Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья

«Музыкотерапия как инструмент здоровьесберегающей технологии на занятиях хорового пения.
«Музыкотерапия как инструмент здоровьесберегающей технологии на занятиях хорового пения».
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.
Сократ
Проблема сохранения здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых идет на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.
Начиная с ХIХ века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие активнее идут восстановительные процессы. В начале ХХ века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействует на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Для обеспечения реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья, при выстраивании хода уроков, я основное внимание уделяю специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с учащимися становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового. Такие кратковременные физические упражнения под музыку как: изобразим различных животных, мы куклы- марионетки, бег ассоциаций, создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Необходимо активно использовать различные формы ритмотерапии (музыкально-ритмические упражнения), которые на уроках хорового пения и выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
В своей работе я использую разнообразные виды музыкально- практической деятельности: предлагаю ребятам попробовать себя в роли композиторов, исполнителей на музыкальных инструментах, дирижёров. Участвуя в данном виде деятельности, ребята могут подвигаться, что способствует расслаблению мышц рук, ног и спины; элементы движения, используемые во время игры в дирижёра, способствуют развитию координации. Такие виды деятельности плодотворно влияют на психофизическое состояние детей.
Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию, особенно в младшем школьном возрасте, оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. Хоровое и сольное исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический. Голос- это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и попеваемые звуковые сочетания, я практикую проведение на уроках тренингов, которые помогают устранению бормотания у доски, улучшению артикуляции и дикции, развивают координацию дыхания с речью. Если говорить о лечении музыкой, то лечит и другая музыка. Например, у некоторых народов Африки, Севера и отдалённых от цивилизованного мира стран кроме бубна или барабана ничего нет. В случае лечения больных спасают и они. У каждого народа, у каждого этноса свои музыкальные инструменты, «своя музыка», близкая по духу именно им.
Обобщая полученные учеными разных стран результаты исследований в области музыкотерапии, можно выделить, что:
• музыка влияет на дыхание;
• музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
• музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
• музыка влияет на температуру тела;
• музыка и звуки могут усилить иммунную функцию организма;
• музыка может усилить память и обучаемость;
• музыка повышает производительность труда;
• музыка стимулирует пищеварение;
• музыка повышает упорство;
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Музыкотерапия является одним из методов коррекционного и психотера-певтического воздействия в рамках «арт-терапии» и в настоящее время широко применяется психологами и педагогами в дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, колледжах, а также ВУЗах.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
При пассивной (рецептивной) музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как физиологический процесс. Активной формой музыкотерапии является вокалотерапия. Вокальное искусство, как и хоровое пение – самый популярный, горячо любимый и распространенный среди народов всего мира вид музыкального творчества. Ввиду широчайшей популярности и сильного эмоционально-психологического воздействия на слушателей, равно, как и на самих поющих, вокальное искусство по праву считается наиболее действенным средством нравственно-эстетического воспитания, духовного и физического оздоровления широких народных масс. Поэтому пение – работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.
Звук и вибрационные характеристики при вокальном и хоровом пении, испокон веков использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только около 20% произво-димого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса, его эмоциональная окраска и все музыкальное сопровождение — непосредственно к его чувствам. При вокальном и хоровом пении, человек получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, облегчается осознание собственных переживаний.
По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. В целом певческий процесс – это сложный психофизический акт.
Хорошее пение основано на правильной работе голосового и дыхательного аппарата, оно дает возможность использовать эмоциональное настроение в полную силу. Пение тесно связано с эмоциональной сферой, оно является музыкальным переживанием состояния поющего, так как тяга к музыкальному выражению идет через речедвигательный аппарат из подсознания под давлением психического состояния.
Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания, совершая в нас определенную работу. Поэтому правильное, хорошее пение, здоровые голоса способны выправлять и корректировать энергетические и физиологи-ческие искажения, благотворно влиять на весь организм. Все органы человека – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям. А вибрация — это сигналы личности, которые воспринимают люди всего мира, это единый язык для всех людей.
Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.
Звук, извлекающийся на улыбке становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и поющие уже с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Прежде чем научиться правильно, петь, необходимо научиться правильно дышать!
Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться.
Самое правильное и полезное дыхание – это полное дыхание. Оно венти-лирует легкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение.
Дыхательные упражнения по методике педагога-вокалиста А. Н. Стрельни-ковой, позволяющие освоить технику активного носового дыхания, активизи-ровать работу диафрагмы (упражнения «Ладошки», «Погонщик», «Насос», «Обними себя» и др.). Для повышения эффективности упражнений, выполняемых по методике А. Н. Стрельниковой, важны не только физические данные, но и психологический настрой. Кроме того, огромное значение имеет и порядок упражнений, содержащихся в комплексе. Автор методики в своих научных работах рекомендует для начала освоить самые простые упражнения – «Ладошки», «Насос», «Погонщик».
Упражнение под названием «Ладошки» обычно используют в качестве разминки перед началом дыхательной гимнастики. Его выполнение позволяет за короткий промежуток времени освоить технику носового дыхания. Каждая серия упражнений состоит из 4 вдохов и выдохов, осуществляемых без пауз. После окончания каждой серии необходимо отдыхать в течение 4 – 5 секунд. Иногда у нетренированных людей резко ухудшается самочувствие – появляются головокружение, слабость, тошнота. Эти симптомы не являются противопоказанием, они сигнализируют о том, что организм начал насыщаться кислородом. Во время вдоха, чтобы обеспечить беспрепятственное носовое дыхание, необходимо очень плотно сжать губы, а на выдохе, напротив, расслабить мышцы. При выдохе не следует резко выталкивать воздух, он должен выходить свободно.
Необходимо также учесть, что как и любая оздоровительная методика, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой имеет ряд противопоказаний к применению. Упражнения для диафрагмы легких не рекомендуется выпол-нять при тромбофлебитах, нарушениях свертываемости крови, высокой температуре тела, лихорадочных состояний. Пред началом тренировок целесообразно проконсультироваться с врачом, чтобы предотвратить развитие серьезных осложнений.
Для получения положительного эффекта необходимо следовать следующим правилам выполнения упражнений:
1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох – шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
2. Вы¬дох дол¬жен осу¬щес¬т¬в¬лять¬ся пос¬ле каж¬до¬го вдо¬ха са¬мос¬то¬ятель¬но (же¬ла¬тель¬но че¬рез рот). Не за¬дер¬жи¬вай¬те и не вы¬тал¬ки¬вай¬те вы¬дох. Вдох — пре¬дель¬но ак¬тив¬ный (но¬сом), вы¬дох — аб¬со¬лют¬но пас¬сив¬ный (че¬рез рот, не вид¬но и не слыш¬но). Шумного выдоха не должно быть!
3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастики нет вдоха без движения, а движения – без вдоха
4. Все вдохи - движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.
Упражнения стрель¬ни¬ков¬с¬кой ды¬ха¬тель¬ной гим¬нас¬ти¬ки ак¬тив¬но вклю¬ча¬ют в ра¬бо¬ту все час¬ти те¬ла: ру¬ки, но¬ги, го¬ло¬ву, та¬зо¬вый по¬яс, брюш¬ной пресс, пле¬че¬вой по¬яс и т.д. — и вы¬зы¬ва¬ют об¬щую фи¬зи¬оло¬ги¬чес¬кую ре¬ак¬цию все¬го ор¬га¬низ¬ма. Воз¬рас¬та¬ет пот¬реб¬ле¬ние кис¬ло¬ро¬да, по¬вы¬шен¬ную пот¬реб¬ность в ко¬то¬ром на¬зы¬ва¬ют «жаж¬дой кис¬ло¬ро¬да». И так как в этой гим¬нас¬ти¬ке все уп¬раж¬не¬ния вы¬пол¬ня¬ют¬ся од¬нов¬ре¬мен¬но с ко¬рот¬ким и рез¬ким вдо¬хом че¬рез нос (при аб¬со¬лют¬но пас¬сив¬ном вы¬до¬хе), в ре¬зуль¬та¬те уси¬ли¬ва¬ет¬ся внут¬рен¬нее тка¬не¬вое ды¬ха¬ние и повышается усвояемость кислорода тканями.
Ды¬ха¬тель¬ные уп¬раж¬не¬ния — это сво¬е¬об¬раз¬ная гим¬нас¬ти¬ка для брон¬хи¬аль¬ной мус¬ку¬ла¬ту¬ры. Речь идет о зна¬ме¬ни¬том стрель¬ни¬ков¬с¬ком вдо¬хе на сжа¬тии груд¬ной клет¬ки в уп¬раж¬не¬нии «Обни¬ми пле¬чи». Одна из глав¬ных зас¬луг стрель¬ни¬ков¬с¬кой ды¬ха¬тель¬ной гим¬нас¬ти¬ки зак¬лю¬ча¬ет¬ся в том, что она вос¬ста¬нав¬ли¬ва¬ет нор¬маль¬ное фи¬зи¬оло¬ги¬чес¬кое ды¬ха¬ние че¬рез нос. Тренируя рез¬кий, ко¬рот¬кий, ак¬тив¬ный вдох но¬сом, ды¬ха¬тель¬ная гим¬нас¬ти¬ка Стрель¬ни¬ко¬вой в крат¬чай¬шие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.
Приемы оздоровительного характера на занятиях хорового класса осуществ-ляются через постановку правильного певческого дыхания, осознание воздействия звуков на организм ребенка, лечебный эффект от пения русских народных песен, а так же использование специальных оздоровительных упражнений по системе Стрельниковой.
Категория: Университет здоровья | Добавил: Ylia (2012-06-05) | Автор: Хижняк Юлия Борисовна E
Просмотров: 2557 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru