Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Тема: Решение квадратных уравнений. Алгебра. 8 класс
I этап: Актуализация
Вступление учителя:
При решении текстовых задач с несколькими неизвестными используется алгебраический метод решения, т.е. составление и решение уравнений. Многие задачи приводят к квадратным уравнениям. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры. Современные обозначения и решение квадратных уравнений были найдены в трудах Леонардо Фибоначчи, Михаила Штифеля, Рене Декарта, Исаака Ньютона и Франсуа Виета.
Решение квадратных уравнений по формулам связано с вычислениями выражений, зависящих только от значений коэффициентов квадратного уравнения; с помощью теоремы Виета корни квадратного уравнения могут быть найдены подбором, могут быть определены знаки корней, но многие свойства коэффициентов не отражены в школьных учебниках математики, а зная их, можно экономить время и эффективно решать уравнения.

II этап: Анализ домашней работы: Наибольшее число ошибок допускается при нахождении дискриминанта, а именно в произведении 4ас неверно определяется знак «-» или «+».
Повторим материал 6 класса: если в произведении чётное число отрицательных множителей, то ставится знак «+», если в произведении нечётное число отрицательных множителей, то ставится знак «-». Примечание: число 4 формуле имеет знак «-».

D = b – 4ас.

Дискриминант квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0

Проверим: Решим: (устно)

D = 4 - 4 5 (-1)= 16+20=36

D = (-2) - 4 16 (-5)= 4+320=324

D = (-36) - 4 28 11= 1296 - 1232= 64

D = 21 - 4 (-49) (-2)= 441-392=49

D=(–3) – 4 (-2) (-1) =
D= 6 – 4 9 1=
D=1 – 4 (-20) 1=


III этап: лабораторная работа
Тема: Решение квадратных уравнений.
Цель: исследование свойств коэффициентов квадратного уравнения; существования наличия связей между коэффициентами квадратного уравнения, которые помогут более эффективно и экономично решать его.
Практическое нахождение корней уравнения с помощью циркуля и линейки.
Оборудование: набор квадратных уравнений, циркуль, линейка, карандаш.
Объект исследования: квадратные уравнения.
Ход работы:
I этап
Некоторые свойства коэффициентов квадратного уравнения.

1. Если а и с имеют противоположные знаки, то уравнение имеет действительные корни. А именно:
Если с – положительное число корни имеют одинаковые знаки (в <0, то корни положительные; в>0, то корни отрицательные).
Если с – отрицательное число корни имеют противоположные знаки ( в>0, то корень больший по модулю отрицательный).

Выполнить задание: тесты ВОУД

2.
Если а + в + с = 0 , то х =1, х = .

Пример. Рассмотрим уравнение х2 +4х – 5= 0.
а+ b+c= 0, х =1, х = . 1+ 4+(–5)= 0.
Значит корнями этого уравнения являются 1 и –5. Проверим это с помощью нахождения дискриминанта:
D= b – 4ас= 4 – 4∙1∙(–5)= 36.
х = = = – 5.
х = = =1.

3.

Если а + с = в, то х = –1, х =

Пример. Рассмотрим уравнение 2х2 +8х +6 = 0.
Если b= а+c, то х = –1, х = . 8 =2 +6.
Значит корнями этого уравнения являются –1 и –3. Проверим это с помощью нахождения дискриминанта:
D= b – 4ас=8 – 4∙2∙6= 16.
х = = = –3.
х = = = –1.
4. Закономерность коэффициентов:
1) Если в уравнении ax2 + bx + c = 0 коэффициент b равен (а2 +1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х = –а; х = – .
Пример. Рассмотрим уравнение 6х2 +37х +6 = 0.
х = –6; х = – .
2) Если в уравнении ax2 – bx + c = 0 коэффициент b равен (а2 + 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х = а; х = .
Пример. Рассмотрим уравнение 15х2 –226х +15 = 0.
х = 15; х = – .
3) Если в уравнении ax2 + bx – c = 0 коэффициент b равен (а2 – 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х = –а; х = .
Пример. Рассмотрим уравнение 17х2 +288х – 17 = 0.
х = –17; х = .
4) Если в уравнении ax2 – bx – c = 0 коэффициент b равен (а2 – 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х = а; х = – .
Пример. Рассмотрим уравнение 10х2–99 х – 10 = 0. х = 10; х = – .
II этап
Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки
Графический метод решения квадратных уравнений имеет существенные недостатки: он достаточно трудоёмкий, при этом точность построения кривых — парабол низка.
Указанные проблемы не присущи предлагаемому ниже методу, предполагающему относительно более точные построения циркулем и линейкой.
Чтобы произвести такое решение, нужно выполнить нижеследующую последовательность действий.

1. Построить в системе координат Oxy окружность с центром в точке , пересекающую ось y в точке C(0;1).

2. Абсциссы точек пересечения окружности с осью Ох – корни уравнения.
Возможны три случая:
• длина радиуса окружности превышает длину перпендикуляра к оси абсцисс, опущенного из точки S: в этом случае окружность пересекает ось x в двух точках, а уравнение имеет два действительных корня, равных абсциссам этих точек;
• радиус равен перпендикуляру: одна точка и один вещественный корень кратности 2;
• радиус меньше перпендикуляра: корней в множестве нет.

Задание №121(3,4)

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка: в течение урока по ходу решения уравнений: по тексту лабораторной работы, из набора, а также за задания ВОУД учащиеся получают карточки (см. приложения) и в конце урока каждый находит среднее арифметическое своих оценок.
Домашнее заданние:

1. Теоритический материал. х2 + рх + q = 0,
Рассмотреть приведённое квадратное уравнение, где р и q – любые числа отличные от нуля.
Если свободный член q приведённого квадратного уравнения положителен ( q > 0 ), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня
и это зависит от второго коэффициента р. Если р > 0 , то оба корня отрицательны ,
если р < 0 , то оба корня положительны.
ПРИМЕР:
х – 14х + 48 = 0 х + 19х + 90 = 0
х = 6 , х =8 , х = -9 , х =-10
ОТВЕТ : 6; 8 ОТВЕТ : - 9 ; - 10

Если свободный член q приведённого квадратного уравнения отрицателен ( q < 0 ), то уравнение имеет два различных по знаку корня,
причём больший по модулю корень будет положителен, если р < 0,
если р > 0 - отрицателен.
х – 2х - 15 = 0 х + 2х - 8 = 0
х = 5 , х =-3 х =-4 , х =2
ОТВЕТ : 5 ; -3 . ОТВЕТ : - 4 ; 2.

2. Решить квадратные урвнения с помощью циркуля и линейки

№121 (1,2) учебник для 8 класса «Алгебра» /А. Абылкасымова, И. Бекбоев , А. Абдиев, З. Жумагулова/.

3. Решить квадратные уравнения с использованием свойств коэффициентов :

№129(1,4)

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВОУД (задания из сборника тестов):

Не решая уравнений, укажите, какие из них имеют корни с противоположными знаками:

Задание 1:
х - x - 6=0
х -5x + 6=0
х - x - 12=0
х - 8x + 15=0
х - 2x - 15=0

А. 1,2,3
В. все
С. 1,3,5
Д. 4,2,3
Е. 2,3,4,5 Задание 2:
х - 3x - 54=0
х + x - 12=0
2х + 7 x + 3=0
5х + 4x - 1=0
3х - 5x - 2=0

А. 1,3,5
В. 1,2,3
С. 1,2,4,5
Д. все
Е. 3,4,5 Задание 3:
2х + 5x - 3=0
3х + 5x - 3=0
4х + 13x + 3=0
х - 11x + 30=0
х + 15x + 54=0

А. 1,3,5
В. 1,2,5
С. 1,2
Д. все
Е.4,5 Задание 4:
х - 4,5x + 2=0
3х +8x -3=0
3х + 7x - 3=0
х - 7x + 10=0
х - 3x - 18=0

А. 1,2,3
В. 2,3,5
С. 3,4,5
Д. 1,5
Е. все

Задание 5:
х - x - 20=0
5х -26x + 3=0
х + 10 x + 9=0
х - 4x + 3=0
х - 2x - 3=0

А. 1,2,5
В. 1,3,5
С. 1,5
Д. 3,4,5
Е. все
ФИ____________________________________
Ответы:
Задание 1:
Задание 2:
Задание 3:
Задание 4:
Задание 5:

Ответы:
Задание 1: С. 1,3,5
Задание 2: С. 1,2,4,5
Задание 3: С. 1,2
Задание 4: В. 2,3,5
Задание 5: С. 1,5

Набор уравнений:

Свойства коэффициентов квадратного уравнения:
I. №128(4), №133 (4)

а) 4х2 – 12х +8х = 0.
б) х2 – 6х + 5= 0.
в) 45х2 – 23х - 22= 0
г) х2 + 6х - 7= 0
д) 11 х2 + 25х - 36= 0.
е) 3х2 + 5х - 8= 0
ж) 5 х2 – 7х + 2= 0
з) 5х2 + 4х - 9= 0
и) 2х2 + 3х + 1= 0
к) х2 + 17х - 18= 0
л) 345х2 – 137х - 208= 0.


II. №130(2), №133 (1,2,6)

а) 2х2 + 3х + 1= 0.
б) 5х2 - 7х - 12= 0.
в) 3х2 + 5х + 2= 0.
г) 11х2 + 25х + 14= 0.
д) 5х2 + 4х - 1= 0.
ж) х2 + 4х + 3= 0
з) 5х2 - 4х - 9= 0.
и) 100 х2 - 97х - 197 = 0
к) 7х2 + 2х - 5=0
е) 2008 х2 + 2005х – 3 = 0

Закономерность коэффициентов:
а) 5х2 + 26х + 5= 0. б) 7х2 + 48х –7 = 0.
b = (а2 +1); b = (а2 –1);

в) 7х2 + 50х + 7= 0.

г) 11х2 - 122х + 11= 0.

С помощью циркуля и линейки: №121 (3,4)

х2 - 2х - 3 = 0.

х2 + 2х - 3= 0.

х2 - х – 6 = 0.

х2 + 4х + 6= 0.

х2 - 4х + 4= 0.


Если а и с имеют противоположные знаки,
то уравнение имеет действительные корни.
А именно:
Если с – положительное число корни имеют одинаковые знаки:
в <0, то корни положительные;
в>0, то корни отрицательные.

Если с – отрицательное число корни имеют противоположные знаки:
в>0, то корень больший по модулю отрицательный.

Закономерность коэффициентов Корни уравнения
ax2 + bx + c = 0

b = (а2 +1), с = а
х = –а; х = –

ax2 – bx + c = 0

b = (а2 +1), с = а

х = а; х =

ax2 + bx – c = 0
b = (а2 - 1), с = а
х = –а; х =

ax2 - bx – c = 0

b = (а2 - 1), с = а х = а; х = -
Категория: Математика | Добавил: суперирина (2014-02-03) | Автор: Острянина Ирина E
Просмотров: 2760 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 9:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru