Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья |
Инновационные технологии в учебном процессе по физической культуре для учащихся старших классов Принятая в Республике Казахстан Концепция развития образования до 2015 года направлена на изменение структуры системы образования, ее интеграцию в мировую образовательную среду и преодоление разрыва между Казахстаном и Западом в области образовательных технологий. Физическая культура в «Законе об образовании» представлена в общеобразовательных учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры в течение периода обучения, физическая культура входит в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Физическое воспитание в общеобразовательном заведении проводится на протяжении всего периода обучения учащихся и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс. Целью физического воспитания учащихся является формирование культурной личности. Оптимизация физического развития учащихся должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких и другие). Одной из важнейших педагогических задач является формирование соответствующей мотивации деятельности. Развитие у учащихся физкультурно-спортивных интересов должно осуществляться на основе: • усиления социально значимой мотивации интереса; • повышения качества учебного процесса; • дальнейшего улучшения условий занятий по физическому воспитанию; • сообщения учащимся большого объема специальных знаний и формирования на этой основе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом. Программа по физическому воспитанию учащихся содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный. Теоретический раздел предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, учебный материал практического раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, воспитание физических качеств, формирование навыков контроля и самоконтроля за функциональным состоянием организма в процессе занятий, контрольный раздел предусматривает дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы. Тесты проводились в начале учебного года как контрольные (входная диагностика), характеризующие подготовленность к учебному году, и в конце учебного года — как определяющие сдвиг за прошедший учебный год. Для привития интереса к занятиям физической культурой и повышения результатов необходимо широко использовать разнообразные средства физического воспитания и включать в занятия различные виды физических упражнений (аэробику, калланетику, ритмическую гимнастику и др.). Практический опыт показывает, что комплексные занятия более эффективны. Одним из показателей эффективности занятий является динамика спортивных результатов. Для определения роста динамики физических качеств были взяты две группы учащихся, одна из которых контрольная, другая экспериментальная. В обеих группах провели входную диагностику и определили первоначальный уровень подготовленности. Занятия в группах строились по такому типу: калланетика + ритмическая гимнастика, аэробика + силовая тренировка. Такая система занятий больше соответствует потребностям занимающихся, снимает утомляемость, укрепляет здоровье, повышает работоспособность, устраняет отклонения в их физическом, эмоциональном и социальном развитии. Практические занятия по физическому воспитанию для студентов контрольной и экспериментальной групп проводились по базовой и инновационной технологиям. Процедура тестирования проводилась одновременно для обеих групп, результаты заносились в протокол, а затем обрабатывались. Результаты тестирования (поднимание туловища из положения лежа, количество раз): в контрольной группе тестирования контрольное тестирование показало - 25, промежуточное тестирование - 29, итоговое тестирование - 34, а в экспериментальной группе контрольное тестирование показало - 25, промежуточное тестирование - 32, итоговое тестирование - 40. Обрабатывая данные в конце учебного года, пришли к выводу, что в экспериментальной группе уровень состояния здоровья и физической подготовленности повысился. Это подтверждают сделанные диаграммы. Сравнительный анализ результатов исследования, достигнутых экспериментальной группой учащихся, на данном этапе свидетельствует о более выраженном воздействии инновационной технологии на здоровье и физическом развитии студентов, чем у контрольной группы, занимающейся по традиционной системе физического воспитания в школе. Результаты исследования показали, что занятия по инновационной технологии в экспериментальной группе способствуют положительной динамике морфофункциональных показателей учащихся. Анализ учебных программ доказал необходимость применения нетрадиционных технологий обучения студентов. Литература: 1. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов «Теория и методика физического воспитания и спорта». М., 2001 г. 2. Б.И. Загорский «Физическая культура». М., 1989 г. 3. «Народное образование» - журнал, № 9/10, 1998 г. 4. Ресурсы Интернета. 5. Материалы научно-теоретической конференции. Алматы, 2004 г. | |
Просмотров: 1587 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|