Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Жунусова А.С., Мичуринский аграрно-технический колледж. Личностно -ориентированный подход в обучении математики.
Главной задачей проводимых в последнее время мероприятий по реализации реформы образования является усиление практической направленности подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Это требует перестройки всего учебного процесса. В Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: «Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику. Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие профессионального образования на всех уровнях».
Колледж — многопрофильное, многоступенчатое образовательное учреждение, занимающееся подготовкой специалистов, способных успешно вести организационно-творческую, исполнительскую и исследовательскую работу. Основным направлением стала подготовка специалистов с инновационным стилем мышления и деятельности по специальностям. Главный упор в обучении сделан на умение нестандартно и логически мыслить, принимать решения, на самостоятельную работу учащихся.
Поиск путей совершенствования практической подготовки специалистов позволил выделить в качестве одного из подходов к решению данной проблемы моделирование профессиональной дея¬тельности в учебном процессе. Главная задача — приучать учащихся к самостоятельному преодоле¬нию трудностей, к собственному поиску решения задачи ориентироваться в стремительном потоке информации.
Поэтому преподавателю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников
Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Сразу закономерен вопрос: Если в основу процесса обучения математики положить личностно-ориентированный подход к учащимся и на основе этого рассматривать принципы и методы обучения, то это позволит повысить качество обучения?
Принципы личностно-ориентированного подхода.
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача
образовательного учреждения. Необходимо учитывать не только индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески
содействовать их дальнейшему развитию. Каждый учащийся группы должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь стать ребенку подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе обучения и воспитания учащихся.
4. Принцип выбора. Без выбора не возможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях
постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторон ах своей личности.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию
и самостроительству своего «Я».
6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социометрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Одним из основных компонентов личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы: изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания,; стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого учащегося; учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач учебного материала.
Организация занятия предполагает включение следующих моментов: учёт личностных особенностей учащихся; применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка; использование разнообразных форм общения; создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях; стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения; учащимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д.
Опираясь на тезис И.С.Якиманской: «Каждому ребенку для развития и
самореализации нужна образовательная среда», на уроках математики я
предоставлению ученику свободы выбора способов выполнения учебных
заданий; использую нетрадиционных форм групповых и индивидуальных
занятий в целях активизации творчества детей; создаю условий для
творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; побуждаю
ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
организую занятия в малых группах на основе диалога, имитационно-
ролевых игр, тренингов учебного общения; конструирую знания по
математике для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.
Без проблемной составляющей урока личностно - ориентированного
образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление
препятствий – движение, неизменный спутник развития. Но проблемы на
уроке математики в старших классах бывают разными, и решение различных
проблем приводят к различным видам развития. Поэтому, я на своих уроках,
стараюсь развить у учащихся интегральную способность решать
возникающие проблемы.
С точки зрения классической современной дидактики, проблемное
обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные
ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем,
обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой
деятельности с усвоением готовых выводов науки.
В своей педагогической деятельности при обучении математике,
используя данную технологию, при структурировании лично
ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую
проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам
необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих
решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение
каждого, выполнить самоанализ правильности решения.
Работа над проблемой использования личностно - ориентированного
подхода в обучении математике дает свои положительные результаты, повышается уровень мотивации к предмету математика, но и в тоже время растет качество знаний и уровень обученности. <br /><br /> Список литературы
1 ЛьвоваЮ.Л. Творческая лаборатория учителя. — М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
2 Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации: Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана // Ваша газета. — 2005. — 26 февр. — С. 9-12.
3 «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Баланс, «С-инфо», 1997. — 208 с.
4 Ларин А.Е. Воспитание творческой активности учащихся ПТУ — М.: Высш. шк. — 1990. — 206 с.
5 ЭсауловА.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. — М.: Высш. шк. — 1982. — 223 с.
Категория: Математика | Добавил: Samal (2014-01-29)
Просмотров: 1252 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru