Современные технологии воспитания в реализации формирования личности.
Одним из наиболее существенных качеств в современном динамично меняющемся обществе является способность повышать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания.
В моей методической работе по теме: «Эффективность использования разнообразных форм работы и новейших технологий с воспитанниками по формированию здорового образа жизни в процессе их личностного развития, в понимании своей индивидуальности» я использую комплексный подход к воспитательной работе по здоровому образу жизни, как того требует современные стандарты Республиканского и Городского центров здоровья Республики Казахстан.
Здоровье – это не только занятие спортом, рациональное питание, режим дня, здоровье - это богатство внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода личности, хороший эстетический вкус, высокий нравственный потенциал, пластичность межличностного, межнационального и социального общения, умение конструктивного познания своего «я» и определённые навыки самообразования – эти качество жизненно необходимы воспитаннику детского дома.
Целевые ориентации пропаганды ЗОЖ:
Образовательные:
- Вооружить воспитанников эколого-нравственным мировоззрением, основной приоритет которого ЗОЖ – в быту, в труде, на отдыхе на занятиях в школе, при самоподготовке уроков.
- Создать систему непрерывного самообразования в области физического воспитания личности и пропаганды ЗОЖ на всех возрастных этапах развития личности.
- Научить воспитанников основам профилактики заболеваний, чтобы обеспечить развитие без интеллектуальных, эмоциональных и физических потерь здоровья.
Воспитательные:
- Готовить детей к здоровой жизни, труду, защите Родины
- Учить любить себя и окружающей мир
- Укреплять здоровье, закаливать организм
- Следить за состоянием здоровья
- относиться к ЗОЖ как форме проявления казахстанского патриотизма.
Развивающие:
- Формировать стабильный интерес к самопознанию и личностному самосовершенствованию
- Формировать устойчивую потребность быть здоровыми, культивировать потребность в спортивных и умственных занятиях, духовных контактах со старшим поколениям, восприятию народных традиций по ЗОЖ.
Использую и пропагандирую здоровый образ жизни по 6 аспектам:
1) Физический аспект;
2) Эмоциональный аспект;
3) Духовно-нравственный аспект;
4) Интеллектуальный аспект;
5) Социальный аспект;
6) Личностный аспект.
Основные принципы пропаганды ЗОЖ:
- Принцип неукоснительного Соблюдения Режима (санитарно-гигиенического)
- Принцип Профилактики здоровья детей
- Принцип Природосообразности:
-учет и использование физиологических возможностей организма ребёнка в соответствии с возрастным развитием;
- дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку.
- Принцип Саморегуляции:
- «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные». (Н.Амосов)
Наш коллектив детского дома живёт полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющие детские жизненные потребности, успешно разрешающей воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития.
А.С. Макаренко писал: «Достойной нашей эпохи и … задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время даёт возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность?!»
По реализации комплексного подхода в пропаганде ЗОЖ в группе – семье – это необходимость создания эмоционального настроя группы, раскрепощения, взаимного уважения. Выработка законов поведения участников во время мероприятий, больше индивидуальной работы в малых группах, дискуссий, форм общегрупповой работы, мозгового штурма, ролевых игр. Чёткое построение мероприятия, создание рабочего пространства. Постоянный контроль за ситуаций. Поощрение и похвала как можно чаще.
Воспитанники лучше всего меняются, играя, поэтому стараюсь превратить каждое мероприятия с воспитанником в ролевую или деловую игру. Деловая игра должна «подходить» по уровню развития воспитанника и помогать ему продвинуться вперёд. Деловая игра должна быть достаточно интересной, но лёгкой для понимания и умственных способностей воспитанника. Деловая, ролевая игра всегда содержит элемент новизны и неожиданности. И необходимо разнообразить воспитательные мероприятия, чтобы каждое было интересным. Необходимо научить воспитанников самостоятельности в подготовке мероприятий.
Первый «командный» Социальный процесс – это выробатка правил работы и поведения в команде. Стараюсь вытянуть хотя бы по одному предложению из каждого воспитанника. Ничто не сплачивает команду так, как совместный разговор и планирование общей деятельности.
С помощью всей группы-семьи обязательно определяем правила совместного поведения, которые касаются всех, и общие проблемы, решение которых будет важно для всех. В процессе принятия совместных решений заинтересованность воспитанников в мероприятии и отношение к ним под влиянием взаимного общения будет качественно меняться, и группа-семья постепенно все больше станет походить на команду партнёров. Воспитатель должен быть максимально нейтрален и максимально доброжелателен. Но при этом нельзя делать вид, что мы не замечаем тех, кто нам и другим воспитанникам мешает и постоянно всё нарушает. Не смущаюсь просить помощи у воспитанников! Помощь воспитанников воспитателю-педагогу сплачивает детей и помогает осознать свою социальную коллективную значимость в подготовке любых мероприятий.
Радуюсь при малейшим командном успехе группы – семьи, хвалю воспитанников, ведь это наш успех! Очень сплачивает группу-семью, превращая её в команду, самостоятельная подготовка к какому-нибудь неформальному мероприятию и импровизации (в основном эти мероприятия проводятся в летнем оздоровительном лагере «Орбита».)
Детей всегда сплачивают праздники. Радость вообще крепко объединяет, как цемент
А.С.Макаренко говорил: «Человек не может жить на свете, - если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».
При коллективной пропаганде здорового образа жизни развитие воспитанника идет, как правило, сразу во многих направлениях. Поэтому необходимо грамотно выбирать те мероприятия, которые лучше помогут освоить то, что он уже умеет, а затем переходить к следующему этапу.
По определению Всемирной организации здравоохранения – «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». И система нашей работы даёт возможность создать условия для духовного, интеллектуального и физического развития каждого воспитанника, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей, позитивных ориентиров жизненной карьеры.
Комплексная программа ЗОЖ – это сфера наибольшего благоприятствования для становления личности каждого ребенка. Она имеет неисчерпаемые возможности при создании системы успеха для каждого ребенка. Например, идеальная «модель» воспитанника детского дома, на мой взгляд должна обладать следующими ключевыми компетенциями, которые появятся у него вследствие правильного комплексного воздействия пропаганды здорового образа жизни:
1. Ценностно-ориентационная компетенция
2. Культурологическая компетенция
3. Коммуникативная компетенция
4. Информационно-технологическая компетенция
5. Социально-трудовая компетенция
Формат комплексной пропаганда ЗОЖ способствует выработку у воспитанников позитивных ориентиров жизненной карьеры:
- уважение собственного «Я» и общественного мнения,
- формирование правильного социально-общественного поведения, приобретение гибкого социального ролевого опыта,
- способности быстро без затруднений выходить из одной роли и выходить в другую, как того требует жизненная ситуация,
- демократизм общения,
- самостоятельность мышления,
- аналитику поведения и прогнозирование,
- проявления креатива и инициативы,
-доверие к детям и взрослым,
- готовность к правой ответственности.
Иными словами, продуманным сознательным отношением к собственному здоровому (т.е. правильному) образу жизни, полезному себе, семье и стране.
|