29 октября 2009 года 6 «Г» класс Интегрированный урок по математике и технологии Учитель технологии Лядская Н.Н., Учитель математики Мельникова Л.М. 1. Тема урока: «Определение элементов окружности при моделировании конических юбок и выполнении орнаментальных узоров» 2. Цель: -Обучающая: Применение математических знаний о круге и окружности для построения чертежей конических юбок и конструктивных элементов орнаментальных узоров. -Развивающая: Развитие вычислительных умений по определению элементов окружности при построении чертежей изделий и графических навыков в построении чертежей дуг и окружностей; -Воспитывающая: Воспитание творческого интереса и познавательной потребности применения математических знаний для конструирования изделий; 3. Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности. 4. Форма организации урока: Беседа и самостоятельная работа. 5. Методы проведения занятия: 1. Объяснительно-иллюстрационный (Беседа, инструктаж). 2. Репродуктивный (Алгоритмированное обучение). 3. Проблемно-поисковый (Выбор фасона изделия). 4. Практический метод (Самостоятельная работа). 5. Метод контроля (Оценка работы учащихся: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя). 6. Объект труда: 1. Чертеж юбки «полусолнце» и «солнце». 2. Орнаментальный узор в круге для резьбы по дереву. 7. Межпредметные связи: Русская литература – изложение материала, ответы учащихся, термины; русский язык – правильность написания краткой записи в тетрадях; история – исторические сведения о юбке и резьбе по дереву; изо – выполнение узоров и чертежей; биология – основные точки на фигуре человека; 8. Дидактическое обеспечение урока: 1. Пособия печатные дидактические: Круг с обозначением необходимых элементов. Формулы определения длины окружности, радиуса и диаметра. Чертежи построения конических юбок «полусолнце» и «солнце». Узоры в круге для выполнения резьбы по дереву. 2. Карточки инструкционные: Построение чертежа конической юбки «полусолнце». Шаблоны для проверки правильности построения конической юбки «полусолнце» и «солнце»; Выполнение орнаментальных узоров; 3. Модели демонстрационные: Модель юбки «полусолнце» и «солнце». Изделия ДПИ, оформленные резьбой по дереву. 4. Инструменты для конструирования: циркуль, линейка, карандаш, ластик, лента сантиметровая, калькулятор, линейка закройщика М 1:4. 9. Литература: 1. Березнев А.В. и Березнева Т.С. «Резьба по дереву», «Мастер», г. Минск, 2000 г. 2. Семенцов А.Ю. «Резьба по дереву», «Современное слово», г. Минск, 2000 г. 3. Ударцева Л.В. «Школа пошива женских юбок», «Диамант», С-Петербург, 1994 г. 4. Чернякова В.Н. «Технология обработки тканей», 6 класс, «Просвещение», Москва, 2000 г. Содержание урока: 1. Организационный этап (2 мин.). 2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности (8 мин.). 3. Изучение нового материала (20 мин.). 4. Закрепление новых знаний (5 мин.) 5. Вводный инструктаж (10 мин.). 6. Самостоятельная работа (35 мин.). 7. Заключительный инструктаж (8 мин.). 9. Рефлексия (2 мин.). Ход урока: 1. Организационный этап (2 мин.) 1. Приветствие. 2. Проверка подготовленности к уроку. 3. Организация внимания. 4. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения. Технология: Урок технологии мы проведем совместно с математикой и привлечением знаний с других областей наук: русского языка и литературы, истории, изо, биологии. Такая деятельность называется интеграцией. Математика: Мы уже знаем некоторые геометрические тела и фигуры. На уроке нам понадобятся знания о круге, окружности и их элементах. 2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельн. (8 мин.). 1. Сообщение темы урока: «Определение элементов окружности при моделировании конических юбок и выполнении орнаментальных узоров» 2. Формулирование целей урока совместно с учащимися: -Применение математических знаний о круге и окружности для построения чертежей конических юбок; -Применение формул для определения конструктивных элементов орнаментальных узоров. 3. Практическая значимость: математические знания о круге и окружности помогут быстро и точно построить чертежи конических юбок и выполнить орнаментальные узоры для резьбы по дереву, содержащей различные окружности и скругления. 4. Учебная проблема: Как математические знания об окружности и ее элементах помогут нам в построении чертежей и выполнении узоров? 5. Актуализация субъективного опыта школьников. Математика: Какая геометрическая фигура называется окружностью? - Записать формулу для определения длины окружности. – С=2πR; С=πD; Назвать элементы окружности.- Центр окружности, диаметр, радиус. Дать определение кругу. - Выразить диаметр через радиус. - D=2R; Из формулы длины окружности выразить радиус и диаметр. – R=С/2π; D=С/π; Указать окружности на изображенных предметах: 4. Изучение нового материала. (20 мин.) 4. Изучение нового материала. (20 мин.) Технология (Д): Модели юбок различают по силуэту, по покрою и по способу носки . 1. По силуэту юбки бывают: прямые, расширенные к низу, зауженные к низу. Как вы можете определить силуэты представленных юбок? На какие геометрические фигуры они похожи? Какого силуэта эти юбки? Прямого силуэта Расширенная к низу Зауженная к низу 2. Модели юбок различают еще и по покрою: прямые, клиньевые и конические или клешевые. 3. Еще модели юбок различают по способу носки. Для одних изделий опорой являются плечи. Это плечевые изделия. Для других – линия талии. Это поясные изделия. Что служит опорой для юбки? (Линия талии) К какому виду изделий по способу носки относится юбка? (К поясному). Какую по форме линию образует талия? (Окружность) Технология (М): После изготовления изделий проводится их отделка. Одним из видов отделки является геометрическая резьба, основой которой являются геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры можно использовать для резьбы? (Треугольники, прямоугольники, квадраты). Какая геометрическая фигура больше всего подходит для изделий с плавными криволинейными контурами? (Круг) Математика: Нам предстоит все знания, полученные на уроках математики об окружности, круге и их элементах, применить для выполнения практических работ на уроках технологии. Если в формуле С=πD, диаметр выразить через радиус, то какой вид примет формула? (С=πR) Чему равен радиус из этой формулы? (R=С/2π;) Технология (Д.) Мы знаем, что изготовление одежды выполняется в определенной последовательности. Назовите последовательность изготовления одежды. (Конструирование, моделирование, раскрой, пошив) Из каких этапов состоит процесс конструирования? (Измерение фигуры, расчет конструкции, построение чертежа, изготовление выкройки). Для выполнения чертежа юбки необходимо выполнить определенные измерения фигуры в зависимости от модели юбки. Нам предстоит выполнить модель конической юбки «полное солнце» и «полусолнце» Какие это юбки по силуэту? (Расширенные к низу) Какие по покрою? (Конические) Почему их называют коническими? (Т.к. их силуэт и покрой напоминает конус) Для построения чертежей конических юбок необходимы мерки От и Ди Как выполняется мерка обхват талии От? (По самому узкому месту фигуры) А мерка длины юбки Ди? (По правой стороне, от низа тесьмы, которой опоясана талия, вниз до желаемой длины) Для выполнения чертежа юбки «полное солнце» существует упрощенная формула определения радиуса, необходимого для построения выемки по талии: R1 =От/ 6; R2 =R1 + Ди, где: R1 – радиус выемки по линии талии; R2 - линия низа юбки; Ди – мерка, определяющая длину изделия; Технология (М) Для выполнения композиции геометрической резьбы в круге необходимо определить диаметр окружности. Затем определить радиус этой окружности. От края изделия необходимо отступить 1-2 см, т.к. резьба по краю не выполняется. 5. Закрепление новых знаний (5 мин.) Вопросы для закрепления: 1. Какого силуэта коническая юбка? (Расширенная к низу) 2. Какая эта юбка по покрою? (Коническая) 3. Какие мерки нужны для построения чертежа конических юбок? (От и Ди). 4. По каким формулам выполняют чертеж конической юбки «полное солнце»? (R1 =От/ 6; R2 =R1 + Ди), 5. Дайте определение радиусу. 6. Чему равна длина окружности? (С=πD, С=πR) 7. Какая мерка соответствует длине окружности? (От) 8. В масштабе 1:4 начертить окружность, диаметр которой равен 60 см, пользуясь линейкой закройщика и циркулем. 9. Как рассчитать радиус для выполнения композиции геометрической резьбы в круге? (Надо определить диаметр этого круга, отступив от края 1-2 см, и разделить его пополам) 6. Вводный инструктаж (10 мин.) Технология (Д): Пользуясь инструкционной картой №1: 1. Выполнить измерения фигуры. 2. Рассчитать конструкцию юбки «солнце». 3. Пользуясь таблицей самоконтроля. Проверить значение R1 по значению мерки От. 4. Выполнить чертеж юбки. 5. Правильность построения чертежа проверить с помощью проверочных шаблонов. Технология (М) Для выполнения композиции геометрической резьбы в круге необходимо выполнить некоторые измерения. Помните, что от края изделия необходимо отступить 1-2 см, т.к. резьба по краю не выполняется. Для этого надо рассчитать радиус круга. 7. Самостоятельная работа ( 35 мин.) 1. Измерение фигуры: Ролевая игра «Заказчик- закройщик» Распределение ролей; Выполнение измерений и запись в таблицу №1 измерений Таблица №1 № п/п Название измерений Мерка Измерения 1 Обхват талии От 2 Длина изделия (юбки) Ди 2. Расчет конструкции: Инструкционная карта №1 № п/п Наименование Формула Результат 1 Определить середину отрезка (.) О 2 Радиус выемки по талии вспомогательная линия талии) ОR1 =От/6 3 Радиус по линии низа ОR2 =R1 + Ди 4 По л. талии по косой нити выемку уменьшить на 1 см См. чертеж Построение 3. Построение чертежа Чертеж конической юбки «солнце» (На развернутом листе бумаги) ? КРОМКА 4. Пользуясь измерительными и чертежными инструментами, нарисовать композицию геометрической резьбы, основой которой является круг Текущий инструктаж (В ходе выполнения самостоятельной работы в виде контрольных обходов) Обход 1: Проверка организации рабочего места. Обход 2: Проверка правильности выполнения трудовых приемов. Обход 3: Проверка правильности проведения самоконтроля. 8. Заключительный инструктаж (8 мин.) Математика: Анализ полученного изображения: Какая фигура получилась? (Два полукруга, т.к. ткань сложена вдвое) Чему равен R1 ? Чему равен R2 ? Покажите диаметр, чему он равен? Показать линию талии. Чему она равна и почему? Где еще может применяться построение окружности и определение диаметра и радиуса? (В чертежах сумок, головных уборов, рукавов) 9. Этап рефлексия (2 мин.) Заполнить карточку обратной связи.
|