Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья

Уроки физкультуры - это очсень серьезно
Л. Н. Князева,
учитель физического воспитания УМЦ « Ак жол» г. Алматы

Физическая культура – один из самых сложных предметов с точки зрения методики преподавания, потому что двигательная активность человека тесно связана с взаимодействием людей с различными темпераментами и физическими данными. Учителю физической культуры необходимо владеть знаниями из области психологии, физиологии, медицины, а так же биохимии, физики и математики.
Педагогическая эффективность воспитания и обучения находятся в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков; периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.
Однако постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ делают учебный труд все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности детей – гиподинамии, а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, увеличивает утомление и затрудняет учебу.
Итак, во-первых, не слишком здоровый, малоподвижный образ жизни, во-вторых, состояние окружающей среды серьезно влияют на здоровье людей. Но есть и еще одна причина, которая дает однозначный ответ на вопрос, почему в большом городе уровень здоровья куда ниже, чем в небольшом провинциальном городке. Причина эта кроется не только в экологии, но и в невероятном напряжении, в постоянном стрессе, который испытывают столичные жители. Многие их болезни происходят от повышенного психоэмоционального напряжения, стресса. И даже самая современная медицина не всегда может помочь в этом случае.
Конечно, не надо думать, что стресс – это абсолютное зло, и его необходимо искоренять подобно страшному вирусному заболеванию. Ганс Селье, лауреат Нобелевской премии, первым исследовавший природу стресса, сказал: «Стресс – это жизнь». Собственно говоря, стресс – это всего лишь реакция организма на изменения внешней среды, реакция, которая помогает нам приспособиться, выжить в изменяющемся мире. Физиологи доказали, что небольшой, несильный и недолгий стресс даже полезен мозгу и в целом организму. А вот если говорить о негативных последствиях стресса, то они обычно проявляются в ощущении усталости, раздражении, снижении внимания, ухудшении памяти и работоспособности, в повышенной восприимчивости к болезням. Физиологи утверждают, что стресс вызывает в коре головного мозга стойкий очаг возбуждения, причем его интенсивность настолько велика, что он подчиняет себе всю деятельность организма человека. Под действием этой сложной цепочки физиологических процессов надпочечники усиливают образование адреналина и других активных веществ, которые заставляют чаще биться сердце, повышают АД, учащают дыхание и изменяют состав крови. Это ведет к возникновению агрессии, что в свою очередь может повлечь за собой и серьёзные травмы, и исковерканные жизни.
Большинство взрослых прекрасно осознают, что им и их детям необходим здоровый образ жизни, они понимают и то, что больному человеку добиться успехов в жизни тяжелее, чем здоровому, что успех, счастливая семья, интересная и наполненная жизнь невозможны без здоровья.
Тем не менее, часто от учителей и родителей можно услышать, что физическая культура не важный предмет, его можно убрать, сократить, пропустить. Поэтому и большинство детей воспринимают физкультуру, как время, отведенное для отдыха и выброса накопившейся энергии.
Между тем, такое заболевание как остеохондроз, которое раньше считалось заболеванием пожилых людей, молодеет с каждым днем и добралось уже до школьников. Появляется все больше и больше людей, страдающих широким кругом заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Следует вспомнить, что все эти заболевания в восточной медицине успешно лечат с помощью обучения правильному дыханию во время определенных физических упражнений. Однако обучение навыку правильного дыхания – лишь первый шаг на пути к здоровью. Оздоровительная задача, которую осваивают ребята на уроках физкультуры, – это целый комплекс правильных навыков дыхания, осанки, движения.
Возможности тренировки мышц с использованием современных технологий практически беспредельны. Это не только создание прекрасной осанки, но и избавление от плоскостопия, дефектов походки и движения.
Нет нужды говорить, для чего человеку нужна хорошая осанка, особенно школьнику или человеку, который подолгу сидит за столом или за компьютером. Однако не все знают, что нарушение осанки – это не «косметический дефект» фигуры, а коварное ортопедическое нарушение. Чаще всего оно приводит к длительному спазму позвоночной мускулатуры в шейном или поясничном отделе позвоночника. Особенность же грудного отдела позвоночника состоит в том, что из его сегментов получают нервное обеспечение практически все органы грудной и брюшной полости: сердце, легкие, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, желудок и кишечник. Именно поэтому так важно не допустить нарушения осанки в детском возрасте, которое в будущем может привести к различным заболеваниям внутренних органов.
Уроки физкультуры, основанные на знании биологии, физиологии и основ биомеханики тела, помогут обрести навык правильной осанки, который не только сохранится на всю жизнь, но и убережет от многих заболеваний. Ведь правильная осанка – это прежде всего профилактика сколиоза и других изъянов позвоночника, профилактика заболеваний кровообращения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Каково же будет физическое воспитание в свете перехода к 12-летнему образованию? Цель концепции 12-летнего образования ориентирована на формирование высокоорганизованной, творческой личности, готовой к самореализации в любом обществе. Такой человек никогда не позволяет себе быть усталым, поскольку знает, когда надо дать себе отдых, а когда сконцентрироваться и использовать все свои силы. Он не распыляет себя попусту. Он умеет быстро расслаблять мышцы, а когда надо – использовать их на все сто процентов. А это значит, что он все успевает. Он отлично учится, прекрасно работает, умеет отдыхать, ему всегда сопутствует успех.
У него осанка спортсмена. Он не косолапит, не знает, что такое плоскостопие, неправильная осанка. Школьник собран и подтянут, взрослый выглядит моложе своих лет. На таких людей приятно смотреть, таким завидуют. Почему? Да ведь он обладает навыком правильной осанки! Такой человек всегда бодр, свеж. Глаза у него ясные.
Он может долго работать, читать, писать, у него никогда не заболит голова. Он умеет снять психоэмоциональное напряжение и напряжение глазодвигательных мышц.
Человека, владеющего способами использования физических упражнений, навыками самостоятельных занятий физической культурой, обходят болезни, его не берут простуды, кашель и насморк. Он преодолевает все трудности и достигает во всем успеха. Он вызывает интерес у окружающих. Такого человека внимательно слушают, уважают и ставят в пример. На такого человека можно положиться, ему верят и доверяют. Такого человека любят друзья и близкие, уважают знакомые, ценят в школе и на работе. Это счастливый гармоничный человек.
Именно этим навыкам необходимо обучать школьников на уроках физкультуры и закреплять их на всю жизнь!
Разминка в стиле «степ»
Каждый учитель знает, что разминка на уроке необходима. Но, как правило, характер упражнений однообразный, и дети начинают выполнять упражнения автоматически, не всегда уделяя должное внимание качеству исполнения. У них пропадает интерес, и они стремятся побыстрее перейти к основной нагрузке.
Уроки в первой и четвертой четверти направлены на развитие выносливости. Для них необходима разминка с преобладанием нагрузки на нижние конечности, при этом мы не должны забывать и о главной задаче: формировании правильной осанки. В этом мне помогает разминка в стиле «степ». Она отражает все принципы комплекса ОРУ, разогревает организм и экономит время вводно-подготовительной части урока. После такого комплекса пульс имеет оптимальные параметры для перехода к основной части урока.
На своих уроках я предлагаю разминку в стиле «степ» ученикам с 5 по 11 класс.
Комплекс для 7–11 классов
• Ходьба на месте с поочередными движениями рук в стороны, вперед, вверх, вниз (положение рук в старших параллелях усложняется. Например: правая вперед – левая в сторону или правая вверх – левая вперед и т.д.)
• И.п. – ходьба на месте.
Сч. 1 – левой ногой шаг вперед, голова прямо.
Сч.2 – правую приставить к левой, наклон головы вперед.
Сч. 3 – шаг левой ногой назад, наклон головы вперед.
Сч. 4 – правую приставить к левой, поднять голову прямо, (можно использовать повороты головы в стороны).
• И.п. – ходьба на месте.
Сч. 1 – приставной шаг левой ногой в сторону, голова прямо.
Сч.2 – наклон головы влево.
Сч. 3 – приставной шаг вправо правой ногой, голова прямо.
Сч. 4 – наклон головы вправо.
• И.п. – ходьба на месте.
Сч. 1 – шаг левой ногой в полуприсед, левую руку поставить перед грудью.
Сч.2 – приставить правую ногу к левой в полуприсед, правую руку поставить перед грудью на левую.
Сч. 3 – шаг назад левой ногой, левая рука вниз.
Сч. 4 – приставить правую, ноги прямые, руки внизу (о.с).
• И.п. – ходьба на месте, руки в «замок» перед грудью.
Сч. 1 – шаг влево, полуприсед ноги врозь, руки вытянуть вперед.
Сч.2 – вернуться в основную стойку, руки в «замке» перед грудью.
Сч. 3 – шаг вправо, полуприсед ноги врозь, руки вытянуть вперед.
Сч. 4 – приставить правую ногу, руки в «замке» перед грудью.
• И.п. – ходьба на месте с высоким подниманием бедра, руки перед грудью, кисти собраны в кулаки. На каждый шаг повороты туловища в стороны. Колено касается локтя, правая нога – левая рука.
• И.п. – перед возвышением (15-30) - ходьба на месте, руки на поясе.
Сч. 1 – ставим левую ногу на возвышение, наклон вперед (если не имеется возвышения, то движение ногой имитируем).
Сч.2 – вернуться в о.с, руки на поясе.
Сч. 3 – ставим правую ногу на возвышение, наклон вперед.
Сч. 4 – вернуться в о.с, руки на поясе.
• И.п. – ходьба на месте, руки на поясе.
Сч. 1 – отводим левую ногу назад в выпад, наклон назад.
Сч.2 – вернуться в о.с, руки на поясе.
Сч. 3 – отводим правую ногу назад в выпад, наклон назад.
Сч. 4 – вернуться в о.с, руки на поясе.
• Прыжки – и.п., о.с, руки на поясе.
Сч. 1 – прыжок вверх – приземление – левая впереди, правая сзади.
Сч.2 – прыжок вверх, поменять ноги.
• Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
Три шага вперед - вдох. Три шага назад - выдох.
• Измерение пульса.
Примерный комплекс для 5-6 классов.
• Ходьба на месте с движениями рук в стороны, вперед, вверх.
• И.п. – ходьба на месте.
Сч. 1 – левой ногой шаг вперед, наклон головы в левую сторону.
Сч.2 – правую приставить к левой, голова прямо.
Сч. 3 – шаг левой ногой назад, наклон головы в правую сторону.
Сч. 4 – правую приставить к левой, поднять голову прямо.
• И.п. – ходьба на месте.
Движения рук имитируют работу ножниц, поднимаясь, то вверх, то вниз.
• И.п. – ходьба на месте, руки в «замок» перед грудью. На каждый шаг руки, не разрывая замка, выполняют волновые движения.
• И.п. – ходьба на месте с высоким подниманием бедра, руки перед грудью. На каждый шаг – повороты туловища в стороны. Шаг правой – поворот влево.
• И.п. – ходьба на месте, руки на поясе.
Сч. 1 – ставим левую ногу в сторону.
Сч.2 – поставить правую ногу в сторону.
Сч. 3 – наклон вперед, коснуться руками пола.
Сч. 4 – выпрямиться, руки на пояс.
Сч. 5 – левую ногу в и.п.
Сч. 6 – правую ногу в и.п.
• И.п. - ходьба на месте, руки на поясе.
Сч. 1 – отводим левую ногу назад в полуприсед, наклон назад.
Сч.2 – вернуться в и.п., руки на поясе.
Сч. 3 – отводим правую ногу назад в полуприсед, наклон назад.
Сч. 4 – вернуться в и.п., руки на поясе.
• И.п. – ходьба на месте, руки согнуты назад.
Сч. 1 – отводим левую ногу в сторону, наклон в правую сторону, руки вверх.
Сч.2,3 – два хлопка над головой.
Сч. 4 – вернуться в и.п., руки на поясе.
Сч. 5-8 – то же в другую сторону.
• Прыжки - и.п., о.с, руки на поясе.
Сч. 1 – прыжок с продвижением вперед.
Сч.2 – прыжок с продвижением назад (если есть возвышение 10-15см, то запрыгивание и спрыгивание).
• Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
• Измерение пульса.
Каждое упражнение повторяется по четыре раза. Во время показа следующего упражнения дети выполняют ходьбу на месте. Этот комплекс рекомендуется давать на уроках гимнастики, баскетбола, волейбола, футбола, прыжков и метания в легкой атлетике. На уроках кроссовой подготовки и беговых видов легкой атлетики нагрузка с данным видом разминки будет высокой, поэтому её применять не рекомендуется.
Если увеличить количество повторений до 6-8 раз, то желающим снизить вес можно использовать этот комплекс для самостоятельных занятий дома.
Темп выполнения можно устанавливать счетом, а можно подобрать музыкальное сопровождение по желанию учителя. Темп предлагаемого комплекса регулируется контролем пульса учащихся.

Категория: Университет здоровья | Добавил: collegy (2007-09-12)
Просмотров: 1577 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru