Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Развитие речи на уроках математики
Развитие речи на уроках математики

Я работаю в школе – интернате для детей с тяжёлым нарушением речи учителем математики. Основной контингент наших учащихся – это дети со средним уровнем познавательных возможностей, с общим недоразвитием речи разных уровней, с разными формами заикания.
Каждый учитель – предметник должен следит за правильностью, выразительностью речи учащихся, а не только учитель русского языка и литературы. Именно учитель является носителем высокой культуры, образцом устной грамотной речи, он оказывает огромное влияние на развитие речевой культуры учащихся.
Предмет математика – сложный предмет, наиболее трудоёмкий. Математика требует высокого умственного напряжения, развития мышления. Для сознательного усвоения знаний по математике необходимо умение логически мыслить, грамотно рассуждать, анализировать. Но в первую очередь он должен ясно, точно, кратко излагать свои мысли, правильно строить предложения.
Иногда учитель математики обращает внимание не за тем как говорит ученик, а что он говорит. Учителя интересует содержание ответа, а не его форма. Но именно на уроках математики учащийся должен привыкать к краткой, чёткой, логически обоснованной речи.
Важно, чтобы учителя математики постоянно следили за правильностью и точностью речи учащихся – верным употреблением терминов, склонением числительных, логичностью и доказательностью рассуждений.
Какие же средства можно рекомендовать учителю математики, поставившему себе целью решение проблемы развития речи учащихся?
К формам, приёмам и видам работы по коррекции речи на уроках математики можно отнести следующее:
I. Словарно-орфографическая работа.
- уточнение и обогащение словаря
- введение и закрепление математической терминологии
- работа над правильным произношением и написанием математических терминов.
Чтобы учащиеся правильно употребляли математические термины, обозначающие новые понятия, каждый из этих терминов должен сообщаться, изучаться. При сообщении термина должно быть указано его происхождение, его буквальный смысл, а затем должен быть исчерпывающе раскрыт его научный смысл; предлагать учащимся хорошие примеры, иллюстрации. Недостаточно глубокое, поверхностное усвоение понятия является в дальнейшем основной причиной его неправильного употребления учащимися; неясное, неполное понимание термина немедленно влечёт за собой неточную, расплывчатую туманную речь.
Новые факты, новые термины, исторические справки можно сообщать по рубрикой «Это интересно», «А знаете ли вы?». Подготовить такие исторические справки предлагаю учащимся (библиотека, интернет).
Можно проводить словарную работу, диктанты, решение кроссвордов. Предлагать учащимся разгадать ребусы, шарады.
Постепенно собирать материал по темам для рубрики «Учитесь говорить правильно», оформить стенд.
На разных этапах урока работа проводится по-разному. Если это новое слово, то, обычно, идёт его представление, знакомство, формулирование значения, освоение произношения, орфографии, представление на опорной схеме, введение в активный словарь. Можно активизировать эту работу: через выявление искомого слова, через работу с составляющими его буквами, слогами, частями. Например,
 ЦИЯ – ПЕ – ТРА (трапеция)
 НИЕ - РАВ – У - НЕ (уравнение)
 ШИ – НА –ВЕР (вершина)
Задания "Перепутанные буквы", "Найди слово".
В Л Д К Д П Ы Л С
М К Е Л Е У М Е Б
И О Р И М О Ф Н Ю
Ь Л Е Т Ч Е Й Ь Ш
Т Ф М Ь А С Т Ш И
Г Д Е Ч О Ж В Ь Т

Также можно использовать:
1. ведение словарей, где записывают новые термины (работа с математическим словарём)
2. использование «памяток»
3. написание словарных диктантов
4. придумывание историй, сказок, написание стихотворений с использованием математических терминов.
Такой подход обеспечивает одновременное коррекционно-развивающее воздействие на внимание, память, наблюдательность, мышление и, как следствие, речевую деятельность. Создаётся возможность самостоятельной умственной деятельности при определении нового слова в сочетании с занимательно-развивающим характером предлагаемых заданий.
II. Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью, умение говорить фразовой речью.
- Ответы на вопросы учителя.
- Готовить краткие сообщения по дополнительной литературе и выступать с ними перед одноклассниками.
- Ответы на вопросы учителя.
- Комментирование выполняемых действий
- Объяснение, доказательство ответа, рассуждения при выполнении задания.
- Речевая отработка алгоритмов действий по опорным схемам, речевым моделям, образцам высказываний, плану, инструкции.
III. План ответа: "Характеристика целого числа"
1. Прочитай число.
2. Это число 1, 2, 3: значное
3. В этом числе: единиц -…; десятков- ...; сотен - …
4. Это число (чётное, нечётное)
5. Это число (простое, составное).
Каждое слово учителя, каждый его жест, должны помогать учащимся воспринимать предмет изложения. Внешние особенности речи учителя не должны отвлекать учащихся. Речь учителя не должна быть слишком быстрой, поскольку некоторые учащиеся могут не успеть за полётом мысли. Но она не может быть и слишком медленной, так как при таком изложении может потеряться мысль изложения.
Максимальное внимание выработке правильной математической речи нужно уделять, начиная с пятого класса.
Многочисленные отклонения от литературной нормы в школьной практике встречаются и в старших классах при чтении выражений с переменными и названий функции. Можно услышать, например: «а равен двум», «икс равно восьми», «синус икс равно половине», «логарифм два икс минус пять по основанию три равно единице» и т.п.
Необходимо систематически учить ребят правилам чтения буквенных выражений. Можно привести несколько примеров.
Так, в русском языке названия латинских букв x, y, z – мужского рода, остальных латинских букв среднего рода. Надо читать так: «a равно семи», «b равно минус пяти», но «x равен трёмстам», «у равен десяти» и т.д.
При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:
2у – «два игрек», а не «два игрека»;
7х – «семь икс», а не «семь иксов»
Названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам:
«альфа равно тридцати градусам»;
«два гамма равны ста восьмидесяти градусам»
Ударения в названиях всех греческих букв, кроме омега и омикрон – на первом слоге.
Всем учащимся выдаю справочные листы – таблицы с буквами греческого и латинского алфавита. По мере необходимости обращаемся к этим таблицам.
Каждый учитель должен помнить, что в русском языке у терминов нет уменьшительно – ласкательной формы. Нельзя использовать в математической речи термины в уменьшительно-ласкательной форме. Например: квадрат – квадратик, луч – лучик и т.д.
Успехи учащихся в изучении математики находятся в прямой связи с культурой устной и письменной речи. Необходимо постоянно вести работу по выработке устойчивой привычки аккуратно, ответственно относиться к письменному оформлению решения задач, используя необходимые объяснения, не допуская грамматических ошибок, нелепых сокращений слов.
В нашей школе это мы делаем систематически, так как у многих учащихся проявляется моторная, сенсорная алалия, заикание, ринолалия, дисграфия разной степени,
Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность ребенка овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение.
Таким учащимся трудно ориентироваться в пространстве, возникают проблемы не только на уроках чтения и письма, но и на уроках по другим предметам. На математике не в силах прочитать условия задачи, в геометрии – запомнить и различить фигуры.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание.
Каждый учитель по совету логопедов школы использует памятку для закрепления речевого дыхания у учащихся:
1. Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
2. Говорить можно только на выдохе.
3. Вдох всегда короткий, а выдох – плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
4. Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
5. На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
6. Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
7. Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.

Помочь учащимся овладеть грамотной речью – задача, которую решает учитель математики наравне со всеми учителями школы – интерната.
Категория: Математика | Добавил: toshka (2014-01-30) | Автор: Ташмагамбетова Хайнил - Хаят Муханб E
Просмотров: 3597 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 9:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru