Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья |
ПРЕДУПРЕЖДЕН - ЗНАЧИТ ЗАЩИЩЕН (ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ ВИЧ/СПИДа) (классный час для 10-11 классов) Цель: дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания. Задачи: формировать понятие о личной ответственности за свое здоровье; научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности. Оборудование: памятки «Правила работы в группах», рабочие листы «Ситуации риска» (каждому учащемуся), цветные квадратики для образования групп, 16 номеров для игры «Рукопожатия-царапки», призы. презентация Ключевые слова и понятия: ВИЧ (СПИД), вирус, патентный (скрытый, инкубационный) период, наркомания, проституция, группа риска, права человека, закон, ответственность, безопас¬ный секс, контрацепция, стерильность, разовые инструменты, гигиена, профилактика. Содержание классного часа I. Вводная часть. 1. Активизация участников классного часа. Деление на группы. Можно предложить выбрать фигурку (треугольник, квадрат, круг) и укрепить ее на груди. Затем предложить построиться в линию по принципу готовности к работе (работоспособности), по настрое¬нию (веселое или романтическое, грустное), готовности говорить или слушать. Предложить объединиться по схожести фигур, сесть за столы, выбрать имя и записать его на геометрической фигуре. 2. Напоминание правил работы в группах: 1) Каждый имеет право высказаться. 2) Думайте, прежде чем говорить. 3) Формулируйте свои выражения просто и ясно. 4) Умейте слушать и быть услышанными. 5) Уважайте мнение каждого члена группы. 6) Не оскорбляйте, не унижайте другого, даже если ваши точки зрения не совпадают. 7) Умейте дискутировать и делать общее заключение. 8) Умейте обсудить заданную проблему за отведенное время. II. Основная часть. 1. Сообщение темы классного часа, разъяснение ее важности для будущего каждого человека. Обсуждение в группах вопроса: - Что ты знаешь о ВИЧ (СПИДе)? ■ Предполагаемые ответы: ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, а СПИД - заболева¬ние, вызванное этим вирусом (синдром приобретенного иммуно¬дефицита). Вирус очень маленький, живет в крови человека. Долгое время зараженный этим вирусом ничем не отличается от здоровых людей. ВИЧ передается от больного к здоровому, может некоторое время жить вне организма. Вирус разрушает иммунитет человека, и человек становится уязвимым для любой инфекции. СПИД пока не излечим, болезнь заканчивается смертью. Есть лекарства, сдерживающие размножение вируса. Представитель одной из групп записывает результаты обсуж¬дения на доске, остальные дополняют. (При необходимости допол¬няет информацию и ведущий). 2. Игра «Рукопожатия-царапки». Для игры вызывается 16 участников. Им выдаются игровые номера, на одном из которых нарисован красный крестик. Участ¬никам не разрешается сообщать друг другу номера. Инструкция: • Постройтесь в две шеренги по 8 человек лицом друг к другу. • Совершите рукопожатие с игроком из противоположной команды, но так, чтобы тот, у кого на номере крестик, слегка ца¬рапнул партнера. • Сделайте по желанию еще 2-3 рукопожатия с кем хотите, при этом каждый, кого царапнули, должен обязательно передавать «ца¬рапку» всем партнерам по рукопожатию. Анализ итогов игры. - Что продемонстрировала игра, кто догадался? Предполагаемый ответ: - Она продемонстрировала высокую скорость распространения болезни. 3. Обсуждение в группах вопросов. Возможно заполнение анкеты с последующим обсуждением. (См. Приложения к классному часу. Приложение 1) 1) Как можно заразиться ВИЧ? (Через кровь (переливание крови от инфицированного): от больной матери при рождении, через грудное молоко; через меди¬цинские или другие инструменты, нарушающие целостность кож¬ного покрова; половым путем.) 2) Где можно заразиться ВИЧ? (В больнице, маникюрном или педикюрном кабинете, тату-салоне, пирсинг-салоне, салоне художественного шрамирования, в тюрьме, в местах, где собираются наркоманы, в армии, в местах скопления проституток.) 3) Кто входит в группу риска по ВИЧ? (Наркоманы, проститутки, медработники, заключенные, сол¬даты.) Представители групп заполняют на доске таблицу по вопро¬сам: Как? Где? Кто? Ведущий дополняет ответы: использует презентацию 4. Работа в группах по содержанию рабочих листов. ( Приложение 2, ) Обсуждение ситуации: - Насколько она опасна относительно возможности быть инфи¬цированным? - Какое продолжение может иметь описанный случай? - Как бы Вы поступили в такой ситуации? III. Заключительная часть. 1. Выступление ведущего с рассказом о правах и обязанностях граждан по охране здоровья. Право на охрану здоровья. Уголовная ответственность за умыш¬ленное заражение. Тайна обследования, права человека. Личная ответственность за свое здоровье. 2. Составление коллективного пожелания (напутствия) ровес¬нику «Как уберечь себя от ВИЧ?». - Давайте дорисуем солнышко так, чтобы на его лучиках были написаны или нарисованы советы, как уберечь себя от заражения ВИЧ. В центре солнышка нарисуйте лицо, которое отразит, на¬сколько сегодняшние знания и советы помогут вам избежать зара¬жения ВИЧ. Пожелание (напутствие) ровеснику «Как уберечь себя от ВИЧ?» • Будь осторожен в зонах риска. • Соблюдай личную гигиену. • Пользуйся разовыми или индивидуальными предметами, пред¬полагающими контакт с жидкими средами организма (к таким предметам относятся шприцы, лезвия, бритвы, несессеры и пр.). • Избегай случайных контактов. • Откажись от наркотиков. • Относись внимательно к своему здоровью IV. Подведение итогов. Ответы на индивидуальные вопросы. V. Рефлексия. - Укажите Ваше имя - Отразите степень Вашей включенности в работу группы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вспомните сегодняшнюю работу и продолжите фразы, отра¬жающие Ваши впечатления и чувства в ходе работы группы: Я понял Меня удивило _ Я почувствовал ____ Думаю Меня раздражаю _ Мне понравилось _ - Был ли момент, когда Вы испытали чувство «прорыва»? Когда это произошло? __ ПРИЛОЖЕНИЯ к классному часу по теме «Предупрежден - значит защищен» Приложение 1 Анкета 1. Что ты знаешь о ВИЧ (СПИДе)? - Расшифруйте ВИЧ и СПИД, это одно и то же? - Где живет вирус, может ли он жить вне организма, если да, то как долго? - Каковы размеры вируса? - Как много времени проходит с момента заражения до момен¬та обнаружения ВИЧ-инфекции? - Какое действие на организм оказывает вирус? - Как относится вирус к кипячению? -Каковы признаки болезни? -Излечимо ли это заболевание? 2. Как можно заразиться ВИЧ (СПИДом)? - Назовите источник заболевания. - Назовите способы передачи болезни. 3. Где можно заразиться ВИЧ (СПИДом)? - Назовите места, где надо соблюдать особую осторожность. 4. Кто составляет группу риска по ВИЧ? - Назовите группы людей или профессий, где вероятность за¬ражения особенно высока. 5. Как уберечь себя от ВИЧ? - Что конкретно надо делать, чтобы не заразиться? - Какие гигиенические правила могут уберечь от заражения? Приложение 2 Рабочий лист к теме «ВИЧ (СПИД)» Обсудите ситуации риска по вопросам: - Насколько каждая из них опасна заражением ВИЧ? - Какое продолжение имеет описанный случай? - Как бы Вы поступили в такой ситуации? 1. Мама попросила первоклассника сына по пути из школы вы¬нуть газеты из почтового ящика. Ребенок, вынимая почту, укололся об иглу шприца (его бросил в ящик один из наркоманов)... 2. У дома стояла компания ребят и девушек. Зина шла мимо. Ребята сказали, что им не хватает одной девушки для пары, и при¬гласили Зину в свою компанию. Она плохо знала ребят, но согла¬силась, так как не хотела в праздник быть одна. Им было весело, пили шампанское и играли в «бутылочку»... 3. У Влада на уроке из носа пошла кровь, Инна дала ему свой носовой платок. Мальчик хотел вернуть платок после стирки, но Инна сказала, что постирает сама, и положила его в карман. После урока Инна передвигала стул и поранилась о торчащий шуруп. Ру¬ка непроизвольно потянулась в карман, где лежал платок... 4. Ранним утром в подъезде собирались наркоманы, обычно они бросали шприц на пол, но сегодня захотели подшутить над жильцами. Они вставили иглу от шприца в пластиковую оболочку перил острием вверх... | |
Просмотров: 6362 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|