Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Развитие логического мышления на уроках математики в 12-летней школе (из собственного опыта работы) Газизова Татьяна Николаевна, учитель математики, СОШ № 16 имени Т.Айбергенова, г. Астана В Казахстане необходимость качественных изменений в системе школьного образования определена в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы. В данном программном документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе». В 2020 году в Казахстане осуществится полный переход на 12-летнюю модель обучения. Правительством республики разработан пошаговый План мероприятий по переходу на 12-летнее образование. В школе № 16 города Астаны, где я работаю, с 2004 года проходит эксперимент по внедрению 12-летней модели среднего образования и апробации учебно-методической литературы. Переход на 12-летнее обучение призван позволить выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство - пространство, нуждающееся в развитой духовно и нравственно личности, способной принимать самостоятельные решения, руководствуясь мышлением. Универсальный элемент мышления – логика. Полноценное развитие мышления современного человека, осуществляемое в ходе самопознания и общения с другими людьми, в ходе рассуждений и знакомства с образцами мышления, невозможно без формирования известной логической культуры. Искусство построения правильно расчлененного логического анализа ситуаций и вывода следствий из известных фактов путем логических рассуждений, искусство определять и умение работать с определениями, умение отличать известное от неизвестного, доказанное от недоказанного, искусство анализировать, классифицировать, ставить гипотезы, опровергать их или доказывать, пользоваться аналогиями, – все это и многое другое человек осваивает в значительной мере именно благодаря изучению математики. Опыт, приобретаемый в процессе решения математических задач, способствует развитию как навыков рационального мышления и способов выражения мысли (лаконизм, точность, полнота, ясность и т. п.), так и интуиции – способности предвидеть результат и предугадать путь решения. Математика пробуждает воображение. Математика – путь к первым опытам научного творчества, путь к пониманию научной картины мира. Наконец, курс математики содержит имеющую самостоятельное значение практическую, утилитарную составляющую. Для ориентации в современном мире каждому совершенно необходим некий набор знаний и умений математического характера (навыки вычислений, элементы практической геометрии – измерение геометрических величин, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с функцией и графиком, составление и решение пропорций, уравнений, неравенств и их систем и т. д.). Именно эти навыки я и стараюсь развивать, ибо они составляют в целом умение логически мыслить. В результате наблюдения за учебной деятельностью учащихся в 7-8 классах 12-летней школы (я работаю с 8 классом 12-летней школы второй год ) хочется подвести итоги: геометрические построения играют серьезную роль в математическом образовании школьника. Ни один вид задач не дает столько материала для развития математической инициативы и логических навыков учащихся как геометрические задачи на построение. Эти задачи обычно не допускают стандартного подхода к ним и формального восприятия их учащимися – ребята охотно решают задачи с примерами из жизни. В нашем городе много необычных зданий - Байтерек в виде высокой стрелы с шарообразной вершиной, Дворец мира и согласия в виде пирамиды и т.д. Задачи на основе наглядных примеров вызывают высокий интерес. Задачи на построение удобны для закрепления теоретических знаний учащихся по любому разделу школьного курса геометрии. Наличие анализа, доказательства и исследования при решении задач на построение показывает, что они представляют собой богатый материал для выработки у учащихся навыков правильно мыслить и логически рассуждать. В результате проведенного педагогического эксперимента можно сделать вывод о том, что развитию логического мышления у учащихся способствует систематическое нарешивание, начиная с простейших, постепенно переходя к более сложным заданиям. Задачи на построение – это задачи, которые значительно чаще других поражают красотой, оригинальностью и во многих случаях простотой найденного решения, что вызывает к ним повышенный интерес. | |
Просмотров: 796 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|