детского дома предназначены для отдыха детей. Их украшают картины, фотографии, аквариумы, цветы, что создает положительный психоэмоциональный фон у воспитанников и сотрудников детского дома.
Категория: Университет здоровья | Добавил: Yessimbek (2016-11-04) | Автор: Бозов Есимбек Мухамедьярович E
Просмотров: 873 | Теги: спорт, Детский дом, воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru