В результате анкетирования, в котором принимали участие 3164 школьника, выяснилось, что нынешнее подрастающее поколение страдает частыми головными болями – 43% опрошенных, головокружениями – 30%, болями в животе – 22%, а вообще большинство детей жалуется на слабость. При анализе распорядка дня выяснилось, что школьники просиживают возле телевизора больше двух часов в день. Делают зарядку только 26%, занимаются спортом – 43%. Считают, что полноценно питаются 84% школьников. Затрачивают на приготовление домашнего задания более двух часов 43% детей, меньше 2 часов – 56%. Посещают дополнительные занятия в школе 32%, в основном по математике, 36% детей посещают различные кружки, курсы, занимаются изучением иностранного языка. 43% детей хотели бы изменить свой режим дня, 44% хотели бы заниматься по пятидневной системе. 32% говорят о необходимости заниматься спортом, 15% детей не устраивают занятия во вторую смену. Теоретический материал о возрастных особенностях школьников. Школьный возраст делится на три основных периода: младший, средний и старший. К младшему относятся дети в возрасте от 7 до 11 лет, к среднему – от 12 до 14 лет, к старшему – от 15 до 18 лет. Для каждого периода характерны свои анатомо-физиологические особенности строения, развития и функциональных возможностей организма. У детей младшего школьного возраста отмечается преобладание процессов возбуж-дения над процессами торможения, нервные клетки головного мозга ребенка быстро утомляются. Поэтому очень важно соблюдать гигиенические принципы правильного ре-жима учёбы и отдыха школьника. Средний школьный возраст называют переломным, «критическим», т.к. именно в эти годы формируется характер человека. В этот период происходят изменения в органах и системах, связанные с половым созреванием. У детей в этом возрасте отмечается интенсивный рост и увеличение размеров тела. Значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. В этом возрасте центральная нервная система достигает значи-тельного функционального развития. Для растущего организма школьника нормирование нагрузки особенно важно, т.к. систематическое переутомление является причиной отставания в физическом развитии и может привести к развитию заболеваний. Для того чтобы работа, выполняемая на протяжении дня, нужно правильно чередовать умственный и физический труд. Для учащихся, занимающихся в первую половину дня, можно рекомендовать примерно следующий режим дня: Подъём в 6.30 утра Полчаса следует отвести на утреннюю гимнастику, уборку постели, умыва-ние, одевание 20 – 30 минут на завтрак 20 – 30 минут на дорогу в школу с 8.00 до 14.00 занятия в школе полчаса на дорогу домой обед с 14.30 до 15.00 с 15.00 до 17.00 прогулка на свежем воздухе на приготовление уроков – 2 – 2,5 часа на ужин и свободные занятия от 19 до 21 часа затем подготовка ко сну на сон – 9 – 10 часов воскресные дни нужно использовать для отдыха, соблюдая режим питания и сна. В общем-то, это прописные истины. Учащиеся должны успевать выполнять школь-ные задания, вовремя отдыхать, правильно питаться, достаточное время спать. Если все режимные моменты выполнять ежедневно в одно и то же время, то организм привыкает к этому, в работе нервной системы устанавливается определённый порядок, улучшающий работоспособность и способствующий нормальному формированию организма ребёнка. Родители должны контролировать режим дня своих детей. Было бы очень разумно, если бы и другие члены семьи придерживались определённого распорядка. Помните, что при соблюдении режима, правильном питании, занятиях физкультурой и спортом многие проблемы со здоровьем исчезнут. Режим дня для учащихся 2 смены: 7.00 – подъём Полчаса следует отвести на утреннюю гимнастику, уборку постели, умывание, одевание 20 – 30 минут на завтрак с 8.00 до 10 – 10.30 подготовка домашнего задания 10.30 – 11.00 – второй завтрак с 11.00 до 13.00 прогулка на свежем воздухе полчаса на обед 20 – 30 минут на дорогу в школу 14.00 – 19.00 - занятия в школе полчаса на дорогу домой 19.30 – 20.30 – ужин и свободные занятия подготовка ко сну на сон – 9 – 10 часов.
|