Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья |
«Музыкотерапия как инструмент здоровьесберегающей технологии на занятиях хорового пения». Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто. Сократ Проблема сохранения здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых идет на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся. Начиная с ХIХ века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие активнее идут восстановительные процессы. В начале ХХ века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействует на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Для обеспечения реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья, при выстраивании хода уроков, я основное внимание уделяю специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с учащимися становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового. Такие кратковременные физические упражнения под музыку как: изобразим различных животных, мы куклы- марионетки, бег ассоциаций, создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Необходимо активно использовать различные формы ритмотерапии (музыкально-ритмические упражнения), которые на уроках хорового пения и выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. В своей работе я использую разнообразные виды музыкально- практической деятельности: предлагаю ребятам попробовать себя в роли композиторов, исполнителей на музыкальных инструментах, дирижёров. Участвуя в данном виде деятельности, ребята могут подвигаться, что способствует расслаблению мышц рук, ног и спины; элементы движения, используемые во время игры в дирижёра, способствуют развитию координации. Такие виды деятельности плодотворно влияют на психофизическое состояние детей. Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию, особенно в младшем школьном возрасте, оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. Хоровое и сольное исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический. Голос- это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и попеваемые звуковые сочетания, я практикую проведение на уроках тренингов, которые помогают устранению бормотания у доски, улучшению артикуляции и дикции, развивают координацию дыхания с речью. Если говорить о лечении музыкой, то лечит и другая музыка. Например, у некоторых народов Африки, Севера и отдалённых от цивилизованного мира стран кроме бубна или барабана ничего нет. В случае лечения больных спасают и они. У каждого народа, у каждого этноса свои музыкальные инструменты, «своя музыка», близкая по духу именно им. Обобщая полученные учеными разных стран результаты исследований в области музыкотерапии, можно выделить, что: • музыка влияет на дыхание; • музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление; • музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела; • музыка влияет на температуру тела; • музыка и звуки могут усилить иммунную функцию организма; • музыка может усилить память и обучаемость; • музыка повышает производительность труда; • музыка стимулирует пищеварение; • музыка повышает упорство; Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия является одним из методов коррекционного и психотера-певтического воздействия в рамках «арт-терапии» и в настоящее время широко применяется психологами и педагогами в дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, колледжах, а также ВУЗах. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной (рецептивной) музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как физиологический процесс. Активной формой музыкотерапии является вокалотерапия. Вокальное искусство, как и хоровое пение – самый популярный, горячо любимый и распространенный среди народов всего мира вид музыкального творчества. Ввиду широчайшей популярности и сильного эмоционально-психологического воздействия на слушателей, равно, как и на самих поющих, вокальное искусство по праву считается наиболее действенным средством нравственно-эстетического воспитания, духовного и физического оздоровления широких народных масс. Поэтому пение – работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон. Звук и вибрационные характеристики при вокальном и хоровом пении, испокон веков использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только около 20% произво-димого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса, его эмоциональная окраска и все музыкальное сопровождение — непосредственно к его чувствам. При вокальном и хоровом пении, человек получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, облегчается осознание собственных переживаний. По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. В целом певческий процесс – это сложный психофизический акт. Хорошее пение основано на правильной работе голосового и дыхательного аппарата, оно дает возможность использовать эмоциональное настроение в полную силу. Пение тесно связано с эмоциональной сферой, оно является музыкальным переживанием состояния поющего, так как тяга к музыкальному выражению идет через речедвигательный аппарат из подсознания под давлением психического состояния. Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания, совершая в нас определенную работу. Поэтому правильное, хорошее пение, здоровые голоса способны выправлять и корректировать энергетические и физиологи-ческие искажения, благотворно влиять на весь организм. Все органы человека – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям. А вибрация — это сигналы личности, которые воспринимают люди всего мира, это единый язык для всех людей. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и поющие уже с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Прежде чем научиться правильно, петь, необходимо научиться правильно дышать! Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Самое правильное и полезное дыхание – это полное дыхание. Оно венти-лирует легкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение. Дыхательные упражнения по методике педагога-вокалиста А. Н. Стрельни-ковой, позволяющие освоить технику активного носового дыхания, активизи-ровать работу диафрагмы (упражнения «Ладошки», «Погонщик», «Насос», «Обними себя» и др.). Для повышения эффективности упражнений, выполняемых по методике А. Н. Стрельниковой, важны не только физические данные, но и психологический настрой. Кроме того, огромное значение имеет и порядок упражнений, содержащихся в комплексе. Автор методики в своих научных работах рекомендует для начала освоить самые простые упражнения – «Ладошки», «Насос», «Погонщик». Упражнение под названием «Ладошки» обычно используют в качестве разминки перед началом дыхательной гимнастики. Его выполнение позволяет за короткий промежуток времени освоить технику носового дыхания. Каждая серия упражнений состоит из 4 вдохов и выдохов, осуществляемых без пауз. После окончания каждой серии необходимо отдыхать в течение 4 – 5 секунд. Иногда у нетренированных людей резко ухудшается самочувствие – появляются головокружение, слабость, тошнота. Эти симптомы не являются противопоказанием, они сигнализируют о том, что организм начал насыщаться кислородом. Во время вдоха, чтобы обеспечить беспрепятственное носовое дыхание, необходимо очень плотно сжать губы, а на выдохе, напротив, расслабить мышцы. При выдохе не следует резко выталкивать воздух, он должен выходить свободно. Необходимо также учесть, что как и любая оздоровительная методика, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой имеет ряд противопоказаний к применению. Упражнения для диафрагмы легких не рекомендуется выпол-нять при тромбофлебитах, нарушениях свертываемости крови, высокой температуре тела, лихорадочных состояний. Пред началом тренировок целесообразно проконсультироваться с врачом, чтобы предотвратить развитие серьезных осложнений. Для получения положительного эффекта необходимо следовать следующим правилам выполнения упражнений: 1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох – шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши). 2. Вы¬дох дол¬жен осу¬щес¬т¬в¬лять¬ся пос¬ле каж¬до¬го вдо¬ха са¬мос¬то¬ятель¬но (же¬ла¬тель¬но че¬рез рот). Не за¬дер¬жи¬вай¬те и не вы¬тал¬ки¬вай¬те вы¬дох. Вдох — пре¬дель¬но ак¬тив¬ный (но¬сом), вы¬дох — аб¬со¬лют¬но пас¬сив¬ный (че¬рез рот, не вид¬но и не слыш¬но). Шумного выдоха не должно быть! 3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастики нет вдоха без движения, а движения – без вдоха 4. Все вдохи - движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага. Упражнения стрель¬ни¬ков¬с¬кой ды¬ха¬тель¬ной гим¬нас¬ти¬ки ак¬тив¬но вклю¬ча¬ют в ра¬бо¬ту все час¬ти те¬ла: ру¬ки, но¬ги, го¬ло¬ву, та¬зо¬вый по¬яс, брюш¬ной пресс, пле¬че¬вой по¬яс и т.д. — и вы¬зы¬ва¬ют об¬щую фи¬зи¬оло¬ги¬чес¬кую ре¬ак¬цию все¬го ор¬га¬низ¬ма. Воз¬рас¬та¬ет пот¬реб¬ле¬ние кис¬ло¬ро¬да, по¬вы¬шен¬ную пот¬реб¬ность в ко¬то¬ром на¬зы¬ва¬ют «жаж¬дой кис¬ло¬ро¬да». И так как в этой гим¬нас¬ти¬ке все уп¬раж¬не¬ния вы¬пол¬ня¬ют¬ся од¬нов¬ре¬мен¬но с ко¬рот¬ким и рез¬ким вдо¬хом че¬рез нос (при аб¬со¬лют¬но пас¬сив¬ном вы¬до¬хе), в ре¬зуль¬та¬те уси¬ли¬ва¬ет¬ся внут¬рен¬нее тка¬не¬вое ды¬ха¬ние и повышается усвояемость кислорода тканями. Ды¬ха¬тель¬ные уп¬раж¬не¬ния — это сво¬е¬об¬раз¬ная гим¬нас¬ти¬ка для брон¬хи¬аль¬ной мус¬ку¬ла¬ту¬ры. Речь идет о зна¬ме¬ни¬том стрель¬ни¬ков¬с¬ком вдо¬хе на сжа¬тии груд¬ной клет¬ки в уп¬раж¬не¬нии «Обни¬ми пле¬чи». Одна из глав¬ных зас¬луг стрель¬ни¬ков¬с¬кой ды¬ха¬тель¬ной гим¬нас¬ти¬ки зак¬лю¬ча¬ет¬ся в том, что она вос¬ста¬нав¬ли¬ва¬ет нор¬маль¬ное фи¬зи¬оло¬ги¬чес¬кое ды¬ха¬ние че¬рез нос. Тренируя рез¬кий, ко¬рот¬кий, ак¬тив¬ный вдох но¬сом, ды¬ха¬тель¬ная гим¬нас¬ти¬ка Стрель¬ни¬ко¬вой в крат¬чай¬шие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. Приемы оздоровительного характера на занятиях хорового класса осуществ-ляются через постановку правильного певческого дыхания, осознание воздействия звуков на организм ребенка, лечебный эффект от пения русских народных песен, а так же использование специальных оздоровительных упражнений по системе Стрельниковой. | |
Просмотров: 2562 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|