Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Главной задачей проводимых в последнее время мероприятий по реализации реформы образования является усиление практической направленности подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Это требует перестройки всего учебного процесса. В Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: «Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику. Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие профессионального образования на всех уровнях». Колледж — многопрофильное, многоступенчатое образовательное учреждение, занимающееся подготовкой специалистов, способных успешно вести организационно-творческую, исполнительскую и исследовательскую работу. Основным направлением стала подготовка специалистов с инновационным стилем мышления и деятельности по специальностям. Главный упор в обучении сделан на умение нестандартно и логически мыслить, принимать решения, на самостоятельную работу учащихся. Поиск путей совершенствования практической подготовки специалистов позволил выделить в качестве одного из подходов к решению данной проблемы моделирование профессиональной дея¬тельности в учебном процессе. Главная задача — приучать учащихся к самостоятельному преодоле¬нию трудностей, к собственному поиску решения задачи ориентироваться в стремительном потоке информации. Поэтому преподавателю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Сразу закономерен вопрос: Если в основу процесса обучения математики положить личностно-ориентированный подход к учащимся и на основе этого рассматривать принципы и методы обучения, то это позволит повысить качество обучения? Принципы личностно-ориентированного подхода. 1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. 2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо учитывать не только индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый учащийся группы должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. 3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь стать ребенку подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе обучения и воспитания учащихся. 4. Принцип выбора. Без выбора не возможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. 5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторон ах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я». 6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социометрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Одним из основных компонентов личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: - диалогичность; - деятельностно-творческий характер; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; - предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы: изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания,; стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого учащегося; учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач учебного материала. Организация занятия предполагает включение следующих моментов: учёт личностных особенностей учащихся; применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка; использование разнообразных форм общения; создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях; стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения; учащимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д. Опираясь на тезис И.С.Якиманской: «Каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда», на уроках математики я предоставлению ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий; использую нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; создаю условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; побуждаю ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы; организую занятия в малых группах на основе диалога, имитационно- ролевых игр, тренингов учебного общения; конструирую знания по математике для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся. Без проблемной составляющей урока личностно - ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Но проблемы на уроке математики в старших классах бывают разными, и решение различных проблем приводят к различным видам развития. Поэтому, я на своих уроках, стараюсь развить у учащихся интегральную способность решать возникающие проблемы. С точки зрения классической современной дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. В своей педагогической деятельности при обучении математике, используя данную технологию, при структурировании лично ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения. Работа над проблемой использования личностно - ориентированного подхода в обучении математике дает свои положительные результаты, повышается уровень мотивации к предмету математика, но и в тоже время растет качество знаний и уровень обученности. <br /><br /> Список литературы 1 ЛьвоваЮ.Л. Творческая лаборатория учителя. — М.: Просвещение, 1992. — 224 с. 2 Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации: Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана // Ваша газета. — 2005. — 26 февр. — С. 9-12. 3 «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Баланс, «С-инфо», 1997. — 208 с. 4 Ларин А.Е. Воспитание творческой активности учащихся ПТУ — М.: Высш. шк. — 1990. — 206 с. 5 ЭсауловА.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. — М.: Высш. шк. — 1982. — 223 с. | |
Просмотров: 1252 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|